Нынешний глобальный энергетический кризис вызвал рост в развивающихся странах Латинской Америки, но также спровоцировал усиление позиций популистских политических сил в регионе. Так считает Густаво Пинто Крус, эксперт в области энергетики и генеральный директор компании Misa Group (Чили), который в интервью Институту развития топливно-энергетических технологий (ИРТТЭК) рассказал, чего следует ожидать от мировых цен на нефть и почему нынешний кризис на руку «зеленой» энергетике.
В 2022 году глобальные потоки нефти перераспределяются активнейшим образом. Как это влияет на Латинскую Америку и местные страны-экспортеры?
Все знают, что нефть является одним из самых влиятельных товаров в мировой экономике. На ископаемые виды топлива сегодня приходится 80 процентов потребляемой энергии.
Прямые последствия перераспределения потоков нефти для Латинской Америки проявляются в увеличении производственных и транспортных расходов компаний и, как следствие, росте цен по всей цепочке производства и распределения в ущерб конечному потребителю.
Высокие доходы от продажи нефти в результате роста цен вызвали увеличение денежных потоков компаний на развивающихся рынках. В Латинской Америке это способствовало росту экономик таких стран, как Бразилия и Колумбия.
Какие конкретно изменения произошли на нефтяных рынках Латинской Америки в связи с ростом цен на нефть?
Глобальный уход от российской нефти после начала конфликта на Украине привел к резкому росту доходов на развивающихся рынках. В плюсе оказались и производители нефти и региональные экономики Латинской Америки. Рост цен на нефть привел к увеличению доходов более чем на 14 миллиардов долларов, причем половина пришлась на компании Petrobras в Бразилии и Ecopetrol в Колумбии. Доходы мексиканских компаний также выросли. Удвоились показатели чилийских компаний, таких как Cópec.
Воздействие на рынки может продолжиться, если конфликт между Россией и Украиной не будет прекращен. Рост цен на сырьевые товары окажет дополнительное давление на текущие показатели инфляции. По данным Moody's, каждые 10 долларов за баррель снижают экономический рост на 0,1 процентного пункта.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как сказались высокие цены на нефть на таких крупных региональных импортерах, как Чили и Перу?
В Чили, как и в Перу, более 80% потребляемого топлива импортируется, поэтому цена на энергоносители является одной из главных проблем, которая бьет по кошелькам местных граждан.
Например, рост цен на бензин в Чили фиксировался на протяжении последних 54 недель, а вместе с ним росла и инфляция более чем на 13%, что привело к удорожанию всей экономической деятельности, в частности, сектора недвижимости, где чилийцы наблюдают падение. Правительство бездействует, не имея технических возможностей остановить эскалацию цен.
В Чили был введен специальный механизм Mepco (механизм по стабилизации цен на топливо). Речь о субсидии, предоставляемой правительством, но и она не справляется и не способна ослабить рост цен.
На ваш взгляд, в каком диапазоне следует ожидать цену на нефть и почему?
Трудно сказать, как закончится этот год, учитывая кумулятивный эффект, вызванный конфликтом на Украине, который далек от завершения, а также проблемами в постпандемической глобальной логистике. При всем этом у ОПЕК+ также нет реальной возможности компенсировать предложение сырой нефти в условиях падения объемов российского производства, примерно на 2-3 миллиона баррелей после санкций Евросоюза. Крупнейшие страны-экспортеры, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, не смогли заполнить образовавшуюся брешь, в связи с чем можно прогнозировать цену на сырую нефть в диапазоне от 140 до 159 долларов за баррель.
Что можно ожидать, так это корреляцию между ценой на сырую нефть и фондовым рынком, хотя она зависит от множества факторов. В качестве примера можно привести тот факт, что из двенадцати самых прибыльных компаний на испанской фондовой бирже в их число входят нефтяная компания Repsol и три компании, связанные с этой отраслью.
Как ситуация с рынком ископаемого топлива скажется на рынке "зеленой" энергетики?
На глобальном уровне как политики, так и правительства всячески способствуют развитию "зеленой" энергетики, возобновляемых или чистых источников энергии, с одной стороны, мотивируя это необходимостью борьбы с глобальным потеплением и диверсификацией местной энергетической матрицы, но основной мотивацией является снижение зависимости от ископаемого топлива. Этому также способствовало снижение инвестиций для поддержания темпов производства в основных странах-производителях и важнейших мировых энергетических компаниях.
А сейчас компании "зеленой" энергетики извлекли выгоду из сложившейся ситуации, расширив портфели проектов, увеличив доходы и повысив стоимость своих акций на фондовом рынке.
Как энергетический кризис может повлиять на политическую ситуацию в странах Латинской Америки, например, на выборы в Бразилии?
Подобные ситуации могут влиять на внутреннюю политику, поскольку рост стоимости жизни привел к появлению популистов, которые, с целью прийти к власти, предлагают нежизнеспособные решения, увеличивая бюджетные расходы, что только углубит текущий инфляционный кризис.
Примером тому может служить Бразилия, где такой кандидат, как Лула, осужденный когда-то за то, что привел свою страну к инфляционному кризису, сейчас является фаворитом в опросах. Эта ситуация может распространиться на другие страны региона.
Что думают в Латинской Америки о возможном сближении Венесуэлы с США на фоне мирового нефтяного кризиса?
Латинская Америка знает, что с приходом к власти Уго Чавеса в 1999 году внешняя политика Венесуэлы постепенно отдалялась от США, своего в прошлом основного торгового партнера, и сближалась с Кубой, Россией, Китаем, Ираном, Белоруссией и Ливией.
Реальное сближение США с режимом Николаса Мадуро крайне маловероятно, поскольку это означало бы признание его законным правителем и фактическое игнорирование временного правительства Хуана Гуайдо.
Несмотря на это, Байден ослабил санкции и разрешил компании Chevron вести переговоры с нефтяной компанией PDVSA об условиях "возможной будущей деятельности в Венесуэле", а также разрешил итальянской нефтяной компании Eni и испанской нефтяной компании Repsol возобновить поставки венесуэльской нефти в Европу.
Но все-таки в нынешних условиях нет перспективы достижения каких-либо договоренностей, поскольку желание Мадуро, чтобы с него сняли все санкции, будет зависеть от готовности самого Мадуро вернуться к диалогу и проведению свободных выборов.
Михаил Вакилян, зарубежный корреспондент ИРТТЭК
Комментарии читателей (0):