Президентские выборы в Черногории: Джуканович ушёл, но дело его живёт

Кроме радости победы над «последним балканским диктатором», новый президент Черногории Яков Милатович не даст соотечественникам ничего нового.
6 апреля 2023  12:22 Отправить по email
Печать

Черногория получила нового президента. Им стал 36-летний экономист Яков Милатович, кандидат от партии «Европа сейчас!». Во втором круге голосования, состоявшегося 2 апреля, Милатович так убедительно превзошёл своего конкурента, многолетнего лидера Черногории Мило Джукановича, что самому Джукановичу уже через несколько часов после закрытия участков пришлось признать поражение и поздравить оппонента.

Победа Милатовича на президентских выборах ознаменовала конец целой эпохи в истории Черногории. Фактически весь её современный период, связанный с развалом Югославии, подготовкой к выходу из общего с Сербией государства, провозглашением независимости в 2006 году и вступлением в НАТО в 2017-ом ассоциируется с именем Мило Джукановича. Все это время он был у власти - или в роли президента, или в роли премьер-министра. Поэтому сегодня весьма актуальным становится вопрос, что ждет Черногорию в обозримом будущем и насколько она изменится после ухода Джукановича? Как изменится ее политика?

Ответ довольно простой: никак . Хотя бы по отношению к таким важным вопросам как членство страны в НАТО, курс на евроинтеграцию, признание независимости Косово, санкции против России и положение сербского народа внутри Черногории.

Дело в том, что новый президент Яков Милатович сам является и сторонником, и проводником евроатлантической политики. Поэтому логично ожидать, что он продолжит тот же внешнеполитический курс, которым следовал его предшественник. В биографии избранного президента, которую за два дня, прошедшие с момента провозглашения первых результатов голосования процитировали фактически все местные СМИ, подчеркивается, что Милатович учился в ведущих западных университетах, в том числе в Оксфорде, и чтоон успел поработать в небезызвестном Европейском банке реконструкции и развития, который был учрежден в 1991 году для того, чтобы «построить новую эпоху» рыночной экономики в Центральной и Восточной Европе.

В политику Милатович вошел в 2020 году, заняв пост министра экономики в «экспертном правительстве» Здравко Кривокапича. Когда в апреле 2022 года парламент Черногории вынес этому правительству вотум недоверия, Милатович ушел в отставку. Уже в июне 2022 года экс-министр экономики вместе с коллегой – экс-министром финансов Милойко Спаичем разработал экономическую платформу «Европа сейчас!», которая потом трансформировалась в политическое движение. Это популистский проект, в рамках которого работодателей освободили от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование сотрудников для того, чтобы направить эти средства в фонд заработной платы. Минимальная зарплата в Черногории была увеличена с 222 до 450 евро. Эта ощутимая прибавка к семейному бюджету многих граждан способствовала невероятному росту популярности совсем молодого политического движения.

Уже само название партии Милатовича – «Европа сейчас!» говорит о том, что ее главной целью является ускорение евроинтеграции Черногории. Новый президент всегда подчеркивал это в своих выступлениях. В первом же обращении к гражданам страны после объявления результатов подсчета голосов Милатович пообещал, что он введет Черногорию в Евросоюз. Правда, окажется ли эта небольшая балканская страна в ЕС, наверное, в последнюю очередь зависит от желания ее президента, но не стоит сомневаться, что он будет строить свою политику именно с оглядкой на Брюссель и Вашингтон.

С другой стороны, даже если бы Милатович захотел изменить этот курс, вряд ли ему это удалось бы в настоящее время, так как в высокой политике он оказался совсем недавно, и у него пока нет необходимого политического авторитета и опыта для того, чтобы повернуть штурвал черногорского корабля в другую сторону. Справедливости ради надо добавить, что пока нет такого запроса и со стороны общества. Если вступлением страны в НАТО, которое Мило Джуканович «провернул» без проведения референдума, черногорцы были крайне недовольны, то многие из них отнюдь не против членства в Евросоюзе. Для того, чтобы европейская мечта для них совсем потеряла привлекательность, нужны какие-то более сильные потрясения, чем те, которые Европа переживает в настоящее время. Так что при президенте Милатовиче Черногория будет придерживаться того же курса на евроатлантическую интеграцию, которого придерживался и Джуканович.

Что касается отношений с Российской Федерацией, то пока нет никаких серьезных аргументов в пользу того, что официальная Подгорица направит усилия на улучшение двухсторонних связей с Москвой, которые изрядно испортились во время правления Мило Джукановича. Черногория Милатовича будет идти в фарватере брюссельской политики, поэтому и отношения с Москвой будут поддерживаться на том уровне, которое соответствует общему уровню отношений между Россией и ЕС. Правда, вряд ли от него стоит ожидать такой же враждебной риторики, как от Джукановича - скорее всего, она будет более сдержанной и дипломатичной. Но также не стоит ожидать от него широких жестов в сторону России, например, отмены санкций или введения авиарейсов для российских туристов. Не надо забывать, что решение о присоединении Черногории к антироссийским санкциям принимал как раз кабинет министров, в котором сидел Милатович.

В первом обращении к гражданам в роли президента Милатович обещал работать над углублением сотрудничества Черногории со всеми странами региона. Можно считать, что в первую очередь это относится к соседней Сербией, так как состояние сербско-черногорских двухсторонних отношений чрезвычайно важно для жителей обеих балканских стран. Здесь также стоит ожидать, что Милатович постарается устранить причины конфронтации между Белградом и Подгорицей, которая особо усилилась в конце 2019 года, когда парламент Черногории по настоянию Джукановича принял Закон о свободе вероисповедания, направленный против интересов Сербской православной церкви.

Надо отметить, что победу Милатовича на президентских выборах с восторгом восприняли не только в Черногории, но и в Сербии. Для населения соседней страны поражение «последнего балканского диктатора», как часто называли Джукановича в период его тридцатилетнего правления, имеет особую символику. Это знак, что любой правитель, последовательно действующий против интересов собственных граждан, может быть свергнут легальными средствами, несмотря на коррупцию и безграничные возможности для использования административного ресурса. Для сербов, которых, по данным последней переписи населения от 2011 года, в Черногории проживает около 30%, это тем более знаковое событие, так как конец тридцатилетнего доминирования Демократической партии социалистов Джукановича начался как раз с сербского вопроса. Тем не менее, здесь существует опасность возникновения своеобразного абсурда – сербы в Черногории могут намного быстрее утратить идентичность при Милатовиче, чем при Джукановиче.

Дело в том, что сербский национальный вопрос в черногорском государстве так и остался нерешенным. В нем нет особого механизма защиты прав сербского народа. Сербы не могут провозгласить себя национальным меньшинством, так как Черногория исторически является одним из сербских государств, и признать себя нацменьшинством означало бы отказ от собственной черногорской родины. Во время острой конфронтации с режимом Джукановича, который отрицал сербское происхождение черногорского государства и нации, сербы консолидировали усилия для защиты своих прав. Теперь национальный вопрос уйдет на второй план, а на первый выйдет перспектива развития Черногории как гражданского государства, в котором фактор национальной идентичности не будет играть определяющей роли. Не случайно вопрос проведения переписи населения в Черногории откладывался до последнего – сначала она была запланирована на 2021, потом на 2022 год, а теперь принято решение проводить её в ноябре 2023 года. Интересно, каким окажется национальный состав Черногории после новой переписи населения, когда подуставшие от борьбы за самосохранение сербы наконец-то расслабятся при новом президенте.

Напоследок можно сказать, что победа Милатовича на президентских выборах – это очередная маленькая победа Запада в борьбе за установление контроля над сербскими землями на Балканах. Но отнюдь не потому что Милатович – это западный стипендиат, который будет претворять в жизнь волю Брюсселя и Вашингтона. Это победа Запада в том смысле, что ненавистного большинству населения Джукановича сместил кандидат не от национальной оппозиции, выступающей за укрепление связей с Сербией и Россией, каким является лидер «Демократического фронта» Андрия Мандич, а прозападно настроенный Милатович. Очевидно, что Мандич не нашел ключ к сердцам тех избирателей, которые настроены проевропейски. Он мог мобилизовать лишь избирателей, приверженных общесербской идее, но в ходе предвыборной кампании он и их частично потерял, изменив риторику и призвав к примирению с правящим режимом Джукановича. Поэтому получается, что долгожданное «освобождение» от власти коррупционеров черногорскому народу принес не тот кандидат, который уже годами воспринимается как национально ориентированный просербский и пророссийский политик, а именно тот, который не вызывает раздражения у Запада.

С другой стороны, Россия довольно давно потеряла интерес к Черногории. Все началось после парламентских выборов 2016 года и вымышленного «государственного переворота», в организации которого Мило Джуканович обвинил в том числе и Москву, и усилилось после вступления Черногории в НАТО в 2017 году. По всей видимости Россия решила, что бесперспективно направлять усилия на сохранение влияния среди черногорского населения после вхождения страны в Североатлантический альянс. На данный момент присутствие России в Черногории фактически измеряется присутствием российских туристов и эмигрантов. Но это не значит, что на этом ее историческая роль в Черногории закончилась. Будущее всего сербства на Балканах зависит во многом от соотношения сил, которое установится в результате той борьбы, которую Россия сегодня ведет на Украине. Её исход во многом определит, войдет ли в Черногории снова в моду старая поговорка – «Нас и русских 200 миллионов».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть