Давно ожидаемое свершилось. В соответствии с изменениями Конституции КНР 2018 года, Си Цзиньпин избран председателем КНР на третий срок, и такое произошло впервые в истории КНР. Также Си Цзиньпин возглавил Центральный военный совет (ЦВС) КНР, то есть подтверждены его полномочия Верховного главнокомандующего НОАК - Вооруженными силами страны.
Заместителем председателя КНР стал бывший (первый) вице-премьер Госсовета КНР Хань Чжэн, сменивший на этом посту вышедшего в отставку по возрасту Ван Цишаня. Руководителем парламента – ВСНП – его Постоянного комитета (ПК) избран Чжао Лэцзи, ранее, как и Ван Цишань, возглавлявший Центральную комиссию КПК по проверке дисциплины (ЦКПД). Причем, в рамках процедуры, сначала прошло голосование по избранию Си Цзиньпина главой государства, затем – по его кандидатуре во главу ЦВС, после этого избрали Чжао Лэцзи и, наконец, Хань Чжэна. Все голосования, состоявшиеся в рамках третьего пленарного заседания сессии ВСНП, прошли единогласно.
Для Си Цзиньпина это второе безоговорочное избрание после 2018 года (в 2013 году, когда он впервые возглавлял КНР, один голос был подан против, и было несколько воздержавшихся, что отражало остроту политической борьбы, предшествовавшей XVIII съезду КПК). Си Цзиньпин, Чжао Лэцзи и Хань Чжэн уже приняли конституционную присягу, официально вступив в свои полномочия.
Избраны 14 заместителей председателя ПК ВСНП. Из наиболее известных российской общественности фигур следует выделить экс-главу Тяньцзиня и провинции Хубэй, члена Политбюро ЦК 20-го созыва Ли Хунчжуна, двух других региональных руководителей - Пэн Цинхуа и Чжан Цинвэя из провинций Сычуань и Хунань, лидера китайских профсоюзов Ван Дунмина, руководителя секретариата и аппарата Госсовета Сяо Цзе, председательницы Союза китайских писателей Те Нин. Важная тенденция: в ПК ВСНП укрепляется представительство структур Патриотического единого фронта китайского народа (ПЕФКН). Статусом зампреда ПК наделены лидеры партий-союзниц КПК по этому объединению, принимающих руководство коммунистов – Чжан Цзяньбан (Гоминьдан), Дин Чжунли (Демократическая лига), Хэ Вэй (Китайская крестьянская и рабочая демократическая партия). Если Дин входил в число зампредов ПК ВСНП и в прошлой каденции, то Чжан и Хэ ранее являлись зампредами Всекитайского комитета (ВК) Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Это отражает провозглашенный Си Цзиньпином курс на углубление общественной консолидации. В пользу этого говорит и избрание зампредами еще двух политиков – Лозана Джамсана, председателя правительства Тибетского автономного района (ТАР) и Шохрата Закира – его коллеги, возглавляющего правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С определенным временным лагом от «пленарки» ВСНП начала работу и «пленарка» сессии ВК НПКСК, у которого сегодня также появится новое руководство, вместо уходящего в отставку прежнего председателя ВК НПКСК Ван Яна. Также будет избран состав Бюро ВК, но это все пройдет во второй половине дня по пекинскому времени.
Что важно в кадровых назначениях? Во-первых, официально обрели свои посты двое из «семерки» членов избранного XX съездом КПК ПК Политбюро – Си Цзиньпин и Чжао Лэцзи. Что остальные? Сегодня ожидается избрание и третьего члена ПК, который возглавит ВК НПКСК; предполагается, что наиболее вероятным кандидатом является прежний главный идеолог ЦК Ван Хунин. Еще двое, скорее всего, вошедшие в ПК экс-главы Шанхая и Гуандуна Ли Цян и Ли Си завтра, 11 марта, будут избраны председателем и зампредом Госсовета КНР. Последние двое – экс-глава Главного управления ЦК Дин Сюэсян и руководитель Пекина Цай Ци – разделят между собой посты во главе ЦКПД и сектора идеологии и СМИ, оставленные Чжао Лэцзи и Ван Хунином.
С окончанием кадровых перестановок в Китае завершится «переходный» период, связанный с проведением партийного съезда и формированием новой команды. Именно с этого момента и начнется осуществление стратегии, которую председатель Си выдвинет на третий срок своего правления. Начнется активная внутренняя и внешняя политика, и Китай здесь получает существенные преимущества перед США, у которых транзит только начинается, а значит, на его период возможности власти ощутимо падают. Недаром Уинстон Черчилль писал, что выборы сродни пожару даже в самых демократических государствах и обществах.
Во-вторых, обратим внимание: руководство Госсовета, а вместе с премьером и его (первым) вице будут избраны и все вице-премьеры, избирается не сегодня, а завтра, 11 марта. То есть, условно говоря, это выборы второй очереди. С учетом того, что помимо выборов, сегодняшняя сессионная «пленарка» еще и утвердила реформу аппарата Госсовета. То есть внесены изменения в административную организационную систему, которые, как мы знаем, связаны с перераспределением полномочий ряда ведомств. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в новом сроке Си в Китае будет закреплена прежняя практика, существовавшая до правления Ху Цзиньтао (2002-2012 гг.), при которой второй фигурой после председателя КНР становится не премьер, а глава парламента. Формируется фактический приоритет представительной власти над исполнительной. И это прямой результат в определенном смысле «сложного» первого десятилетия Си Цзиньпина у власти, когда возглавлявший Госсовет Ли Кэцян старался сохранять за своим ведомством роль самостоятельного властного центра. Впредь такого не будет; так называемое «коллективное руководство», связывающееся опять-таки с правлением Ху Цзиньтао, неоднократно демонстрировало слабость и искушало оппонентов генсека на внутренние интриги. Например, в преддверие XVII съезда КПК их вел тогдашний зампред КНР Цзэн Цинхун, а перед XVIII съездом – связка Чжоу Юнкана и Бо Силая, составившая костяк разгромленной «новой банды четырех», к которой также причислили бывших главу орготдела ЦК Лин Цзихуа и зампреда ЦВС генерала Сюй Цайхоу.
В-третьих, обратим внимание: с XX съездом и нынешней сессией, с произошедшими на них кадровыми переменами, безусловно теснейшим образом связан выход, наконец, КНР из ковидной «автаркии», связанной с политикой «нулевой терпимости», следование которой в определенном смысле стало следствием подковерной внутриполитической борьбы. Можно сказать, период разброда и шатаний остался в прошлом, он преодолен, и именно это преодоление и фиксируется нынешними перестановками. Не случайно, в ходе недавнего визита в Европу бывший глава МИД, а ныне партийный куратор внешней политики Ван И, обращаясь к лидерам ЕС, не уставал напоминать, что именно сейчас Китай намерен запустить интенсивный восстановительный рост экономики, и кто хочет успеть поучаствовать в сотрудничестве с Поднебесной, должен «не опоздать» и не увязнуть в политических игрищах в интересах Вашингтона.
Китай вступает в новый ответственный период своего и глобального развития, названный в руководящих документах КПК «новым походом». И для нас в России это важная и хорошая новость, особенно учитывая, что свой первый визит в новой каденции руководителя КНР председатель Си Цзиньпин скорее всего совершит в нашу страну, и очень скоро.
P.S.
Считанные минуты назад агентство Синьхуа сообщило, что Ван Хунин избран председателем главного совещательного органа КНР - Всекитайского комитета НПКСК.
Комментарии читателей (0):