Наше внимание привлекло сообщение на одном религиозно-политическом телеграм-канале, автор которого написал о факте якобы сослужения представителей УПЦ и ПЦУ. Ситуация имела место на Волыни, где, по сообщению сайта Волынской епархии УПЦ, в селе Поддубцы Луцкого района состоялось отпевание заштатного диакона УПЦ, которого забрали на фронт по повестке. Отпевание и погребение возглавил викарный епископ Волынской епархии Афанасий (Герман).
Ранее на ИА REX: Захват храма в Киево-Печерской Лавре - это процесс расправы над «русской церковью»
Однако, событие приобрело специфический окрас в связи с тем, что на фото с других информационных ресурсов, в одном ряду со священнослужителями УПЦ, можно увидеть представителей ПЦУ. Мы обратились за комментарием к нашим источникам в Волынской епархии УПЦ, чтобы попытаться внести ясность в произошедшее и сообщить о деталях инцидента.
Во-первых, стоит сказать несколько слов о погибшем. Николай Матвиенко окончил Волынскую Духовную Семинарию в 2014 году. Позже он был рукоположен во диакона митрополитом Владимир-Волынским и Ковельским Владимиром (Мельником). Через некоторое время, из-за противоречий с правящим архиереем, был почислен за штат, однако Церковь не бросил. Регулярно посещал Богослужения, исповедовался и причащался. Долгое время жил и бытовал как мирянин: семья, работа и т.п.. Незадолго перед гибелью получил повестку, а поскольку официальных причин для отсрочки не было - пошёл в армию, на фронт, где и погиб через несколько месяцев после отправки.
Во-вторых, отдельно стоит описать ситуацию с отпеванием военнослужащих - не только на Волыни, но и по всей западной Украине. Институт капелланов, сформированный в ПЦУ ещё в 2014 году, показал себя с разных сторон. Все мы помним новости о задержании капелланов ПЦУ за контрабанду всего подряд (даже оружия), однако это не поменяло их влияния на ситуацию в целом. Капелланы ПЦУ буквально вытеснили священнослужителей УПЦ из воинских частей и годами работали над закреплением своего авторитета в этих кругах. Благодаря этому, каждый погибший военнослужащий, даже если он является верующим УПЦ, попадает в сферу ответственности капелланов ПЦУ. Информация о погибших проходит через военкоматы, отправившие их на фронт, а уже их представители настойчиво требуют от родственников, чтобы отпевали погибшего именно представители ПЦУ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 11.03.23 Андрей Ваджра: На умирающей Украине настали времена очищающего первохристианства
- 17.01.23 Адепты автокефалии на государственной службе
- 28.11.22 Алексей Чадаев: Следующим шагом после разгрома УПЦ станет пересмотр мирового православия
- 12.09.22 Рига нацелилась на смену руководства Латвийской православной церкви
Были случаи, когда доходило до угроз, мол, не будете отпевать в ПЦУ - не получите компенсацию. Иногда родственникам приходилось основную часть панихиды совершать в храмах ПЦУ, а потом - священник канонической Церкви совершал повторное отпевание уже на кладбище. Да, многие люди боятся. Кто-то осуждения, другие - остаться без компенсации (15 млн, как бы то ни было - сумма не маленькая и часто становится серьёзной поддержкой осиротелой семье). По этому, даже у людей, считающих себя прихожанами УПЦ, в такие критические моменты срабатывают чисто человеческие эмоции и переживания.
В-третьих, нужно отдельно описать что же произошло в Поддубцах и имело ли место сознательное сослужение УПЦ и ПЦУ. Как нам сообщили - такой случай, увы, не единичный. Происходит это приблизительно следующим образом. Когда священники УПЦ уже начинают отпевание, через 5-7 минут после этого, приходят уже "облачённые" представители ПЦУ, которые в наглую становятся в один ряд с нашим духовенством. Точно так же произошло и в этот раз. Хоть они и не проронили в это время ни слова, однако выгнать их посреди панихиды, естественно, невозможно. Они, в любом случае обыграют ситуацию так, как удобно им, обвинив УПЦ в чём угодно. Более того - никто не может им запретить входить в храм в этот момент, поскольку такие панихиды называются "гражданскими", то есть в церкви в такие моменты может находиться кто угодно.
По этому, оценивать эту ситуацию однозначно критически, по нашему мнению, не совсем корректно. Да, на Волыни сейчас крайне сложно. Представители ПЦУ чувствуют себя хозяевами жизни на всех уровнях, активно этим пользуясь. Как поступить правильно в такой ситуации - сложно сказать.
Но отсюда и встречный вопрос - а как поступили бы те, кто эту ситуацию критикует?
Комментарии читателей (0):