Александр Ходаковский: Господь терпит этот мир ради последних верных - и мы потерпим

Политически мы теперь откреплены от Украины бесповоротно, но церковь границ не знает. Пока верующие там сопротивляются - мы должны быть с ними.
15 марта 2023  08:34 Отправить по email
Печать

Недавно у меня состоялся не очень, наверное, справедливый, к тому же эмоциональный разговор о наших реакциях на церковное беснование в Украине. Я вижу, а точнее - чувствую - как раскольничество захватывает обе стороны. Там "тёмные силы" стремятся разорвать узы с Русской православной церковью, но и у нас откуда-то взялась эта предательская дрожь в коленках - а давайте оторвём наши куски епархий и отойдём под юрисдикцию патриарха. Речь идёт о епархиях, которые разделены войной.

Я знаю, что многие из нашего духовенства смотрят в сторону Украины - это известный факт. Я также знаю, что другая часть духовенства, которая оказалась в каноническом "меньшинстве" и тяготеет к России - видит в переподчинении патриарху подконтрольных нам частей епархий способ переформатировать духовную власть на местах... Всё это по-человечески понятно. Но именно по Человечески, — а здесь вопрос не о нашем человеческом.

Да, там творится тяжёлое, но там есть те, кто борются не за Украину и Россию, а за то, что выше Украины и России, и чему историческая Россия с Украиной в составе служит со времён Крещения. Ради этих людей, которым в сотни раз труднее там, во враждебной обстановке, когда даже собственные иерархи молчат и занимают конформистскую позицию - мы должны проявлять выдержку и христианское терпение. Мы не имеем права предавать наших братьев там своим стремлением "упорядочить отношения". Обвиняя их в раскольничестве, да не уподобимся раскольникам сами. Это для политиков война идёт по политическим законам, но в вопросах веры политике нет места - она земное порождение.

Я предполагал, что моя публикация вызовет реакцию, и во многом не положительную, — но остаюсь при своём мнении. Пока борьба за церковь на Украине не закончилась - мы помогать нашим противникам не должны. Я знаю очень близко немало лиц духовного сословия и знаю, насколько часто ими, как и любым из нас, руководят человеческие мотивы - даже монашествующими. Мы своё получили - мы в составе России. Политически мы теперь откреплены от Украины бесповоротно, но церковь границ не знает. Пока верующие там сопротивляются - мы должны быть с ними.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Я потерял с началом операции из виду одного священника на "той" стороне, и очень переживал, что за свои взгляды он был репрессирован. Но вот недавно он появился в соцсетях, и хоть и не ведёт никакой вызывающей линии, не геройствует - но я чувствую, что он не смирился. И вот я на минуту поставил себя на его многодетное место, и вполне ощутил, что бы он чувствовал, глядя, как осчастливленные священники с нашей стороны торопятся уйти от проблемной Украинской православной церкви туда, где всё ровно и понятно. Не смирились и остались верны Русской православной церкви очень многие на той стороне.

У нас осталось с той поры - до четырнадцатого года - тяжёлое наследие. Отец Владимир Леонов, мой друг, не смирился с той политикой, которую проводят у нас епархиальные власти, и покинул нашу территорию, чтобы не иметь канонического общения с митрополитом - подобные настроения очень распространены. Я ему сказал, что он нас осиротил, и до сих пор боль от его решения не утихает.

Но он был со своей стороны очень аргументирован. Так же, как аргументированы и Вы, отец Александр Авдюгин. И безусловно, привычка к пастырству ставит Вас выше в вопросах церкви, чем меня, мирского человека. Но не мне и не публично - себе в углу перед образами ответьте: не было ли в Вашем сердце желания вырваться из-под местного митрополита, когда Ровеньковкая епархия уходила под патриарший омофор? По-человечески я Вас понимаю, и аргументы принять могу, — но в спецназе (и не только) есть такой термин: тоннельное зрение. Я, как один из родоначальников событий, не имею права думать "тоннельно". Сказать мне: кто ты такой и чего лезешь в церковные дела со своим рылом - можно, — и я даже не обижусь. Но я буду лезть, потому что церковь - она наша общая.

Наш митрополит не любит меня - для него я олицетворение всех невзгод. Он приглашал к себе Дениса Пушилина, других деловых людей - но при упоминании моего имени хороших эмоций в нём не возникает. Но я был и остаюсь категорическим противником деления Донецкой епархии! Господь терпит этот мир ради последних верных - и мы потерпим. А если по независящим от нас причинам мы проиграем борьбу за церковь на Украине - выйдем и отряхнем прах с наших ног.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть