За окном мутное небо. Дым от лесных пожаров затянул весь регион. Россия – лесная держава. Кислородом, вырабатываемым тайгой и лесами РФ, дышит вся Евразия, включая страны НАТО. Каждый год по России выгорают миллионы гектаров лесов. Только в 2021 сгорело более 18 миллионов гектаров леса, то есть больше, чем за этот год на всей остальной планете. Пора это прекращать, я так считаю. До Бога высоко, а до Москвы далеко. Как резюмировали классики «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта статья посыл как к жителям и организациям, так и к властям региона. Наиболее эффективный способ тушения пожаров в регионе – это дожди, а лучше проливные дожди. В практиках по вызыванию дождя наиболее продвинутыми стали ОАЭ.
«Выпадение осадков провоцируют с помощью электрических разрядов в облаках без задействования химических соединений. Для этого снабженные лазерами БПЛА передают заряды электричества молекулам воды в воздухе. Впоследствии в наэлектризованных облаках происходит соединение молекул воды, что приводит к дождю». Это разработка Универститета Рединга Англия.
И ещё «В небо поднимаются беспилотники и распыляют там серебро, однако этот способ признан дорогостоящим. Другой реагент предложили российский Высокогорный геофизический институт и Национальный центр метеорологии ОАЭ. Он позволяет увеличить "продолжительность жизни" облаков, а также степень их насыщенности влагой, за счет чего облака доходят до засушливых районов». Эксперименты в ОАЭ прошли успешно.
Традиционно дождь вызывают посредством засевания облаков впрыскиванием частиц иодида серебра, распыляя их с беспилотников. Что дорого. Дроны, которые влетали в облака и разряжали электричество, вызывая дождь в Дубае, более перспективны в плане их многоразовости. Проблема в их ограниченном временном ресурсе, исключающем охват всего региона. Очевидно, что для решения задач такого масштаба необходимо что-то более основательное. Например дирижабли, оснащённые: энергогенерирующей установкой (электро дизелем), лазерами, видеокамерами для мониторинга лесов, ёмкостью с водой для оперативного пожаротушения, помпой и шлангами для водозабора в эту ёмкость. Вся эта система управляется дистанционно. Десятки, а лучше сотни таких дирижаблей, неделями и месяцами висящие над лесами и тайгой в принципе способны закрыть проблему пожаров в России. Обслуживаются они также дистанционно посредством БПЛА. А в зимнее время их можно использовать в качестве транспортных средств по доставке грузов в труднодоступные районы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это прожекты, а сейчас для срочного тушения лесных пожаров надо действовать традиционно, вызывая дождь распыляя в облаках реагенты.
В последнее время значительно участились случаи возгорания складов и других объектов в городской застройке. Тесная застройка, дефицит подъездных площадей, интенсивное горение затрудняет тушение пожара. Особенно, когда горят многоэтажные здания. В данной ситуации хорошо тушить сбросом большого объёма воды, сопоставимого с объёмом бассейна. Такой объём в 100 – 200 кубометров, способен доставить вышеупомянутый соответствующий дирижабль. Для пожаротушения высотного здания его можно оснастить манипулятором (механической рукой направляюще и доставляющий шланг с водой).
Как всё это организовать?!
Предлагаю регионам создавать соответствующие внебюджетные фонды, которые будут аккумулировать деньги, необходимые для выполнения заказов на работы, закупку техники, и её эксплуатацию. Одновременно региональным властям разработать региональные программы по обеспечению пожарной безопасности региона. Которая в перспективе станет частью будущей одноимённой федеральной программы.
В этой работе уместно государственно-частное партнёрство ФЗ 224.
А что делать сегодня? Вначале пообщаться с Высокогорным геофизическим институтом на предмет возможности применения его разработок в РФ. Просто понять, насколько они могут помочь в пожаротушении лесов и тайги. Очевидно, что начинать следует с дронов, взяв за основу опыт Дубай.
Метеовоздушные шары делают в Долгопрудном. Но это не тот размер. А размер где-то в масштабе дирижабля Гиденбург, грузоподъёмность 130 тонн. Кстати, в 2000 году CargoLifter AG построила самый большой в мире самонесущий дирижабль длиной 360 м шириной 210 м и высотой 107 м примерно в 60 км к югу от Берлина. В мае 2002 года проект был остановлен по финансовым причинам; компания была вынуждена подать иск о банкротстве. Огромный ангар CargoLifter позже был переоборудован под отель Tropical Islands Resort. Это к тому, где искать рабочую документацию. А как же русофобия, возразят мне. Увы, даже самый тупой русофоб дышит кислородом, сделанном в России. Теоретически, неграждане РФ должны платить за этот кислород, но это уже другая тема. Всем нам желаю удачи и успехов в этом непростом деле.
Комментарии читателей (1):
Наиболее эффективный способ борьбы с пожарами это возпитание социально ответственных граждан, а если этого нет, то каковы граждане - таковы и результаты. Интересно, эта простая истина дойдет когда-нибудь до властей и граждан?