Когда премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об отказе проводить на территории республики военные учения ОДКБ «Нерушимое братство-2023», свою позицию он обосновал тем, что Баку убеждает западных политиков: якобы Россия и Армения «готовят совместную агрессию против Азербайджана». Раньше Ереван высказывал претензии к ОДКБ в связи с ситуацией в Лачинском коридоре. До этого Пашинян отказался подписывать декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ и проект о совместных мерах по оказанию помощи Армении из-за отсутствия политической оценки действий Баку, в результате которых в сентябре, как утверждает Ереван, была оккупирована часть территории Армении.
Если говорить о первом тезисе Пашиняна о каких-то подозрениях Запада о «совместной агрессии Армении и России против Азербайджана», то такое маловероятно. Потому, что Москва подписала 22 февраля 2022 года с Баку Декларацию о союзническом взаимодействии. Россия признает целостность Азербайджана, между двумя странами активно развивается многопрофильное сотрудничество. Другое дело, что Москва считает, что Нагорному Карабаху необходимо придать статус особой территории и происходить это должно исключительно в рамках переговорного процесса, как продолжение мирного трехстороннего мирного соглашения от 9 ноября 2020 года. Да и сам Пашинян признает, что Азербайджан имеет со многими странами ОДКБ «более глубокие экономические и политические отношения, чем с Арменией».
Потом армянский премьер заявил, что не исключает возможности обращения в Совбез ООН для направления в Карабах многонациональной миротворческой миссии по истечении мандата российских миротворцев в 2025 году. По его словам, «сейчас Ереван не может это сделать», поскольку «это будет означать, что мы обращаемся в СБ ООН против России». Напомним, что пятилетний срок пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе определен соглашениями 9 ноября 2020 года, а до 2025 года как в региональной, так и мировой политике произойдут многие изменения. Так что «фактор ООН» – это вновь очередной блеф. Не случайно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков решил напомнить, что «любые миссии могут направляться (в Нагорный Карабах - прим. Станислав Тарасов) только с согласия обеих сторон конфликта» и вряд ли Азербайджан согласится на реализацию косовского сценария.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
СБ ООН уже обсуждал ситуацию в Лачинском коридоре, и никто из постоянных членов не проявил желания направить миротворцев в зону конфликта. Но и российским миротворцам, во всяком случае, пока, не предоставляется международный мандат. На данном направлении Баку и Ереван действуют совместно, чтобы подтолкнуть Москву к односторонним действиям, вызывающим негативную реакцию со стороны США и Франции, остающимся пока еще сопредседателями Минской группы ОБСЕ, и Евросоюза. Чтобы как-то объяснить такую политику, некоторые армянские эксперты прибегают к конспирологическим приемам, полагая, что у обеих конфликтующих сторон или у одной из них «существуют непубличные договоренности с Францией, США или Евросоюзом» с целью вести поставить регион на грань эскалации, чтобы в ситуации вовлеченности Россия в украинский кризис создать в Закавказье новую перспективу геополитической реальности или, по словам Пашиняна, «подвергнуть рефлексии свое (армянское – С.Т.) восприятие и проверить, насколько оно реалистично».
Такими же проблемами озабочен и президент Азербайджана Ильхам Алиев, начавший активно дискутировать относительно будущего Западного Азербайджана, поручив общине разработать «Концепцию Возвращения». При этом, похоже, Алиев угадал смену парадигмы в историческом самосознания Пашиняна, когда многие заявленные параметры интересов Баку и Еревана начинают совпадать и они участвуют в одном общем геополитическом спектакле, но с разными сценариями действий и разными целями в контексте восстановления так называемой исторической справедливости. И эта «смена оптики» с разыгрыванием российской карты выводит Азербайджан и Армению, точнее, их выводят, в зону действительно существующих повышенных исторических интересов со стороны Ирана и Турции. Пашинян и Алиев ведут себя в этой ситуации как Робинзоны на необитаем острове, абсолютно игнорируя то, что история региона (если даже ввести за скобки российскую дореволюционную и советскую историографию) хорошо и подробно описана западными историками, и на Западе существует устоявшийся имидж и образ этих закавказских народов и государств.
Сейчас карабахская проблема становится стержнем, вокруг которого начинает раскручиваться серьезная региональная геополитическая интрига. В игру начинают активно вовлекаться Тегеран и Анкара, которые веками бились за сферы влияния в Закавказье. Открытым остается вопрос, как Москва будет реагировать на эту ситуацию. Пока она избегает жестокой реакции на действия Еревана и маневры Баку, внимательно следит за западными игроками. Она понимает, что Армения и Азербайджан подталкивают ее к «решительным» действиям, видя в украинском кризисе «окно возможностей» для создания России проблем в ее декларируемом «броске» на Восток. Очевидно и то, что есть определенные силы, которые пытаются разморозить конфликт в Нагорном Карабахе, открыв там по факту против Москвы второй фронт руками постсоветских республик. Такая незатейливая комбинация вышита белыми нитками. Но победит тот, кто в конечном счете имеет запасной политический сценарий. Да и существующий алгоритм действий в регионе, создаваемый политический феномен не являются сюрпризом для Москвы.
Картина будущей геополитической ситуации, которая формируется в регионе, становится более четкой, как и возможные будущие решения. Пока же Россия действует в Закавказье по принципу: не хотите — не надо, справимся без вас, ведь перемены в регионе ей тоже нужны.
Комментарии читателей (0):