Госдума готовится заменить 30-летний закон о занятости в России на новый

Устанавливаются новые виды занятости, новые пособия, цифровая платформа и реестр работодателей с нелегальной занятостью
11 января 2023  18:10 Отправить по email
Печать

Законопроект, призванный заменить действующий уже 30 лет закон о занятости в России, внесли в Госдуму парламентарии во главе с Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года.

Основной задачей проекта закона является отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления, отмечают авторы.

«Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона о занятости назрело давно», – цитирует спикера Госдумы Вячеслава Володина пресс-служба палаты парламента.

Прежде всего, на законодательном уровне закрепляются понятия новых активно развивающихся форм занятости – самозанятость и платформенная занятость. Предполагается, что вопросы, связанные с указанными новыми формами занятости, будут урегулированы отдельным федеральным законом.

На законодательном уровне закрепляются и получают дальнейшее развитие наиболее эффективные практики и меры поддержки различных категорий граждан, направленные на решение приоритетных задач государственной политики. Например, одной из таких задач является урегулирование вопросов, посвященных поддержке молодежи. На постоянной основе закрепляются меры содействия занятости молодежи, предусматривается предоставление финансовой поддержки работодателям, принимающим на работу граждан, относящихся к молодежи; содействие трудоустройству в свободное от учебы время граждан, обучающихся в образовательных организациях.

Кроме того, вводится глава, посвященная взаимодействию органов службы занятости с техникумами, вузами и научными центрами. Предлагается учитывать потребности рынка труда в контрольных цифрах приема в образовательные организации на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Процедуры определения общего объема контрольных цифр и их распределения будут осуществляться при участии органов службы занятости на основании аккумулированных данных о потребности в кадрах, полученных на основании такого мониторинга.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Борьба с нелегальной занятостью

Законопроектом предполагается урегулировать и вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности.

В частности, устанавливается, что «письменные обращения граждан, поступающие в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам, содержащие информацию о фактах (признаках) нелегальной занятости граждан, а также информация о решениях, принятых по итогам рассмотрения соответствующих письменных обращений, подлежат обязательному направлению в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации для анализа и систематизации».

Федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, ведет общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости в порядке, определенном правительством РФ, следует из документа.

Участники спецоперации

Также вводятся новые категории лиц – граждане, находящиеся под риском увольнения, бывшие участники специальной военной операции и меры поддержки лиц, относящихся к этим категориям.

В частности, бывшие участники спецоперации получат преимущественное право на профессиональное обучение и переподготовку, а также приоритет при трудоустройстве на муниципальные и госпредприятия. Уволенные военнослужащие и члены их семей приравнены к лицам, испытывающим трудности в поиске работы – этот статус позволит им участвовать в особых программах содействия занятости.

«Работа в России» при переезде

Законопроект прописывает использование единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», которая, как отмечают авторы, позволяет исключить возможность признания гражданина безработным органами службы занятости в двух регионах одновременно. Также вводятся нормы, допускающие регистрацию гражданина в качестве безработного не только по месту жительства, но и по месту его пребывания. Кроме того, в случае если после переезда безработного гражданина в другой субъект РФ, гражданин не сможет самостоятельно трудоустроиться в новом регионе, проектом закона вводятся нормы, предусматривающие восстановление гражданина на учете в случае его переезда или переселения в другой регион. В качестве одной из дополнительных мер поддержки безработных граждан, предусмотрены нормы, позволяющие безработному гражданину короткие подработки во время состояния на учете.

Проектом закона расширяется перечень государственных услуг в сфере занятости, которые в настоящий момент могут быть предоставлены только гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Государственная услуга по социальной адаптации станет доступной и для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы.

Одновременно устанавливается, что поиск работы и оказание гражданам услуг в сфере содействия занятости будут осуществляться в соответствии с индивидуальным планом, сформированным на основании комплексной профессиональной оценки гражданина и содержащим информацию о подходящей для него работе, о его профильной группе, о реализуемых мероприятиях и датах или сроках их реализации, о датах личной явки в орган службы занятости, о правах и обязанностях зарегистрированного гражданина.

Критерии для определения подходящей работы дополняются критериями, предусматривающими пожелания гражданина (желаемая сфера деятельности, тип занятости, желаемое место нахождения рабочего места), а также критериями, учитывающими социальное положение гражданина и (или) обстоятельства его жизненной ситуации.

Пособие по безработице

Кроме того, законопроектом закрепляется новый принцип определения размера пособия по безработице. Предусматривается возможность получения пособия по безработице для граждан, прекративших самозанятость или индивидуальную предпринимательскую деятельность, не только в минимальном, но и в максимальном размере. Наличие 26 недель трудовых отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших периоду безработицы, будет учитываться при расчете пособия по безработице, а также определении продолжительности его выплаты и для таких граждан.

Также, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или самозанятость, которые осуществляли такую деятельность не менее 12 месяцев до начала безработицы и которые не имеют задолженностей перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации пособие по безработице может быть рассчитано исходя из среднего размера исчисленных налоговых отчислений.

В любом случае безработные смогут рассчитывать на пособие в размере МРОТ.

Инвалиды

Предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов - в регионе будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численности работников. Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты.

Также законопроектом расширяются возможности работодателей для устройства инвалидов. Вводятся нормы, предусматривающие зависимость выполнения квоты от формы, степени и характера заболевания инвалида, а также нормы, позволяющие обеспечить выполнение квоты путем заключения договоров с общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, или путем заключения трудового договора между инвалидом и работодателем, участником которого является общественное объединение инвалидов, заключившее соглашения о трудоустройстве инвалидов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть