Нынешний глобальный порядок находится в стадии длительной реорганизации. Все нации, большие и малые, переоценивают свои позиции и осуществляют перегруппировки. Но периоды неопределённости открывают большие возможности, в том числе для дальнейшего укрепления связей. Вступят ли российско-индийские отношения в фазу переоценки в сторону роста или их будет лихорадить? Об этом пишет заслуженный научный сотрудник Объединённого институт оборонных исследований Индии (USI) Паван Ананд в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Шесть – уникальное число в отношениях между Индией и Россией. За последний год или немного больше Индия шесть раз воздерживалась при принятии резолюций ООН против России, несмотря на давление со стороны Запада. Шесть раз между 1957 и 1971 годами СССР использовал своё право вето, чтобы спасти Индию в ООН. Когда наступают трудные и неопределённые времена, две страны решительно выступают друг за друга против попыток изоляции на этом многостороннем форуме.
Последние три года оказались весьма бурными: пандемия 2020 года, военные действия на Украине и обострение напряжённости в Индо-Тихоокеанском регионе. Вакцинный «апартеид» во время пандемии COVID-19 пошатнул надежды Глобального Юга на получение какой-либо поддержки со стороны развитых стран (Глобального Севера). Действительно, химера глобального равенства и равных возможностей роста развеялась в прах. Права человека превратились в избирательно используемый инструмент дипломатического давления. Этот искажённый подход к международным отношениям сохраняется, даже несмотря на углубление дебатов об альтернативных формах управления.
Использование экономики в качестве оружия стало препятствием на якобы безальтернативном пути к взаимозависимой глобализованной торговой системе. Бреттон-Вудские институты кажутся бессильными. В условиях соперничества великих держав они еле-еле маневрируют, пытаясь выжить и сохранить актуальность. Казавшиеся надёжными глобальные цепочки поставок были внезапно нарушены, и страны изо всех сил пытаются «устранить риски» и повысить устойчивость торговых стратегий. Нынешний глобальный порядок находится в стадии длительной реорганизации. Все нации, большие и малые, переоценивают свои позиции и осуществляют перегруппировки.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 10.07.23 Reuters: США пока не в состоянии оторвать Индию от России военными сделками
- 21.06.23 В торговле России и Индии существует сильный диспаритет по экспорту и импорту
- 20.06.23 WSJ: в США нет широкой критики в адрес Индии за её позицию по России — премьер Моди
- 14.06.23 Китай успешно провёл международный форум по правам человека
При этом периоды неопределённости открывают большие возможности, в том числе для дальнейшего укрепления отношений. Вступят ли российско-индийские отношения в фазу переоценки в сторону роста или их будет лихорадить? Время покажет.
Президент Путин посетил Индию в октябре 2000 года, когда Индия и Россия подписалидекларацию о «стратегическом партнёрстве», повышающую уровень сотрудничества «почти во всех областях двусторонних отношений» – в политике, безопасности, обороне, торговле и экономике, науке и технологиях, культуре.
В 2010 году статус был повышен до «особого и привилегированного стратегического партнёрства». Ситуация на Украине подвергла эти отношения испытанию, но Индия оказалась твердой опорой России, даже несмотря на то, что, по её мнению, границы между странами необходимо уважать, а споры урегулировать любыми другими способами. Заявление премьер-министра Моди о том, что «сегодня не эпоха войн», следует рассматривать в этом контексте.
Многополярный мировой порядок
У России и Индии совпадают взгляды на неотложную необходимость установления многополярного мирового порядка, который даёт право голоса другим крупным мировым державам и новым игрокам, являющимся частью Глобального Юга. Стратегия опосредованного сдерживания, проводимая Западом на Украине против России, в краткосрочной перспективе привела к объединению Европы, увеличению её расходов на развитие оборонного потенциала и увеличению вклада в бюджет НАТО. Это не может продолжаться долго, поскольку многие из европейских стран, вероятно, снова впадут в зависимость от российских ресурсов и поставок энергии, пусть и косвенно. Однако кризис и широкий спектр санкций со стороны Запада и его союзников неизбежно скажутся на российской экономике и вооружённых силах. В результате Россия обращает своё внимание на Евразию, и для её азиатских партнёров открываются новые возможности.
США и их западные союзники рассматривают Индию в качестве балансира в Индо-Тихоокеанском регионе, создавая альтернативный Китаю центр силы в региональном контексте, и желают её вовлечения в возможную военную конфронтацию. Между тем Индия находится в процессе решения своих пограничных вопросов с Китаем и видит свой национальный интерес в том, чтобы держаться в стороне от прямых военных столкновений из-за Тайваня или Южно-Китайского моря. Пограничные разногласия с Китаем урегулируются в рамках двусторонних договоренностей.
Многосторонние форумы
Помимо сильного институционального взаимодействия, Россия и Индия участвуют в ряде более крупных объединений, таких как ШОС, БРИКС и РИК. Между двумя странами возникает ряд точек соприкосновения.
-
ШОС имеет огромное значение для торговых возможностей в Евразии. Под её эгидой коридор «Север – Юг» из Москвы в Мумбаи, Международный транспортный коридор «Север – Юг» (INSTC) и морское сообщение Владивосток – Ченнаи. Если эти проекты будут введены в действие, откроются новые транспортные возможности. ШОС также позволяет Индии поднимать вопросы борьбы с терроризмом, которые так или иначе затрагивают всех. Несколько дней назад на встрече министров иностранных дел в Гоа министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар напомнил членам организации, что борьба с террором был одним из первоначальных мандатов ШОС и что «государственным субъектам нельзя позволять прятаться за негосударственными субъектами». Он явно имел в виду Пакистан. Коллективный подход был бы выгоден всем участникам – в отличие от конъюнктурного подхода таких стран, как Китай, которые закрывают глаза на эпицентры террора в Азии. Общая антитеррористическая повестка неизбежна, если члены ШОС хотят вступить в содержательное взаимодействие.
-
БРИКС – динамично развивающаяся группа, все пять её государств также входят в группу G20. Представляя 41,5% населения мира и 32,5% мирового ВВП, она является ближайшим соперником G7 и стремится представлять голос развивающихся стран. После первого официального саммита, состоявшегося в Екатеринбурге в 2009 году, обсуждалась идея новой глобальной резервной валюты, что привело к падению стоимости доллара. Нынешний рефрен о «дедолларизации» обязательно окажет аналогичное влияние, хотя рассмотрение вопроса об отвязке от доллара в среднесрочной перспективе нецелесообразно. Однако беспрецедентные санкции против России и превращение доллара в оружие усугубили необходимость снижения зависимости от единой резервной валюты. Страны БРИКС займутся этим вопросом во время следующего саммита в ЮАР в августе 2023 года. Желание присоединиться к БРИКС выразили 14 стран, кандидатуры семи из них будут также рассмотрены на августовском саммите. Необходимо следовать чётким правилам, чтобы обеспечить слаженность в группе.
-
В то время как ШОС и БРИКС набрали обороты, РИК зачах, в основном из-за разногласий между Индией и Китаем по пограничным вопросам. Недавняя встреча ШОС дала возможность министрам иностранных дел и обороны Индии и Китая встретиться в кулуарах. Китайская сторона стремилась представить ситуацию на границе как «в целом стабильную» и утверждала, что все остальные проблемы между двумя странами могут обсуждаться отдельно; Индия категорически заявила, что ситуация на границе «ненормальна». До тех пор, пока процесс разъединения сторон не будет продолжен, мир и спокойствие останутся нарушенными, поэтому другие виды деятельности не могут вестись «в нормальном режиме». Возможная стратегия Китая по обескровливанию экономики Индии и утомлению ее армии путём принудительного развёртывания войск вдоль 3500-километровой линии фактического контроля (границы) в течение длительных периодов времени (сродни изматыванию СССР перед распадом) не только неуместна, но и контрпродуктивна.
В нынешнем затруднительном положении, вызванном украинским кризисом и широким спектром санкций со стороны Запада, Москву часто представляют как младшего партнёра Пекина, ищущего экономической и, возможно, военной помощи. Между тем Россия – как третий игрок в трёхсторонней системе – призвана сыграть весомую роль в оказании давления на обе стороны, чтобы они урегулировали свои разногласия на двусторонней основе в интересах превращения РИК в евразийскую многополярную структуру. Для этого все три игрока должны иметь равный статус. Китаю необходимо понять, что любой предполагаемый уклон Индии в сторону США из-за присоединения к QUAD не означает военного участия Индии в Южно-Китайском море. Индия, как и Южная Корея и Япония, не хочет быть марионеткой, подобной Украине, в борьбе за власть над Тайванем в Индо-Тихоокеанском регионе.
Комментарии читателей (0):