В Китае прошел ряд важных мероприятий, связанных с ускорением модернизации. Решение об этом было принято еще XX съездом КПК в октябре 2022 года, который обозначил 2035 год рубежом завершения социалистической модернизации страны. Принятые съездом кадровые решения устранили препятствия к форсированному восстановительному и дальнейшему развитию экономики, связанные с многомесячными эпидемическими ограничениями. В ходе февральского европейского турне партийного руководителя внешней политики КНР Ван И собеседникам из числа ведущих политиков Старого света разъяснялся горизонт обусловленных этим возможностей. Сегодня становятся ясно, что получив от КНР по сути эксклюзивное предложение поучаствовать в изменении формата экономической глобализации, европейцы походили вокруг да около, но так и не смогли выйти за рамки ни своей либерально-идеологической зашоренности, ни патологической зависимости от США.
Визит в Россию председателя КНР Си Цзиньпина в марте т.г. очертил рамки резкого и всестороннего укрепления российско-китайского стратегического взаимодействия, которое в условиях противостояния с Западом превращается в несущую конструкцию геополитической стабилизации, как необходимого условия возобновления глобального развития, остановленного было ковидом. Теперь настала пора китайских предложений уже на мировом уровне. 21 апреля в Шанхае прошло очередное заседание форума «Ланьтин», который был основан еще в 2010 году в качестве авторитетной площадки обсуждения международных и региональных проблем, а также внешней политики КНР. Участие в нем традиционно принимают представители правительственных и экспертных кругов различных стран, количество которых на форуме этого года достигло восьми десятков. Отметим, что Ланьтинский форум в апреле предваряет намеченный на май третий форум стран-участниц проекта «Пояса и пути»; поэтому важной задачей прошедшего мероприятия была презентация возможностей Китая, а также его отношения к тем переменам, которые происходят в мире, и открывающихся в связи с этим перспектив. Отметим, что Шанхай впервые был выбран местом проведения форума, который до этого собирался в Пекине; сделано это было для того, чтобы подчеркнуть внешнюю открытость Китая, которая в Новейшей истории ассоциируется с Шанхаем, Гонконгом (Сянганом), а также свободными экономическими зонами (СЭЗ) южной провинции Гуандун.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С основным докладом, который в китайском МИД назвали «программным» (это важно), выступил новый руководитель внешнеполитического ведомства Цинь Ган. Перед этим он зачитал участникам приветственное письмо Си Цзиньпина, подчеркнув тем самым неразрывную связь своего доклада с установками лидера страны. Данный вывод был бы неполным без упоминания о том, что в тот же самый день, 21 апреля, в Пекине прошло первое после партийного съезда заседание Комиссии по углублению реформ при ЦК КПК. На нем, помимо основного доклада Си Цзиньпина, посвященного как раз проблемам социалистической модернизации, был принят ряд важных документов, формирующих базовые принципы модернизационной политики. Вот положения, которые автору этих строк показались основополагающими:
- углубление реформ как способ геополитической стабилизации через вовлечение стран мира в реализацию новых возможностей развития и роста;
- расширение самостоятельности предприятий как модераторов технологических инноваций, условием внедрения и критерием полезности которых устанавливается приоритет развития социальной сферы;
- конкретизация предыдущего положения с помощью императива «политических установок», определяющих направления модернизации, выход за пределы которых, надо понимать, противоречит социальному строю и политической системе;
- всестороннюю помощь развитию негосударственного (частного) сектора экономики при безусловном сохранении определяющего значения государственного сектора, задающего правила игры с помощью вышеупомянутых «политических установок» (что это, как не классическая ленинская формула НЭПа с сохранением за государством в экономике «командных высот»?).
Что вытекает из решений «реформенной» комиссии ЦК? Вытекает ответ на главный вопрос, который у нас очень любят задавать последователи либерально-западнических подходов. Чем предлагаемая Китаем «экономическая глобализация» отличается от западного «неолиберального» варианта? Отличается, во-первых, идеологическим содержанием, которое вкладывается в эти самые «политические установки». Разница – наипринципиальнейшая. Она в механизме распределения/присвоения результатов труда – общественном или частном. Это с классовой, марксистской точки зрения. Но есть и цивилизационная сторона вопроса. Фашизм как крайняя, диктаторская форма капиталистического либерализма, лишенного демократии, вопреки спекуляциям на теме «тоталитаризма», коренным образом отличается от коммунизма/социализма, выражающего широкие, массовые интересы, своим элитарным характером.
Отсюда во-вторых. Рубежный вопрос современности, который стоит именно в контексте модернизации, — роботизация производств. Как «овцы съели людей» во времена английской промышленной революции, так и сегодня робот «съедает» наемного работника, ибо в соответствии с базовым для капитализма законом прибыли минимизирует издержки собственника. Робот не требует зарплаты и других социальных гарантий, не выходит на пенсию, не болеет и т.д. Именно здесь следует искать корни человеконенавистнических проектов Запада, вроде «антропологического перехода» или «пятнадцатиминутных городов» (и зон внутри городов) с внутренним районированием постоянно действующих локдаунов (именно этот план отрабатывался во время пандемии). Запереть «ненужное», вытесненное роботами население по домам, дав ему минимальный для выживания впроголодь, «базовый» уровень «жучковой» белковой пищи – и заниматься частным присвоением, оградив себя от недовольства полицейскими кордонами на границах зон локдаунов. О профессиональной и творческой самореализации обычных людей, не принадлежащих к элитам, при этом конечно же не идет и речи. Альтернатива, опять-таки в рамках капитализма, — описанное фантастами (Алексей Толстой, Иван Ефремов) физическое уничтожение «ненужных едоков». Именно оно предлагалось Римским клубом под видом «регулирования рождаемости и народонаселения».
Настоящая альтернатива, которую и предлагает социализм, хоть с китайской, хоть с любой национальной спецификой, — плановое развитие с постоянным сохранением баланса между производством и потреблением, без перекосов и кризисов, связанных с переделами собственности. Ключевой вопрос здесь – именно в приоритете государственного планирования, которое имеет стратегический характер, над тактикой рынка; отсюда китайская стратегия «всеобщего процветания», перераспределяющая в общественных интересах сверхдоходы крупного бизнеса. При такой глобализации модернизация экономики не разрывает общество, усиливая до катастрофического уровня социальные диспропорции, а наоборот, создает нормальные условия для развития по формуле «всеобщего выигрыша», а не «игры с нулевой суммой».
Китайская апелляция к Целям устойчивого развития ООН (2015-2030 гг.) наделена тем же самым смыслом. Сами Цели – форма, которую можно наполнить либо тем, либо другим содержанием. В западном варианте в выигрыше от реализации Целей остаются глобальные элиты, делящиеся объедками со своего стола с «туземными» компрадорами. В китайском – выигрывает большинство, а в проигрыше остаются только глобалисты, утрачивающие шанс на реализацию своего «антропологического перехода». Ведь неоколониальная «глобализация по-американски» - это когда страны «третьего мира» принимают западные ценности и передают под контроль Запада свои природные ресурсы. Китайская версия со всей очевидностью такую перспективу отвергает.
Именно об этом на форуме «Ланьтин» и говорил министр Цинь Ган, предложивший международному сообществу внешнюю версию стратегии, которая применительно к внутреннему использованию рассматривалась «реформенной» комиссией ЦК КПК. «Глубокая историческая, практическая и теоретическая логика» китайской модели модернизации – это опыт мирового социализма, важнейшей частью которого выступает политика реформ и открытости. Безальтернативность «научных законов развития человечества» напрямую отправляет нас к теории марксизма, а упоминание о «национальных условиях» - к специфике реализации этих законов в конкретных странах. В.И. Ленин писал о ней еще в январе 1923 года, ровно сто лет назад.
Постановка Цинь Ганом Китая в разряд «развивающихся стран», несмотря на успешное строительство общества «среднего достатка» (сяокан), — однозначная солидаризация Пекина с незападным сообществом, которое Запад отделил от себя известной формулой Хантингтона «The West versus the Rest». «Гармоничный симбиоз человека и природы» не имеет ничего общего с западным «экологизмом», маскирующим неоколониальные устремления демагогией «зеленого перехода». В восточном прочтении, которое наконец-то начинает преобладать и у нас, в России, экологическая безопасность – не «эксклюзив» и не мерило всего сущего. А одна из составляющих национальной безопасности, оперирующая не монополией на истину в последней инстанции, но конкретными задачами защиты окружающей среды, лишенными политической и идеологической подоплеки. И т.д. Отдельного нашего внимания заслуживает обращение Цинь Гана к историческим аспектам, подтверждающим неотъемлемую китайскую принадлежность Тайваня. Для России в условиях СВО, напрямую связанной с перспективами реинтеграции постсоветского пространства, этот вывод исключительно важен как черпающий основания для нее в истории, которую Запад в рамках своей однополярной глобализационной модели старается пересмотреть, оторвав страны и народы от своих корней.
И последнее. Синхронное проведение в один день сразу двух стратегических мероприятий – внутреннего и внешнего – вполне может быть наделено перспективой и в области политического, не только экономического планирования. Это существенно повышает наш интерес к фигуре молодого министра иностранных дел, опыт профессиональной дипломатической деятельности которого связан со странами, наделенными особым влиянием на глобальную политику. На авторский взгляд, это важное обстоятельство, с которым многое может быть связано в будущем.
Комментарии читателей (0):