Вчера завершился показ телесериала «Шаляпин». Фильм получился лучше, чем я думал, что он получится в нынешних культурно-исторических обстоятельствах. Я сейчас говорю не столько об описании жизненных перипетий великого певца, сколько об общей идее. С точки зрения общей идеи хорошо, что отъезд Шаляпина из СССР и его жизнь в эмиграции, разрыв с советским правительством, с родиной остались неосвещёнными – пусть каждый сам об этом, если захочет, почитает. В конце фильма (а конец, как говорится, — делу венец) великий певец остаётся со своим народом, с ним делится своими страданиями, и это хорошо и правильно. Аплодирую.
Закрою глаза и на карикатурное изображение того, что авторы фильма подразумевают под, условно говоря, «революционными массами» - оно является частичным диагнозом не народу, а самим авторам. Да, русский восставший человек, русский человек в бунте и, соответственно, распустившийся человек чаще некрасив, чем красив. Но он не карикатурен. Толстые «большевички» и «матросня» в голодном Петрограде в 1918 году – что это как не карикатура и пошлость? А если хотите увидеть реальный страшный образ восставших матросов, то смотрите «Оптимистическую трагедию» Самсона Самсонова.
Добавлю лишь, что общий уровень культуры в романовской России в низах был таков, каков он был. И в этом смысле данная точка отсчёта хороша, чтобы осмыслить, какую огромную образовательную работу за 20 предвоенных лет сделала Советская власть, потому что в величайшую схватку с Западом народы России вступили уже совсем в другом состоянии, нежели то, в котором они были в 1917 - 1921 годах. Эту заслугу надо понимать и чтить.
И последнее: о бегстве из России. Шаляпин в том же 1918 году разговаривает с Коровиным и спрашивает его: «А что тебя здесь держит?» И Коровин отвечает: «Ничего меня здесь не держит!» Это уже не диагноз, а приговор. Нас на родной земле в прямом и переносном смысле держит родная земля, держат, по Пушкину, родное пепелище и отеческие гробы. Коровина в 1918 году они уже не держали, а Шаляпина – держали. И всё равно уехал. Тем горше трагедия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 15.02.23 Кому Шаляпин нёс русское искусство на Западе
- 10.02.23 Шукшина: Показать классику без «голых пупков» режиссёры уже не в состоянии
- 08.02.23 Пушкин задал архетип должного поведения не только своим творчеством, но и своей судьбой
- 30.01.23 Телеканал «Культура» и его культурное дно за государственные деньги
Комментарии читателей (0):