Визит министра иностранных дел Франции Катрин Колонна в страны Закавказья и встречи на высшем уровне в Баку, Ереване и Тбилиси остаются загадочными хотя бы потому, что нет ответа на вопрос о целях этого вояжа. В Баку появление Колонны рассматривалось только в ракурсе претензии Франции на посредничество между Азербайджаном и Арменией в подписании мирного договора. Но после того, как президент Азербайджана Ильхам Алиев в ноябре 2022 года заявил, что Франция не может участвовать в мирном процессе между Баку и Ереваном, было ясно, что из этого сценария ничего не получится. К тому же в Тбилиси Колонна призвала Грузию продолжать посреднический процесс мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
Действительно, ранее Грузия не раз выступала посредником в нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. В частности, в июне 2021 года при посредничестве Грузии Азербайджан передал Армении 15 военнослужащих, а Ереван отправил в Баку карты минных полей. Еще одним примером посредничества стала встреча в Тбилиси 16 июля 2022 года глав МИД Армении и Азербайджана.
Интрига в другом. Чуть ранее представитель госдепа США Ведант Патель сообщал, что Белый Дом активно занимается организацией переговоров между Ереваном и Баку, и что в мае при посредничестве Вашингтона готовится новая встреча глав МИД Армении и Азербайджана. В то же время официальный представитель МИД России Мария Захарова говорила, что стороны дали согласие и на проведение трехсторонних переговоров глав МИД Баку и Еревана в Москве. Правда, сроки этой встречи пока обозначены. Поэтому маловероятно, что Колонна вынашивает идею создать еще одну французскую переговорную площадку, хотя нельзя исключать, что она зондировала почву для проведения посреднических переговоров с участием ЕС, то есть реанимировать брюссельский формат, который дал осечку после вооруженного инцидента на армяно-азербайджанской границе у села Тех.
В итоге переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией прерван. Это - первое. Второе: нет четкого согласия относительно площадки, на которой должны продолжаться переговоры. До начала 2023 года казалось, что вот-вот такой площадкой станет Брюссель и договор будет подписан. Из этого ничего не получилось. Но получилось иное. До осени 2022 года между при участии Москвы Баку и Ереваном велись интенсивные переговоры по различным вопросам, стороны создали комиссию по вопросам делимитации границы, шло обсуждение широкого спектра проблем на заседаниях трехсторонней комиссии, возглавляемой заместителями премьер-министров Азербайджана, России и Армении. И участники переговоров, и эксперты заявляли о существенных подвижках в данном вопросе. Но после переговоров сторон при модераторстве главы Евросовета Шарля Мишеля, к которым примкнул и президент Франции Эммануэль Макрон, произошел сдвиг в отрицательную сторону и эту позицию приняли Баку и Ереван. Макрон тогда выиграл, хотя потом отошел в сторону.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сейчас же повышенную активность относительно своего участия в армяно-азербайджанских договоренностях проявляют Вашингтон и Москва. Но у них разные походы и методики дипломатических действий. США считают, что Азербайджан и Армения должны «самостоятельно найти пути к миру, без посредников». В теории это минимизация или ликвидация как европейской, так и российской модерации в переговорном процессе. В итоге, в-третьих, Колонна в ходе своего визита в Закавказье не играла на американской стороне.
Тогда зачем она все же летала в Закавказье? По всем признакам, Колонна осуществляла в регионе дипломатическую разведку перед принятием какого-то важного решения. Париж уже не делает секретов из того, что стремится обозначить себя в Закавказье в качестве влиятельного внешнего игрока, делать то, чего раньше он избегал. При этом Макрон решил поставить на Армению, точнее использование в своих интересах проблемы нагорно-карабахского конфликта. Игра стоит свеч, если, к примеру, через МГ ОБСЕ с участием США, но без России, продвигать идею по статусу Нагорного Карабаха, вывести эту позицию на первый план в регионе. Тогда можно блокировать не только реализацию многих положений соглашения 9 ноября 2020 года, но и вернуться в Закавказье.
Напомним, что ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян предлагал реализацию нового формата миротворческого контингента с участием наряду с российскими войсками также подразделений НАТО, в частности военных США и Франции.
Выдвижение в повестку такой схемы «урегулирования конфликта» на политико-дипломатическом уровне вполне реально. Нереальными пока выглядят конкретные результаты, но Парижу на данном этапе они не нужны. Тем более, что существует камень преткновения в проекте мирного соглашения, который пересылается друг другу Ереваном и Баку. Этим камнем является будущее армян Карабаха. Фактически позиция Азербайджана заключается в том, что Армения не должна принимать никакого участия и даже не должна высказываться по поводу того, что должно происходить в Карабахе. С другой стороны, Ереван считает, что судьба армян не может быть абсолютно безразлична властям Армении. И здесь вопрос не только в каких-то формулировках.
Мы это к тому, что объективно существуют условия для новой региональной политической напряженности и перед Москвой и Баку может быть поставлена задача попытаться перепрыгнуть выстраиваемый барьер.
Парадокс в том, что осложнения на границе Баку и Ереван всё пытаются использовать в своих интересах, но правда в том, что это создает шансы на возобновление деятельности МГ ОБСЕ, появления предложений по проведению новой мирной конференции с выдачей новых посреднических мандатов. Даже если такое предложение не пройдет, оно будет держать ситуацию в подвешенном состоянии, создавая новые геополитические реалии. Если у Парижа получится и такое, то его наступательную дипломатию в регионе можно будет считать успешной.
Комментарии читателей (1):