Новый премьер Госсовета КНР рассказал о приоритетах Китая

В отношениях с Западом Китай берет курс на отделение американского бизнеса и европейских партнеров Вашингтона от верхушки политического истеблишмента
14 марта 2023  20:21 Отправить по email
Печать

В Пекине 13 марта, сразу по завершении сессии ВСНП, прошла крупная, можно сказать программная, пресс-конференция нового премьера Госсовета Ли Цяна. Попутно в ряде СМИ всплыли подробности, связанные с уровнем доверия к нему со стороны Си Цзиньпина, который включал его в состав своей делегации, когда в сентябре 2015 года совершал государственный визит в США. С Ли Цяном связано открытие в Китае таких американских производств, как авиазавод компании Boeing по производству 737-й модели этого самолета в провинции Чжэцзян, электромобильный завод фирмы Tesla в Шанхае, а также запуск шанхайской высокотехнологичной биржи STAR Market, которая за три года работы вышла на второе место в мире после американской NASDAQ по объемам IPO.

Почему эти подробности важны? Для адекватной оценки у нас китайской стратегии на американском направлении. В отчетах о пресс-конференции Ли Цяна практически все сосредоточились на том, что было сказано о двусторонних связях с США, едва ли не отыскивая в этом вопросе какой-то «подвох». Яркий пример – заголовок РИАН: «Новый премьер Госсовета Китая выступил за сотрудничество с США».

Что на самом деле прозвучало? «В последние годы в США существуют некоторые люди, которые трубят о разъединении США с Китаем. Но мне интересно, - задается вопросом премьер, — сколько людей действительно могут извлечь выгоду из такого рода шумихи?». И отметив, что взаимный товарооборот двух стран в прошлом году, несмотря на развязанную в 2018 году торговую войну, достиг рекордных 760 млрд долларов, Ли ссылается на собственный опыт руководства Шанхаем, подчеркивая, что «высшие руководители транснациональных корпораций, с которыми он беседовал, с оптимизмом смотрят в будущее…, и уверены, что сотрудничество – верный путь к взаимовыгодным результатам».

Какой из этого вывод? Их два. Во-первых, опираясь на доверие лидера страны Си Цзиньпина, премьер-министр собирается проводить линию на инвестиционное сотрудничество с американским бизнесом, учитывая специфику США, которая заключается в его значительной автономии от властей в принятии решений. Грубо говоря, связи с корпорациями, в которых Ли Цян исключительно опытен, отделяются от большой политики и геополитического противостояния. При предшественнике нынешнего главы Госсовета, пытавшемся играть некую «самостоятельную» роль, такое было невозможно. А сейчас, что обращает внимание, на протяжении всей пресс-конференции Ли Цян виртуозно обходил любые политические углы, четко и однозначно расставляя экономические акценты. Даже применительно к Тайваню речь шла о восстановлении нормальных контактов, а также о приглашении партнеров с той стороны пролива к взаимодействию с материком. Разумеется, на основе принципа одного Китая и подтверждающего этот принцип двустороннего консенсуса 1992 года.

Во-вторых, немного статистики, касающейся торгово-экономической динамики, расшифровывающей цифру в 760 млрд. За прошедший год рост импорта США из Китая в четыре превысил рост экспорта; в абсолютных объемах Китай продает за океан в 3,5 раза больше, чем покупает. Тем самым разбиты все инсинуации торговой войны о возможности «паритета», на котором в свое время настаивал Дональд Трамп. Торговый дефицит США не только не сократился, но увеличился, причем, более, чем на 8% за прошедший год. Но и это не все. Если брать структуру обменов, то выясняется, что почти половину американского экспорта в Китай, составляют энергоносители, продукция сельского хозяйства и химической промышленности. То есть сырье с низкой степенью передела. В то время, как импортируют США из Поднебесной прежде всего компьютеры, электронику, а также промышленные товары, в первую очередь бытовые приборы и электрооборудование. Это все – продукция высокого передела, и разница между тем и другим усугубляет торговый дисбаланс. Помнится, еще в 2018 году, во время споров, сопровождавших торговую войну, Пекин сделал красноречивый жест, предложив американской стороне покупать ее продукцию на сумму до одного триллиона в год, но при условии, что будет, что покупать. Ответом было молчание: предложить Китаю ничего на эту сумму США не смогли, а специалисты, быстренько подсчитав, выдали вердикт, что «потолком» американского экспортного потенциала является цифра примерно в 320 млрд, до которой сегодня США не дотягиваются и наполовину. И не случайно; в СМИ проскальзывала цифра в 1%, и это – доля по-настоящему высокотехнологичного американского экспорта в Поднебесную, требующего соответствующих согласований на правительственном уровне. Как тут не вспомнить американский ультиматум пятилетней давности, когда Вашингтон потребовал от Пекина под видом внедрения «рыночных» условий конкуренции допустить американские инвестиции в китайский IT-сектор, а когда получил от ворот поворот, принялся под надуманным «иранским» предлогом односторонними санкциями давить на китайские компании (пример многострадальной Huawei).

Проще всего решить, что у Китая сейчас не «политический», а «технический» премьер, но это не так. Речь попросту идет о четкой координации действий политических, экономических и финансовых властей, основанных на консолидации власти и единых подходах к реализации планов развития страны. Именно этот консенсус является фактором, позволяющим Китаю резко нарастить внешнеполитический потенциал, в чем весь мир убедился 10 марта, когда на фоне переизбрания Си Цзиньпина председателем КНР в Пекине было достигнуто историческое соглашение о примирении между Ираном и Саудовской Аравией. А сейчас мировые СМИ полны разнообразных предположений о том, что собирается Си Цзиньпин после переговоров в Москве сказать по видеосвязи в Киев Зеленскому. Учитывая, что информацию о таком будущем разговоре, не подтвержденную пока ни в Пекине, ни в Москве, распространили, мягко говоря, не самые последние западные СМИ – The Wall-Street Journal и Reuters. Вопрос этот очень волнует коллективный Запад, особенно на фоне собственного миротворческого бессилия.

Обратим внимание, что отделение власти в США от бизнеса и создание благоприятных условий последнему для реализации своих интересов в двусторонней торговле, — скорее всего не случайность, а выверенная стратегия. В пользу этого свидетельствуют действия партийного руководителя внешней политики КНР Ван И в ходе февральского турне по Европе, где он призывал европейские страны к самостоятельности и защите собственных интересов в двусторонних отношениях с Китаем от Вашингтона. Теперь Пекин апеллирует уже к американскому бизнесу. Следует подчеркнуть, что рассматривая политические круги США геополитическими противниками Китая (да они и сами этого не скрывают), в Китае озаботились расстраиванием «единого фронта» оппонентов. И надо сказать, что это весьма эффективная тактика, которая в свое время, на рубеже разрядки 70-х годов, позволила Советскому Союзу реализовать ряд перспективных проектов в Европе. Однако здесь имеется подводный камень: в ходе этого сближения советская элита перешла определенные границы, отделяющие экономические интересы от сдачи политических позиций. Все, что происходило в Китае на протяжении завершившегося вчера транзита, свидетельствует о том, что власти страны эту угрозу понимают. Возвращаясь к тому, о чем говорил на пресс-конференции Ли Цян, обозначены основные приоритеты нового состава Госсовета, к которым отнесено в том числе «соблюдение принципа честности и неподкупности». Вообще борьба с коррупцией давно поставлена в КНР на системную основу. Особенно это видно с 2018 года, когда параллельно с конституционной реформой в структуре государственной власти появился полномочный Госкомитет по надзору, работающий в связке с партийной ЦКПД. Возглавивший его на прошедшей сессии Лю Цзиньго сохраняет за собой пост зампреда ЦКПД, который занимает с 2014 года уже при третьем ее председателе (Ван Цишань, Чжао Лэцзи, а сейчас Ли Си).

В целом основная часть пресс-конференции Ли Цяна была посвящена сугубо экономическим вопросам; во внешних делах упор был сделан разве что на расширении иностранных инвестиций, общий объем которых новый премьер оценил в размере 189 млрд долларов. Политика реформ и открытости, которой в текущем году исполняется 45 лет, будет продолжена; в центр правительственного курса ставится концепция Си Цзиньпина «развития в интересах народа». Принятый сессией ВСНП показатель в 5% годового роста ВВП, по словам Ли Цяна, потребует фактического удвоения показателей, что связывается с гигантскими размерами экономики. Критерием прогресса объявляется сохранение стабильности. Взвешенная позиция в материалах пресс-конференции содержится по вопросам поддержки предпринимательства. С одной стороны, частные предприятия будут «поддерживаться и направляться»; с другой, «командные высоты» в экономике останутся за государственным сектором, который новый премьер намерен «укреплять и развивать». Констатирован резкий успешный старт в экономике восстановительных процессов после эпидемии, что, по мнению Ли Цяна, обеспечено институциональной эффективностью.

Приоритетом остается социальная сфера, в которой особое внимание традиционно уделяется вопросам занятости, решение которых связано прежде всего с созданием новых рабочих мест. Только один пример, приведенный премьером: в нынешнем году в экономику вольется около 11,6 млн выпускников вузов, что ставит в первоочередную повестку их трудоустройство. В этой связи не забыто и село; ставится задача расширить зерновое производство за рамки стабильных в последние восемь лет его объемов в 650 млн тонн.

Среди ключевых вопросов, волнующих граждан, и потому требующих особого правительственного внимания, премьер также назвал жилищную политику, увеличение доходов населения, расширение возможностей в сфере образования и медицины, окружающей среды. Критерием провозглашенного сессией ВСНП «высококачественного развития» определен постепенный переход от удовлетворения первоочередных потребностей жителей к комплексному улучшению качества жизни в стране.

Общий вывод, который можно сделать из пресс-конференции Ли Цяна: перестановки завершены, КПК и КНР успешно преодолели переходный период, и теперь страна готова к активному развитию и включению в мировые процессы. Для нас эта новость позитивная во всех смыслах, особенно учитывая, что через неделю председателя КНР Си Цзиньпина ждут с государственным визитом в Москве.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть