1 августа 1917 г. Докладная записка Н.Ф. фот Дитмара Временному правительству «Украинская автономия и Донецкий бассейн».
Н.Ф. фон Дитмар
1917. Авг[уста] 1-го
Украинская автономия и Донецкий бассейн
По имеющимся сведениям относительно переговоров Временного Правительства с представителями Киевской Центральной Рады видно, что Харьковская, Екатеринославская, Таврическая и Херсонская губернии включаются делегатами означенной Рады в район ей подчиненный. Необходимо отметить, что в этих четырех губерниях (и кроме того в части Области Войска Донского) заключается весь Донецкий каменноугольный и Криворожский железорудный бассейн и все металлургические заводы юга России. Вся эта горная и горнозаводская промышленность составляет вовсе не местное краевое, а общее государственное достояние и ввиду колоссального значения этой промышленности для самого бытия России, конечно, не может быть речи о том, чтобы эта промышленность и эта область могла находиться в обладании кого-либо другого, кроме всего народа, и быть в подчинении какой-либо власти, кроме власти всего народа – власти государства. Не может государство и его орган – Правительство – созданную вековыми усилиями и средствами всего народа и самого государства южную горную и горнозаводскую промышленность – основу экономического развития и военной мощи государства – и все вековые труды на заселение и процветание прежде пустынного края – взять у всего народа и передать провинциальной автономии и, может быть, даже федерации, основанной на резко выраженном национальном признаке. Надо считать возможным и необходимым вне всяких национальных автономий известную децентрализацию власти и управления, но и с этой точки зрения – органы такой местной власти и управления должны быть в Харьковском районе и не могут быть перенесены из Харьковского района в Киевский, ибо одинаково этот перенос мог бы быть сделан напр[имер] в Царицынской или Кавказский район, и, с гораздо большим успехом, в Москву.
Харьковский район слагается из Харьковской губернии с прилегающими к нему с севера Курской и Воронежской и с юга Екатеринославской, составляющей центр южной горной и горнозаводской промышленности вместе с прилегающими к этой последней губернии частями Таврической, Херсонской губерний и Области Войска Донского. Весь этот район, как в промышленном отношении, так и в географическом и бытовом, представляется совершенно отличным от Киевского. Весь этот район имеет свое совершенно самостоятельное первостепенное значение для России, живет самостоятельной жизнью, и административное подчинение Харьковского района Киевскому району решительно ничем не вызывается, а наоборот, как совершенно не отвечающее жизни, такое искусственное подчинение только осложнит и затруднит всю жизнь района, тем более что это подчинение диктуется вопросами не целесообразности и не государственными требованиями, а исключительно национальными притязаниями руководителей украинского движения.
Если все-таки в вышеуказанных губерниях Харьковского района имеется украинское – сельское население, и это может еще служить некоторым оправданием притязаний на автономию – то многие районы и уезды и города и этим не отличаются, ибо там украинцев нет и никогда они вообще к Украине не сопричислялись. Как промышленность и торговля, так и города и крупные центры, созданы не украинской деятельностью, а общероссийской, и все крупные города носят общерусский характер, как, например, можно указать на Харьков, в котором даже по переписи 1907 г. было украинцев около 50 тыс. человек из населения 200 тыс. человек, а теперь при населении около 350-400 тыс. чел[овек] процент украинцев еще уменьшился. Город этот создан как вследствие сосредоточения в нём многочисленных правительственных губернских и областных учреждений, так особенно торговой и промышленной деятельностью, железными дорогами, широкой местной инициативой, сосредоточением в Харькове центральных органов по Донецкой промышленности (Съезды горнопромышленников, Горнозаводский и Порайонный комитет, а ныне Временный Донецкий комитет и Управление Государственной монополии топлива и т.д.). Кроме того, Харьков был сосредоточением огромных складов и мануфактурной торговли, оптовой и розничной московских фирм. Выборы в городскую думу, недавно окончившиеся, показали, что по украинским спискам на 116 мест прошло всего 4 человека. И вот теперь все-таки предлагается приобщение Харькова к украинскому киевскому управлению, принимаются меры к его принудительной украинизации путем школ городских и сельских, что уже вызывает протесты родителей. Как известно, даже в Киеве протесты против обязательности изучения украинского языка вылились в реальную форму, в Киеве кроме того выражен энергичный протест со стороны Совета Киевского университета против направления в решении украинского вопроса, признав такое направление «противным самым жизненным, самым священным интересам русского государства и русского народа».
Еще одно замечательное обстоятельство. Для удовлетворения автономистов Украины, оказывается, надо прибегнуть к таким странным [мерам], как ограничение русских граждан «русского» происхождения вместе с другими не русского происхождения в их гражданских правах в районе «Украины»'. Именно для этих граждан II сорта назначена процентная норма, дабы они, несмотря на свою численность, занимали не более 30 % мест в разных органах управления, за исключением высших, где требуются исключительно природные украинцы. Это ограничение в правах русских людей в своём же отечестве представляет из себя нечто неслыханное и невообразимое до сих пор, но печальная действительность указывает, что ныне и невообразимое осуществляется, а небывалое бывает.
Поэтому, не касаясь Киевского района, могу сказать, что весь Харьковский район в составе губерний Харьковской, Екатеринославской, Таврической и части Херсонской должен быть совсем исключен, ввиду его государственного значения, из района предполагаемой автономии украинской, ибо нельзя производить опаснейших экспериментов в области, которая никогда и ни под каким видом не подлежит какому-либо отчуждению, как важнейшая часть государственного организма.
И недаром Совет профессоров Киевского университета заявил протест против направления решения украинского вопроса, признав такое направление «противным самым жизненным, самым священным интересам русского государства и русского народа». И это верно, ибо нельзя решать этот вопрос так односторонне – без участия русского и других народов России.
Отсюда вывод – только Учредительное собрание, как полноправный и компетентный орган всея России, может решать этот вопрос как в целом, так и в частях его.
Н. Дитмар.
Коллекция ГА РФ
Комментарии читателей (0):