В калифорнийском местечке Сими-Вэлли, в президентской библиотеке Рональда Рейгана, прошла встреча спикера палаты представителей Конгресса Кевина Маккарти с прибывшей в США «транзитом» главой тайваньской сепаратистской администрации Цай Инвэнь. При этом и Маккарти, и его гостья возглавляли делегации из нескольких десятков человек, включая других американских парламентариев из обеих главных партий. Отметим, что Цай прибыла в Калифорнию из Нью-Йорка, где с ней встречались официальные лица демпартии США во главе с председателем парламентского меньшинства Хакимом Джеффрисом. Следует также подчеркнуть, что так называемый «транзит» у проигравшей недавние выборы марионетки США на острове чрезмерно и непропорционально затянулся. В плане ее десятидневной поездки значатся два латиноамериканских карлика, где еще до сих пор признают Тайвань и не имеют дипломатических отношений с КНР. Но на них Цай отвела всего четыре дня, а оставшуюся почти неделю посвятила контактам в США, в ходе которых, разумеется, просила американскую военную помощь и получала от своих кураторов инструкции и «ЦУ».
За последний год это уже второй контакт спикеров нижней палаты из США с Цай Инвэнь; хотя нынешняя встреча и не вызвала такого же резонанса, как вояж на мятежный остров Нэнси Пелоси в начале августа 2022 года, ее вызывающий характер вполне очевиден. США и в этом случае демонстративно проигнорировали призывы Пекина воздержаться от дестабилизирующих официальных контактов с властями Тайбэя. «Этот шаг серьезно нарушает принцип “одного Китая”, наносит серьезный ущерб суверенитету и территориальной целостности КНР и посылает ложный сигнал сторонникам так называемой “независимости Тайваня”. Тайваньский вопрос является ядром ключевых интересов Китая и непреодолимой красной линией в китайско-американских отношениях», - говорится в заявлении МИД КНР.
В ответ Маккарти, просто-таки бравируя цинизмом «стратегической двусмысленности» - принципа, которым Вашингтон руководствуется в связи с Тайванем, устроил дешевую показуху, убеждая окружающих, что Китай-де не вправе ему указывать, с кем встречаться. В Китае же, кроме МИДа, с заявлениями, жестко осуждающими провокационную американскую поддержку тайваньского сепаратизма, выступили внешнеполитическая комиссия ВСНП, партийная Канцелярия по делам Тайваня, а также Министерство обороны. Военные НОАК в рамках ответа на провокацию предприняли военно-морские учения в Тайваньском проливе, подтянув к нему из Южно-Китайского моря авианосную ударную группу (АУГ) во главе с авианосцем «Шаньдун». Его присутствие призвано исключить нарушение баланса сил, связанного с появлением АУГ 7-го флота ВМС США с авианосцем «Нимиц».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Самое главное внешнее отличие нынешней американской провокации от августовской – в том, что сегодня США попытались прикрыть неблаговидность своих действий. И поместили их в контекст визита в КНР французского президента Эммануэля Макрона и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Многоходовка американского замысла очевидна: Макрон отвлекает внимание Пекина от переговоров в Калифорнии, а Ляйен в интересах США и их европейской агентуры влияния следит за Макроном. Китай же, по расчетам Вашингтона, должен разрываться между демаршем против американской провокации и гостеприимством в отношении европейских визитеров, попутно раздваивая свое внимание между тайваньской темой, которую навязывают США, и украинской, обсуждать которую прилетел Макрон.
Ранее на ИА REX: Модест Колеров указал на двоедушие Китая, которому верит Кремль
Однако следует признать, что в целом этот план провалился, хотя организаторы смогли нагнать скандальной сенсационности ссылками на некие откровения китайского посла в ЕС Фу Цуна; европейскому представительству КНР даже пришлось в отсутствие шефа, убывшего в Пекин по планам китайско-европейских переговоров, смягчать последствия этого эпизода, непропорционально раздутые американскими СМИ во главе с New-York Times (NYT). Комментируя эту ситуацию, известный китаист Юрий Тавровский обратил внимание на то, что именно NYT в последнее время особенно часто специализируется на фейках, подчеркнув, что в опубликованном материале отсутствуют ссылки на прямую речь посла, и все ограничивается вольными интерпретациями американских интервьюеров. Вполне оправдывающих, добавим от себя, «лавры» представительства «второй древнейшей профессии».
Видимо именно потому, что ощущает себя «под колпаком» у Вашингтона, Макрон в Пекине, на совместной пресс-конференции с Си Цзиньпином обрушился на российское решение разместить тактическое ядерное оружие (ТЯО) в Белоруссии. Не стесняясь того, что данная тема не имеет никакого отношения к китайско-французским переговорам, шеф Елисейского дворца на голубом глазу заявил, что «ни одна страна и ни при каких условиях не может размещать ядерное оружие на чужой территории». И сделал вид, будто не в курсе наличия такого оружия на военных складах США в ряде европейских стран; причем, с одним из ядерных боеприпасов на днях случилось ЧП на военной базе США в Нидерландах.
Почему Макрон прибег к подобной спекуляции, понятно. В данном случае он просто примазался к заявлению Си Цзиньпина о том, что «Китай готов вместе с Францией призывать мировое сообщество к рациональности и сдержанности в украинском вопросе». И тем попытался создать впечатление, а точнее иллюзии, что совпадение имеется и по данному вопросу, памятуя, что такая формулировка содержится и в российско-китайском Совместном заявлении, подписанном в Москве 21 марта. Нет сомнений, что в ближайшие дни западные СМИ, подобные NYT, примутся мусолить утку о якобы «совместных требованиях» Пекина и Парижа к Москве против размещения ТЯО в Белоруссии. С них, как всегда, станется.
Выстроив такую глубокоэшелонированную комбинацию с совмещением пекинского визита Макрона и Ляйен со скандальным вояжем в США Цай Инвэнь и решив погреть на этом руки, в том числе в антироссийских целях, вашингтонские стратеги явно недооценили Китай. И попались на встречную пекинскую заготовку, которая ярко продемонстрировала, что сепаратистами Тайвань не исчерпывается, и свет на них клином не сошелся.
2 апреля начался в высшей степени успешный визит в КНР предшественника Цай Инвэнь во главе администрации Тайбэя, прежнего лидера Национальной партии (Гоминьдан) Ма Инцзю. Напомним, что именно его правление в 2008-2016 годах стало временем интенсивного сближения двух берегов пролива. Ма совершил по КНР поездку по маршруту Чанша (Хунань) – Чунцин (мегаполис центрального подчинения на юго-западе страны) – Нанкин (Цзянсу) – Шанхай во главе группы тайваньских студентов. Везде проходили встречи с общественностью, а гоминьдановская делегация возлагала венки и участвовала в памятных мероприятиях, посвященных войне антифашистского сопротивления китайского народа против японских захватчиков.
Поездку Ма Инцзю трудно расценить иначе, чем показательную демонстрацию всему миру, что Цай Инвэнь и ее партия, проигравшие Гоминьдану недавние выборы, — далеко не весь Тайвань. Что же касается китайской контригры Вашингтону, то в нее был вплетен и ответ на пребывание именно в эти дни в Пекине главы МИД Японии Есимасы Хаяси. С одной стороны, японского гостя приняли главы Госсовета и МИД КНР Ли Цян и Цинь Ган; последний провел с ним интенсивные переговоры; с другой, визитеру ясно дали понять, что исторические аспекты не забыты, и в их оценке едины обе стороны Тайваньского пролива, что особенно важно с учетом не ослабевающих попыток Вашингтона вовлечь Японию в американское военное противостояние с КНР вокруг Тайваня.
Самое интересное, что определенный ответ на визит Макрона и Ляйен в Пекин, асимметричный, но от того не менее эффективный, был дан и российской стороной. В то время, как французский лидер, сталкивающийся с беспрецедентным трудностями дома, убеждал партийно-государственное руководство КНР в «искренности» европейского «миротворчества» на украинском направлении, более напоминающего мифотворчество, ставшие уже эпическими российские пранкеры «Вован» и «Лексус», которых без преувеличения знает и опасается весь западный бомонд, «раскрутили» на откровенность еще одного западного политика. На этот раз весьма некстати для «мирной» демагогии Макрона «в сети» попался его предшественник в Елисейском дворце Франсуа Олланд. И думая, что беседует с украинским экс-президентом Порошенко, выдал в эфир впечатляющую порцию откровений о замыслах коллективного Запада в отношении Минских соглашений, которые он подписывал в рамках Нормандского формата. И не только. Подтвердив, что «Минск» был уловкой для вооружения ВСУ и их подготовки к войне с Россией, Олланд выболтал много чего «лишнего». В том числе что Запад, посредничая в переговорах Януковича с лидерами майдана, сознательно вел дело к бандеровскому перевороту февраля 2014 года, прикрывая путчистов и дезориентируя своими гарантиями законные власти. Думается, что на этот политический «стриптиз» обратил внимание не только Макрон, которому фон переговоров оказался подпорченным, но и китайская сторона, получившая возможность еще раз убедиться в спекулятивности, продажности и полной внешней зависимости европейского политикума.
Ну, а своеобразным итогом этой непростой недели, еще не завершившейся и потому таящей в себе перспективы новых интересных сюжетов, можно считать кремлевский комментарий по российско-китайским отношениям, последовавший в ответ на провокацию американской NYT. Россия не обращает внимания на «заинтересованные интерпретации» неких «доброхотов», в очередной раз просовывающих «черного кота» между Москвой и Пекином. В своих оценках и действиях наша сторона строго руководствуется содержанием договоренностей и документов, которые были обсуждены и подписаны в российской столице лидерами двух стран – президентом Владимиром Путиным и председателем Си Цзиньпином в течение 20 и 21 марта 2023 года.
Что ж, ждем дальнейшего развития событий. И очень похоже, что они не заставят себя долго ждать. Недаром же на фоне всего произошедшего в новостных лентах затерялось известие о том, что Пекин «не настроен на дипломатические контакты с Вашингтоном и считает несвоевременным предложение госсекретаря США Энтони Блинкена согласовать новую дату визита в Китай». Если перечисленные американские интриги плелись в конечных целях добиться такого согласования, в котором Госдеп, по слухам, крайне заинтересован, то следует признать, что в Вашингтоне опять «гора родила мышь». Дипломатия США в очередной раз стала жертвой собственной «хитрости». Не надо было пользоваться Макроном как «моментом» для прикрытия первых с 1979 года официальных шашней с тайваньскими сепаратистами.
Комментарии читателей (0):