Компьютеры и интернет – это блестящее достижение человеческого разума, которое подняло цивилизацию на такую высоту, о которой нельзя было даже мечтать. И в этом нет никакого сомнения. Кстати, это достижение именно естественных наук, в первую очередь, физики и математики. Однако немало достижений науки человечество уже умудрялось использовать во вред себе, для своего самоуничтожения. И вот сегодня так обстоит дело и с компьютерами, и с интернетом.
Сегодня речь идет о создании искусственного интеллекта, который, как считают некоторые деятели, освободит человека от необходимости думать и принимать решения. Скажу сразу (кстати, так считаю далеко не только я один), что в полной мере в этом отношении искусственный интеллект никогда не заменит человека. И это – к счастью, потому что, если бы такая замена произошла, то человек превратился бы в зомби, в манкурта, о чем мечтают некоторые политики и у нас в стране, и за рубежом.
С этой темой теснейшим образом связан вопрос об образовании новых поколений в стране. У меня за плечами полувековой опыт преподавания в МГТУ им.Н.Э. Баумана. И на основе этого опыта и опыта всей своей жизни я твердо считаю, что задача получения знаний, фактологии школьниками – это задача номер два.
А задача номер один школы – это подготовка ребенка к взрослой жизни, развитие у ребенка определенного стиля мышления, приучение ребенка к самостоятельности. Вот эту задачу школьное образование совершенно не выполняет, наоборот, оно всячески препятствует появлению у ребенка даже зачатков самостоятельности.
На пути появления творческого, интеллектуального, самостоятельного поколения сегодня в России стоят три могущественных врага: школа, родители и гаджеты. Особое коварство этих врагов в том, что они никогда не снимают маску друга.
Школа, во-первых, учит ребенка не стилю мышления, а только фактологии, во-вторых, образование всё больше смещается от естественных наук в сторону гуманитарных. При этом утверждается, что последние якобы нужнее первых. Что же, пожалуй, это действительно так, если целью ставится только заколачивание денег, а не развитие интеллектуальной высокотехнологичной цивилизации.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Замечу здесь, кстати, что в некоторой части общества существует представление о «технарях» как о скучных людях, погруженных в свои сухие формулы, очень односторонних, оторванных от жизни. Это совершенно не так, среди «технарей» масса людей очень многосторонних, глубоко понимающих жизнь. В связи со сказанным имеет смысл вспомнить, например, основателя русской науки М.В.Ломоносова. В своей основе он был именно «технарь» и внес огромный вклад в физику, химию, математику и другие естественные науки. Но при этом он был ученым-энциклопедистом, внес большой вклад и во многие гуманитарные науки, и кроме того даже в поэзию.
Я отнюдь не отрицаю важность гуманитарных наук. Но я твердо считаю, что в гуманитарных науках больше фактологии и меньше стиля мышления, глубинного смысла, а в естественных науках – наоборот. Поэтому я призываю сместить в школе акцент на естественные науки. Кстати, именно так было в советские времена, когда весь мир признавал нашу школу лучшей в мире. Благодаря этой школе мы быстро освоили атомную энергию и первыми в мире вышли в космос!
Теперь немного подробнее о том, что препятствует появлению у школьников даже зачатков самостоятельности. Школьные учителя в массовом порядке рекомендуют родителям нанимать репетиторов. Кстати, это значит, что сама школа со своей работой не справляется, а образование фактически стало платным.
Далее, сегодня практически поголовно родители делают домашние задания с детьми (а фактически родители делают за детей). И в то время, когда репетиторы или родители стараются что-то объяснить детям, сами дети ведут себя, в основном, пассивно. О какой же самостоятельности может идти речь?!
Но и в тех случаях, когда ребенок не получает помощь родителей или репетиторов, он прекрасно знает, что думать ему не нужно, ибо он может найти информацию в интернете. И, кстати, сегодня доклады или курсовые работы (и даже дипломные) нынешних студентов нередко состоят из различных кусков текста, списанного из интернета.
Если всё это будет продолжаться, то мы полностью потеряем все новые поколения, люди превратятся в манкуртов, в зомби, и человеческая цивилизация сама себя уничтожит.
Я, будучи идеалистом, всё еще надеюсь избежать этого. А потому я призываю к следующему.
1. Школе серьезнейшим образом поменять весь свой стиль с учетом только что сказанного. Хорошо известно, что в нынешнюю эпоху человек должен повышать свой уровень, учиться всю жизнь. И школа должна научить ребенка учиться самостоятельно.
2. Родителям осознать давно известную истину: родительская любовь, если она чрезмерная и бездумная, может принести ребенку вред, и даже очень большой вред, может совершенно исковеркать ему жизнь. Такая любовь отучает ребенка от самостоятельности, и он начинает думать, что весь мир вращается только вокруг него одного, и так и задумано природой. За такое восприятие жизнь жестоко мстит.
А потому необходимо прекратить или, как минимум, резко сократить выполнение домашних заданий с детьми (точнее, за детей) и пользоваться услугами репетиторов только в редких случаях (а лучше не пользоваться совсем).
3. Несколько слов относительно вреда гаджетов. Я прекрасно понимаю, что любые запреты здесь не дадут никакого результата, эти запреты только вызывают раздражение. Сегодня и дети, и взрослые бесконечно «сидят» в гаджетах и в транспорте, и дома, за обеденным столом, в кафе и ресторанах, во время разговора с родными или друзьями, зачастую не слушая друг друга. Гаджеты препятствуют нормальному человеческому общению, пожалуй, даже разрушают человеческое общество. Наверно, пора вводить термин «гаджетная наркомания» или «гаджетомания».
Так вот, я считаю, что и школьные учителя, и родители должны деликатно и терпеливо объяснять ребенку следующее: без сомнения, гаджеты – блестящее достижение человечества, совершенно необходимая в наше время вещь. Но если слишком много пользоваться гаджетами, то это принесет огромный вред, человек может превратиться, без всякого преувеличения, в идиота, который даже не осознает своего идиотизма.
Еще раз повторю в заключение: я очень надеюсь, что нам удастся избежать краха цивилизации, но это возможно только в том случае, если мы приложим серьезные усилия.
Михаил Челноков - член-корр. Российской Академии естественных наук, член Союза писателей России, народный депутат России 1990-1993 гг.
Комментарии читателей (0):