Константин Двинский: Проблема оттока населения из регионов требует немедленного решения

Отток специалистов из регионов – катастрофа федерального масштаба.
17 апреля 2023  07:50 Отправить по email
Печать

Рекордный отток молодёжи. Регионы теряют людей

Негативные тенденции фиксируется по большинству регионов России, которые теряют молодых специалистов. Так, в Черноземье было проведено исследование компанией FinExpertiza, результаты которого не могут вызвать оптимизм.

В 2022 году количество молодых специалистов (до 30 лет) в регионах Черноземья сократилось на 5-12% в зависимости от конкретного субъекта. В Центрально-Чернозёмный экономический регион входят пять областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская. Больше всего потеряла Тамбовщина - 11,7% молодых специалистов, меньше всего - Курская область - 5,2%.

Всего в экономике Черноземья доля молодёжи составляет всего лишь 7,2% от общего количества занятых. В целом по России эта цифра составила 14,9%, что, впрочем, является антирекордом.

Основных причин две.

Первая - демографическая. В настоящий момент фактор демографической ямы 90-х годов имеет пиковый эффект, который будет продолжаться ещё два-три года. Потом ситуация станет чуть лучше, но стратегически, всё равно, останется катастрофической.

Демографический вопрос решать необходимо. Одним из рецептов (но далеко не единственным) является изменение жилищной политики и стимулирование малоэтажного строительства, о чём я писал здесь: Конец эры человейников.

Впрочем, даже если государство сейчас сделает всё правильно и более-менее выправит демографию, то для рынка труда и региональной экономики эффект всё равно будет заметен не ранее, чем через 20 лет.

Вторая причина сокращения молодых специалистов - их отток из регионов в города-миллионники. Речь здесь идёт не только Москве и Санкт-Петербурге. На Урале внутренняя "молодая" миграция направляется в Екатеринбург, на юге - в Краснодар и, реже, в Ростов, в Сибири - в Новосибирск и т.д.

Ошибочно полагать, что люди едут исключительно в Москву и Питер. В процентном соотношении количество молодёжи примерно равное. Исключением являются лишь Омск, Пермь, Челябинск и Волгоград. В Самару, Уфу, Нижний Новгород приток молодёжи имеется из ближайших районов, но по темпам он уступает другим городам-миллионникам.

Что касается второй причины, а, именно, внутренней миграции, то здесь государство может решить этот вопрос. На бумаге рецепт прост - отказ от политики создания моноцентричных агломераций.

В шестом технологическом укладе высокая концентрация населения на небольшой территории уже не является драйвером роста экономики. В XX веке при индустриализации и развитии сферы услуг она, действительно, давала существенный экономический эффект. Но сейчас экономика переходит к новому укладу.

Генерировать экономический потенциал будут (и, кстати говоря, уже генерируют) не миллионники, а малые специализированные города. В качестве примера можно привести Иннополис, где проживает около 5 тысяч человек. Однако его вклад в развитие высокотехнологичных отраслей на душу населения в десятки, если не в сотни раз выше, чем того же Омска или Перми. Без обид, омичане и пермяки, повторю, речь идёт о вкладе на душу населения каждого жителя города.

В общем, вопрос, который поднят в данном материале, является слишком объёмным и в одной публикации рецепт его решения я, конечно, дать не могу. Впрочем, упомяну об одном инструменте государства, который можно применить здесь и сейчас и который даст эффект буквально за пару лет.

Это переезд головных структур государственных компаний из Москвы в регионы. Реализовать подобное можно и с крупнейшими частными компаниями в добровольно-принудительном порядке.

Переезд решает сразу два вопроса. Первый - создание высокооплачиваемых и, частично, высококвалифицированных рабочих мест. На которые есть потребность и в молодых специалистах.

Второе - значительный рост доходной части региональных бюджетов в результате смены юридической прописки.

В качестве примера можно привести "Газпром", который пару лет назад переехал из Москвы в Санкт-Петербург, обеспечив Северной столице дополнительно 40 млрд рублей налоговых поступлений в год. Здесь я сказать ничего не хочу. Питер, действительно, нуждался и нуждается в дополнительных средствах для решения накопившихся инфраструктурных проблем.

Однако посмотрим на бюджеты соседних регионов. В Новгородской области на 2023 год доходная часть запланирована в объёме 55,4 млрд рублей, Псковской - 51,49 млрд, Карелии - 75,49 млрд, Ленинградской - 171 млрд. В общем, можно представить, какие перемены произошли бы в каждом из приведённых в пример регионов, если бы "Газпром" переехал туда. Причём как юридически, так и физически.

Понятно, что вопрос этот непростой и требует решения многих сопутствующих проблем, но здесь речь идёт о целеполагании: что мы хотим получить в итоге? Сковать экономическую активность исключительно в агломерациях, либо заниматься развитием всей территории страны?

Таким образом, проблема очевидна. Простого рецепта для её решения нет, однако и закрывать на неё глаза, аргументируя происходящее тем, что это якобы естественный процесс, является пораженческой позицией. Некоторые инструменты у государства (например, переезд госкомпаний) имеются, другие необходимо придумать и разработать.

Было бы, что называется, желание.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть