Где-то между Тибетом и Индией находится одно небольшое малоизученное государство – Бутан. Это единственная страна в мире, где вместо ВВП введено «валовое национальное счастье», также там запрещено убивать животных, а для посещения Бутана надо показать высокий доход: туристы должны тратить не менее 250 долларов в день, так бутанцы защищают свой веками создававшийся национальный «микроклимат».
Но какими энергетическими ресурсами «подпитывается» эта уникальная страна? Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) попытался разобраться в теме.
Затерянная в горах и покрытая на 70% лесами страна Бутан известна своим чистым воздухом. Это первая в мире страна, в которой был зарегистрирован отрицательный выброс углерода, то есть королевство способно поглощать больше углекислого газа, чем производит. Еще в 2017 году исследования показали, что Бутан производит 2,2 миллиона тонн CO2, однако его леса могут поглощать почти в три раза больше. Окружающей среде местные жители всегда уделяли много внимания. Кстати, их всего около 800 000 человек.
Соответственно, и учитывая гористую местность Бутана, очевидно, что с гидроэнергетикой у этой страны должно быть всё в порядке. Так и есть, большая часть энергии вырабатывается за счёт гидроэнергетики: гидроэнергетика обеспечивает 14% ВВП и 26% государственных доходов, а гидроэнергетический потенциал страны оценивается в 30 000 МВт.
Проект гидроэлектростанции Чхукка, первый мегаэнергетический проект в Бутане, был введён в эксплуатацию в 1986 году. Сектор является важной опорой экономического роста. Но и потенциал огромен, до сих пор Бутан смог использовать только 1,6% своей мощности.
Бутан стремится снизить свою энергозависимость от южного соседа, Индии. Поскольку гидроэнергетика сильно зависит от капризов местного климата, в то время как индусы помогают стабилизировать ситуацию. Тем не менее, Бутан надеется нарастить темпы развития ВИЭ, чтобы и в этом плане стать более независимыми.
Власти разработали план по энергетической безопасности. Например, было принято решение диверсифицировать энергобаланс с помощью более активного «подтягивания» солнечной, ветровой и биоэнергетики. Что касается солнечной энергии, то власти пообещали добавить от 300 до 400 мегаватт (МВт) мощностей по её выработке в ближайшие два-три года, как заявило в феврале Министерство экономики королевства. Также было озвучено более активно развивать и главного «кормильца» - гидроэнергетику - с помощью Индии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако, темпы развития пока довольно плачевны. Лет 15 назад Бутан громогласно объявил, что к сегодняшнему дню запустит четыре ГЭС. В итоге была запущена только одна, Мангдечху. Другие три продолжают строиться, причём их стоимость выросла на миллиард долларов, а в обозримом будущем из трех ГЭС будет завершена лишь одна. Речь о проекте Punatsangchhu, который должен начать работу в октябре 2024 года. Проект должен был быть завершен в 2016 году, но в результате массивного оползня был отложен.
В чём же причина? В целом комплексе факторов, от традиционной неспешности бутанцев, исповедующих махаянский (тантрический) буддизм, до геологических и административных проблем. Тем не менее, власти Бутана объявили, что будут укреплять нормативно-правовую базу для развития ВИЭ и привлекать больше инвестиций.
Пока же Бутану приходится импортировать электроэнергию из Индии. До реализации планов по экспорту электроэнергии, полученной от гидроэлектростанций, довольно далеко. При этом спрос на электроэнергию в стране растёт, в том числе из-за расширения порта в Пасакха, который власти хотят превратить в промышленный центр.
Как мы уже сказали, Бутан – страна, тщательно защищающая свою самобытность. Из-за этого даже телевидение стало в ней разрешено лишь в 1999 году. Возможно, если бы страна не была такой закрытой, и энергетика бы развивалась намного быстрее.
Комментарии читателей (0):