Генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в интервью на одном российском телеканале заметил:
Если бы не инициатива Владимира Владимировича Путина по созданию нашей корпорации из остатков полуразвалившегося советского военно-промышленного комплекса, то и воевать сегодня было бы нечем.
Давний сподвижник Президента России, ещё по совместной службе в КГБ СССР, прекрасно знает положение дел. Именно создание государственных корпораций в оборонном секторе и других стратегических отраслях российской экономики позволило выйти нам из полуколониальной зависимости от Запада, обрести подлинную суверенность.
Процесс реорганизации оборонки ещё не завершен. Смежные по роду деятельности предприятия, бывает, интегрируются в плохо продуманные организационные формы, чрезмерно насыщенные корпоративной бюрократией. Да и темпы модернизации вялотекущие, далёкие, к примеру, от сталинских.
Сравнение вполне корректное. Сегодняшнее время по накалу событий очень напоминает предвоенное. Если судить по кадрам кинохроники и другим документальным источникам, в 30-е годы прошлого века организационные и кадровые вопросы решались жёстко, быстро. Соплежуйство моментально пресекалось, не то, что ныне!
Ракетостроение.
Это направление доминирует в оборонно-промышленном комплексе и в его развитие вкладываются огромные средства. Лет 8 -10 назад в российском интеллектуальном сообществе велась горячая дискуссия о создании единого ракетостроительного холдинга, в котором функционировали бы все родственные предприятия данной отрасли. Противники идеи утверждали, что у слияния больше минусов, чем плюсов. Планы реформаторов могли-де привести к деградации всего отечественного ракетостроения.
Истина, как обычно, посередине. Ракетостроительный суперхолдинг России однозначно не нужен. Ракетостроение едино только на первый взгляд. Оно очень разное по функциональным задачам, технологическому процессу, наукоёмкости. В то же время оптимальная интеграция структур, занимающихся ракетостроением, жизненно необходима. Важен дифференцированный, индивидуальный подход.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Наиболее успешной российской компанией на мировом рынке вооружений и военной техники является концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Нужно ли с кем-то объединять ракетостроительный концерн, выполняющий стратегические задачи по обеспечению обороноспособности страны, «курочку, несущую золотые яйца» для федерального бюджета? Естественно, нет.
А вот ракетостроительное объединение, известное, как «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), полагаю, нуждается в структурных преобразованиях. Прежде всего, изменить блёклое и не очень точное название компании.
КТРВ, возглавляемое ещё одним давним знакомым Путина Борисом Обносовым, можно назвать «Российская государственная ракетостроительная корпорация «Звезда-Стрела». Ядро компании изначально составили конструкторское бюро «Звезда» и машиностроительный завод «Стрела», расположенные в подмосковном Королёве. Название отражает историю, да и звучит, как представляется, красиво.
Основная продукция КТРВ - тактические ракетные комплексы различных типов и классов. Но не только. В корпорацию входит структура под таким же серым названием: Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения». Речь идёт, кто не понял, об НПО машиностроения из подмосковного Реутова, в советское время известном как ОКБ-52 или «ракетно-космическая фирма Челомея».
Реутовская компания в современной России занимается гиперзвуковыми технологиями, выступая закопёрщиком в данной сфере. «Авангарды», «Цирконы» - её детища. Конструкторы из Реутова оказывали помощь миасским коллегам и в разработке новой межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования РС-28, широкой публике известной как «Сармат». Неточность наименования КТРВ заключается в том, что гиперзвуковой управляемый боевой блок «Авангард» относится к стратегическому оружию, а не тактическому. К тому же, дубненское НПО «Радуга», также являющееся структурным подразделением КТРВ, разрабатывает стратегические крылатые ракеты.
Странность вызывает организационная составляющая: одна корпорация входит в другую, словно матрёшка… меньшая и большая. Почему бы в КТРВ не закрепить простой и чёткий принцип: есть корпорация и составляющие её подразделения в виде концернов? Концерн в большей степени технологически и организационно структурирован, нежели корпорация.
Реутовское НПО машиностроения можно назвать концерн «Авангард»! Наименование «Авангард» более всего подходит не только по суперсекретному изделию компании - глайдеру, не имеющему аналогов в мире, но и основаниям, изложенным выше.
Другая очень важная ракетостроительная фирма функционирует в виде самостоятельного научно-производственного объединения, активы которого 100-процентно принадлежат государству в лице Росимущества. Имею в виду корпорацию «МИТ» со штаб-квартирой в Москве, район Отрадное. Название образовалось от головной научно-технической структуры, известной как Московский институт теплотехники.
Основное направление деятельности: разработка и производство твёрдотопливных ракетных комплексов стратегического назначения. Широко известна такая её продукция, как МБР «Тополь-М», «Ярс», «Булава», «Курьер». Последний, правда, по ряду причин не пошёл в серийное производство, но технология до сих пор под грифом секретности высшего уровня.
Всё это, разумеется, оружие «Судного дня»! Генеральным конструктором корпорации «МИТ» является один из ведущих российских ученых-ракетчиков, академик Юрий Соломонов.
Компанию целесообразно включить в КТРВ в виде … концерна «Кедр»! Внутреннюю иерархию корпорации «МИТ», по примеру реутовской фирмы, оставить без изменений. Реутовцы, как записано в уставных документах, функционируют «с сохранением сложившейся структуры». Научно-производственные объединения включают в себя не только подмосковные головные подразделения - конструкторские бюро, но и группы предприятий, располагающихся в различных городах страны.
Разрабатываемый корпорацией «МИТ» стратегический ракетный комплекс «Кедр» должен со временем заменить «Ярс». Кедр, наряду с берёзой, является одним из традиционных символов России. По названию перспективного изделия и фирму назвать таким же именем!
Роскосмос.
В основе космической деятельности ведущих стран мира лежит военная составляющая. Сейчас это особо и не скрывается. В госкорпорацию «Роскосмос» входит Государственный ракетный центр имени академика Макеева – автор «Сармата», а ранее жидкостных МБР морского базирования «Синева», «Лайнер».
Штаб-квартира ракетостроительного объединения в виде конструкторского бюро и администрации находится в Челябинской области, городе Миасс. В соседнем Златоусте расположен научно-исследовательский институт «Гермес», совместно с миасским КБ работающий по ракетной тематике. И в Миассе, и в Златоусте имеются небольшие машиностроительные заводы - соответственно Миамаш и Зламаш – выпускающие отдельные компоненты ракетной техники.
Основное производство ракетного центра имени Макеева развернуто в Красноярске, на знаменитом «Красмаше», модернизированном под серийное изготовление «Сармата».
Довольно рыхлую структуру «Роскосмоса» также предложил бы централизовать. По тому же принципу: корпорация и её научно-производственные единицы - концерны. Почему бы миасский ракетный центр не объединить с ракетно-космическим центром «Прогресс» из Самары?
Новое название: ракетно-космический концерн «Прогресс» имени академика Макеева! Самарская фирма занимается стратегическим ракетостроением: космическими ракетами-носителями. По утверждению специалистов, в основе ракет-носителей и МБР очень близкие технологии.
Ещё один концерн можно образовать посредством слияния ракетно-космической корпорации «Энергия» имени академика Королёва и НПО имени Лавочкина. Химкинская фирма работает с беспилотными космическими системами. Вариант: ракетно-космический концерн «Орёл» имени академика Королёва!
Название по будущему кораблю многоразового использования «Орёл», разрабатываемому королёвской фирмой. Первый российский космический челнок и компания - его родитель. Советский «Буран» летал на земную орбиту всего один раз и в беспилотном режиме. Не будем забывать и про орлиную символику. Двуглавый орёл положен в основу государственного герба России!
И, наконец, третья наша ракетно-космическая компания: Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Ядром центра являются конструкторское бюро «Салют» имени Мясищева и машиностроительный завод Хруничева. К столичным структурам с некоторых пор добавился филиал из Омска - производственное объединение «Полёт», ранее Омский авиационный завод.
Новая организационная форма: ракетно-космический концерн «Салют» имени Хруничева.
Ростех.
Ракетостроение в госкорпорации «Ростех» представлено несколькими консорциумами. НПО «Сплав» из Тулы в кооперации с пермским производственным объединением «Мотовилихинские заводы» разрабатывает и производит реактивные системы залпового огня. Реактивную артиллерию ныне относят к ракетным системам. РСЗО называют неким гибридом между ракетными установками и классическими артиллерийскими комплексами.
«Торнадо», например, могут запускать высокоточные снаряды, другими словами, «умные ракеты». Их, правда, в боевых порядках российских войск не так много. В основном преобладают старенькие советские «Грады», «Ураганы», «Смерчи». На январь 2022 года произведено 180 установок «Торнадо-Г» и всего 20 более мощных «Торнадо-С».
НПО «Сплав» входит в холдинговую компанию «Ростеха» под именем «Техмаш». Вместо очередной и традиционной безликости предлагаю вариант: концерн «Торнадо». Название «вписывается» и по главному профилю «Техмаша» - производство различных боеприпасов.
Ещё одна тульская фирма - АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика Шипунова» - разрабатывает высокоточное управляемое оружие для сухопутных войск, ВМФ и ВКС, системы ПВО, скорострельные пушки и боевые стрелковые комплексы. Их марки на слуху у нас в стране и за рубежом. Оружейные бренды «Тунгуска», «Панцирь», «Корнет», «Краснополь», «Китолов», «Грань» не нуждаются в разъяснениях. Пистолеты Макарова и Стечкина также отражают славное прошлое тульской компании.
Производство осуществляется Тульским машиностроительным заводом, Ковровским заводом имени Дегтярева и уже упоминавшимися «Мотовилихинскими заводами» из Перми.
В Коломне располагается прославленная «Научно-производственная корпорация «КБ машиностроения», в которой трудился на благо Родины выдающийся конструктор Сергей Непобедимый. Печально известная «Ока» и всё нынешнее семейство «Искандеров» родом отсюда.
Список продукции впечатляет: переносные зенитные ракетные комплексы «Стрела», «Игла», «Верба»; ПТРК «Шмель», «Атака», «Хризантема»; ОТРК «Точка», «Точка-У». Твердотопливные ракетные комплексы оперативно-тактического и тактического назначения составляют основной профиль компании.
В рамках государственной корпорации «Ростех» предложил бы создать многопрофильный ракетный концерн, который объединил бы тульскую и коломенскую фирмы. Корпорация одна, а вот концернов - структурных частей - может быть много.
Ракетостроительному концерну присвоить запоминающееся, презентабельное имя, к примеру «Перун». Перун, как известно, считался богом-громовержцем в славянской мифологии, покровителем воинов.
Главное в том, чтобы корпорация и её концерны, холдинги работали как престижные швейцарские часы, качественно и с максимальной производительностью. Упрощение и централизация организационного компонента позволят избавиться от излишней бюрократии в «Ростехе».
Новинки военной техники нужно не только демонстрировать на парадах, но в достаточных объёмах направлять в войска. Пропагандистскому блефу мало веры, людей по-настоящему воодушевляют реальные достижения и прорывы!
Комментарии читателей (0):