Успех в Ливерморе приближает мир к атомной войне

Если наша цивилизация перестанет ставить перед собой сверхсложные, почти неразрешимые цели, она погибнет.
19 января 2023  15:34 Отправить по email
Печать

Все мировые СМИ обошло известие о выдающемся успехе Ливерморской национальной лаборатории в Калифорнии, где успешно провели реакцию ядерного синтеза, в результате которой был получен чистый прирост энергии. СМИ писали: «Результат эксперимента — огромный шаг в многолетнем стремлении высвободить бесконечный источник чистой энергии, который мог бы помочь покончить с зависимостью от ископаемого топлива». Правдиво в этих сообщениях только одно: Ливерморская лаборатория – мировой лидер в импульсном воздействии лазерного излучения на мишени. Все остальное – увы, нет.

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.

Опыты по воздействию на небольшие мишени диаметром в несколько миллиметров лазерными и электронными пучками начали проводиться примерно с 60-х годов прошлого столетия. На весь мир прогремели опыта Басова и Прохорова по воздействию на мишени лазерным излучением. Тогда эти опыты представлялись как шаг на пути к освоению термоядерной энергии.

К 80-м импульсный термоядерный реактор выглядел следующим образом: в центр камеры с периодом в несколько секунд помещалась мишень с дейтерием и тритием (падала сверху или выстреливалась специальной пушкой), ее со всем сторон облучали мощными лазерными пучками, мишень нагревалась и сжималась до условий слияния ядер дейтерия и трития, то есть происходил микротермоядерный взрыв, и выделившаяся энергия улавливалась стенками камеры.

В другом варианте – на мишень воздействовали релятивистскими электронными пучками. Энергия накапливалась в огромных, заполненных специальным маслом баках с конденсаторами, которые заряжались параллельно, а потом соединялись последовательно (напряжение мгновенно увеличилось соответственно числу конденсаторов), выдавая в разряде между мишенью и острием катода сотни мегаватт мощности в течение нескольких десятков наносекунд.

Импульсный термояд и стационарные термоядерные установки (токамаки, пробкотроны, стеллараторы) казались настолько близки, что в 1977 году министр энергетики СССР издал приказ об организации Государственной испытательной станции термоядерных реакторов около Шатурской ГРЭС, куда из Москвы планировалось построить монорельсовую дорогу (!).

В те годы технические художники рисовали красивые картинки: от мишени в центре камеры расходятся ярко-красные лучи выделившейся энергии, упирающиеся на стенках в водопад из расплавленного лития (из лития под действием нейтронов образовывался необходимый для термоядерной реакции тритий).

Но чем дальше велись работы по импульсному термояду, тем понятнее становилось, что получить положительный выход энергии в этой схеме невозможно, а если бы и было возможно, она бы никогда не стала коммерчески успешной. Тем не менее, работы продолжались и в СССР/РФ, и в США, и в меньших масштабах в других странах. Зачем? Для подготовки к атомной войне.

В США сделали ставку на лазерный поджиг термоядерной мишени, в России – на электронные пучки.

Строительство установки для лазерного поджига термоядерной мишени в Ливерморской лаборатории началось в 1997 году и продолжалось 12 лет с расходами в 3,5 млрд долларов. С 2009 году начались эксперименты – безрезультатные. И в 2012 году программа была на грани прекращения финансирования. Можно предположить, что перед ничего не понимающими в физике конгрессменами ее отстояли военные, работы были продолжены.

Нынешнее сообщение о «положительном» выходе реакции рассчитано на тех же конгрессменов, которым надо отчитываться перед избирателями за потраченные деньги. В СМИ, пытающихся хотя бы не говорить откровенную неправду, формулировка полученного результата звучала так: «в результате реакции было выделено больше энергии, чем было затрачено на инициирование реакции». При этом мало кто сообщил подлинные слова Марка Херрманна (Mark Herrmann), программного директора Ливерморской лаборатории по физике и дизайну оружия, о том, что 192 лазерных луча донесли до мишени 2,05 мегаджоуля энергии, выделилось в процессе реакции 3,15 мегаджоуля энергии, а для создания лучей в лазеры было вложено 300 мегаджоулей. энергии. То есть КПД процесса порядка 1%.

К тому же никто из знакомых с условиями таких экспериментов не подтвердит под присягой, что в эксперименте из дейтерий-тритиевой мишени действительно выделилось энергии больше, чем в нее попало через лучи лазера. Может быть – больше, может быть – меньше. С достаточной точностью измерить результат невозможно (поверьте на слово!), да и не нужно – к термояду эксперимент отношения не имеет.

В РФ в 1984 году в Курчатовском институте заработал огромный источник релятивистских электронных пучков (принцип описан выше), получивший название «Ангара». Потом в одном из подмосковных научных центров было построено несколько таких источников, разряд которых был направлен на один маленький шарик.

Руководители Ливермора писали в The Wall Street Journal в пояснение к своему эксперименту, завуалированно приоткрывая истинный смысл проекта: «Как показывают недавние мировые события, ядерное сдерживание США эффективно только в том случае, если есть уверенность в том, что оружие остается эффективным. Лазерное зажигание демонстрирует миру глубокое понимание оружейной науки и будет иметь важное значение для поддержания доверия в ближайшие десятилетия».

При чем тут «оружейная наука»? Какая связь между миллиметровым шариком и водородной бомбой весом в десятки тонн? Дело в том, что главным в экспериментах в США и России был не выход энергии в результате поджога мишени с дейтерием и тритием (это делалось для конгрессменов и СМИ), а электромагнитное излучение, возникающее при концентрации тераваттной мощности в маленькой мишени. Такие взрывы мишеней (даже без дейтерия и трития) имитируют поражающее воздействие электромагнитного излучения ядерного взрыва на электронную начинку – самолетов, ракет, атомных и обычных бомб, средств связи, аппаратуру космических спутников. Только такая проверка дает уверенность, что электронная начинка, направляющая полет ракеты с атомной боеголовкой или следящая за запуском ракет со спутника, не будут поражены при взрыве атомного заряда противника и выполнят боевую задачу по нанесению ему неприемлемого ответного ущерба.

Работы Ливерморской лаборатории позволяют американским военным судить о состоянии своих атомных зарядов, повышая уверенность руководства США в возможности успешной бомбардировки противника.

Термояд пока остается «синей птицей» мировой энергетики. Реальная цель человечества на ближайшие 100-200 лет – строительство различных модификаций реакторов на делении атомов урана, тория и плутония, топлива для которых с избытком хватит на все время существования человечества (через 4 млрд лет взорвется Солнце). Но если наша цивилизация перестанет ставить перед собой сверхсложные, почти неразрешимые цели – освоение термояда, выход в космос, создание новых видов растений и животных, она погибнет, не израсходовав не только уран, но и нефть с газом и углем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть