Резонансный для приморских регионов и рыбацкой общественности законопроект о втором этапе «инвестквот и аукционов» неожиданно оказался на пленарном заседании Государственной Думы, состоявшемся 27 октября 2022 года – напомню, именно «в рыбный четверг» по советскому календарю – и со «скрипом и шумом», но всё же был принят в первом чтении.
Неожиданным потому, что на парламентских слушаниях прошедших накануне – 19 октября 2022 года – была достигнута другая договорённость между приморскими регионами, рыбацким сообществом и депутатами, сенаторами, федеральной властью.
Она, эта договорённость под председательством В. И. Кашина (фракция КПРФ, считающая себя основной оппозиционной), отражена в её рекомендациях. В ней черным по белому прописано: «в рамках согласительной комиссии под председательством заместителя председателя правительства Российской Федерации…провести обсуждение законопроекта …до его рассмотрения Государственной думой в первом чтении».
Не просохли ещё чернила на принятой рекомендации, а законопроект в пожарном порядке прошёл рассмотрение в пяти комитетах, и самое главное, в основном – профильном комитете по аграрным вопросам Государственной думы. Вёл его всё тот же Кашин В. И., поскольку он председатель этого комитета, который был ранее, напомню, ещё и председателем парламентских слушаний. И он обязан помнить, что было принято и отражено в рекомендациях, и отстаивать их.
И вдруг Кашин… всё «запамятовал» и стал ярым сторонником немедленного рассмотрения правительственного законопроекта (авторы – Минсельхоз и Росрыболовство) в первом чтении в его первозданном виде.
Правда, справедливости ради, видимо всё же понимая неловкость своего «двойного председательства» со «сменой мнений на ходу», буквально через пару дней Кашин В. И. с сотоварищами по комитету по агарным вопросам предложили пленарному заседанию при принятии законопроекта №173016-8 о втором этапе «инвестквот и аукционов» одновременно принять ещё и специальное постановление (проект прилагается). Читатель сам, прочитав, поймёт его смысл.
Со своей стороны отмечу, что это своеобразный «фантик от конфетки» с тем, чтобы депутаты проглотили «мыльный пузырь» второго этапа «инвестквот и аукционов» на данном первом слушании. И это, к сожалению, сработало.
Суть постановления в том, что ко второму чтению законопроекта предлагается по ряду направлений рассмотреть всё же некоторые предложения регионов и рыбацкой общественности. Но рассмотреть, это ещё не принять их в полном объёме.
Вот для рассмотрения этих некоторых, перечисленных в постановлении ряда положений, и создаётся «согласительная комиссия», но не в правительстве Российской Федерации, как это было в рекомендациях, а в Государственной думе под председательством заместителя председателя Государственной думы А. В. Гордеева (фракция «Единая Россия», являющееся проправительственной и ведущей по депутатским мандатам).
Гордеев А. В. известный и заслуженно уважаемый в приморских регионах и рыбацкой среде государственный деятель, умеющий слушать и принимать взвешенные решения.
Он не понаслышке знает рыбную отрасль, которую, будучи заместителем председателя правительства Российской Федерации – министром сельского хозяйства, курировал. И успешно. В отличие от сегодняшних кураторов из правительства РФ, Минсельхоза и руководителей Росрыболовства.
В заместителях у него по данному направлению в «согласительной комиссии» предписано быть всё тому же Кашину В. И., как председателю комитета по аграрным вопросам и как представителю оппозиционной фракции в Госдуме – КПРФ. Словом покрепче впрячь фракцию КПРФ в телегу «инвестквот и аукционов» с учётом её голосования по первому чтению.
Однако в самой работе «согласительной комиссии» Государственной думы примут участие только «депутаты… сенаторы…представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Представители рыбацких объединений отсутствуют в перечне участников этой «согласительной комиссии».
Касаясь обсуждения законопроекта в первом чтении на пленарном заседании Государственной думы, то все фракции выразили своё к нему отношение.
И ни одна из них не высказалась за безоговорочное его принятие. Так фракции «Справедливая Россия – За Правду», ЛДПР и «Новые люди» предложили полностью отклонить данный законопроект и не принимать его в первом чтении.
Сторонниками принятия законопроекта в первом чтении, но с «довеском» в виде постановления стали фракции «Единая Россия» (ведущая в парламенте фракция) и, что для многих стало неожиданностью, ещё и фракция КПРФ (оппозиционная фракция в парламенте). Странный симбиоз. Они и решили итог голосования: за – 324, против – 57, воздержались – 2, всего голосовали 384 из 450 депутатов.
Мотивы фракции «Единой России» понятны – поддержка правительственного законопроекта, да и авторы Патрушев/Шестаков свои – все же однопартийцы – члены «Единой России». К тому же они и ранее всегда были за аукционы и инвестквоты. Да и лоббистам-олигархам рыбного бизнеса надо помочь избежать банкротства и приумножить свои капиталы.
А вот мотивы, побудившие депутатов фракции КПРФ выступить за законопроект в первом чтении, так и не прозвучали внятно и обосновано. Кроме одного: надо принимать, двигаться вперёд в обновление флота, осваивать криль в антарктических водах, иначе и ловить рыбу будет нечем и т.д. Ранее депутаты этой фракции были против аукционов и инвестквот. Они были за рыбаков и их справедливые требования. И вдруг изменили свою принципиальную позицию на противоположную.
Более того, по отстаиванию принятия законопроекта в первом чтении, правда, совместно с постановлением, фракция КПРФ и её представитель Кашин В. И. даже, по моему мнению, обошли в этом представителя правительства Российской Федерации по данному законопроекту статс-секретаря – заместителя министра сельского хозяйства В. И. Лебедева. Не говоря уже об авторе законопроекта – руководителе Росрыболовства И. В. Шестакове. Последние двое не пренебрегали в своих выступлениях в защиту законопроекта рядом высказываний, которые далеки были от практической реальности в рыбной отрасли.
Порой ответы как Лебедева, Шестакова, так и Кашина на вопросы многих депутатов от фракций, которые не поддерживали законопроект, так и не находили логического объяснения кроме набора взаимоисключающих слов и напоминали своеобразную «рыбную кашу».
Немалые усилия, а по существу давление на депутатов по принятию законопроекта в первом чтении, приложил и председатель Государственной думы В. В. Володин, который вел пленарное заседание. В его «аргументациях» витал намёк, что принятие данного законопроекта – это чуть ли не политическое решение. Прямо «рыбная СВО».
Слушая всё это, невольно возникает вопрос: «К чему такая спешка с данным законопроектом?». Но его так и никто не отважился задать инициаторам законопроекта.
Так же, как и не прозвучал внятный ответ со стороны Лебедева, Шестакова и Кашина на вопрос: «А что этот законопроект даст населению страны? Увеличится потребление рыбопродукции и снизится её розничная цена?».
По моему мнению, эта поспешность с продавливанием законопроекта, прежде всего вызвана необходимостью запуска с 1 января 2023 года аукционов по оставшимся 50% долей-квот краба и 100% моллюсков и прочих водных беспозвоночных. И это касается как Дальнего Востока, так и Северного Бассейна.
По ним инициаторы законопроекта обещают правительству России «принести» дополнительно в доход федерального бюджета единоразово не менее 200-300 млрд рублей. Эти «дармовые» деньжата неминуемо отразятся на увеличении розничных цен на рыбопродукцию. Следовательно, мы с вами – налогоплательщики – профинансируем из своего скудного кошелька эти доходы от аукционов краба в федеральный бюджет.
Таким образом, вполне обосновано ожидать, что законопроект по второму этапу «инвестквот и аукционов» будет так же успешно принят в Государственной думе до конца текущего года во втором и третьем чтениях с внесением в него ограниченного «европейского ремонта», как это было осуществлено при принятии его в первом чтении. Слов было произнесено много, практических дел для отрасли и народа – ноль.
В этих условиях остаётся одна надежда на сплочение рыбацкого сообщества с региональной властью и… на здравый подход по данному вопросу Совета Федерации, как органа регионов.
Ранее председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко и сенаторы неоднократно заявляли, что они будут отстаивать интересы регионов и рыбаков и отрицательно относятся к законопроекту по второму этапу «инвестквот и аукционов».
Несомненно, профессиональную оценку тому, что произошло в Государственной думе при обсуждении законопроекта в первом чтении и каков принципиальный подход рыбацкого сообщества относительно новации «инвестквот и аукционов», мы вправе услышать в ближайшее время.
Назрела пора выработать рыбацким сообществом с властями приморских регионов реальную новую рыболовную политику России в условиях меняющего мира – в условиях всё возрастающего санционного давления на российское морское рыболовство.
Это новая рыболовная политика, которая должна быть сформирована самим рыбным сообществом и региональными властями приморских регионов и ориентирована на обеспечение внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией не ниже норм, рекомендованных Минздравом России, и по цене, доступной для населения с разным уровнем дохода.
Дальнейшее следование ошибочной, как показала практика, концепции «инвестквот и аукционов» приведет к разрушению рыбного хозяйства России и к неминуемой зависимости от импорта рыбопродукции внутреннего рынка страны.
Потребление рыбопродукции населением страны, которое вот уже десятилетие находится ниже рекомендованной Минздравом России нормы, ещё более снизится в результате проводимой в настоящее время федеральными властями при поддержке ряда фракций в Государственной думе рыбохозяйственной политики.
Вячслав Зиланов, заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1988-1992), заслуженный работник рыбного хозяйства России, почётный гражданин Мурманской области
Приложение
Вносится Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона №173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона №173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам совместно с Правительством Российской Федерации при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении:
1) исключить из-под действия положений указанного законопроекта субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
2) исключить положения указанного законопроекта, предусматривающие введение механизма закрепления и предоставления квоты добычи (вылова) моллюсков и прочих водных беспозвоночных в инвестиционных целях;
3) проработать в рамках согласительной комиссии, указанной в пункте 3 настоящего Постановления, в целях решения задачи привлечения инвестиций для модернизации рыбной отрасли механизм «инвестиционного нормирования», предусматривающий установление экономически обоснованной величины капиталовложений в производственные фонды лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», на единицу доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, закрепленной за такими лицами;
4) рассмотреть в рамках согласительной комиссии, указанной в пункте 3 настоящего Постановления, возможность переноса срока вступления в силу положений указанного законопроекта, предусматривающих введение новых видов квот добычи (вылова) водных биоресурсов: «квота добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели – 2022» и «квота добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях – 2022» с даты завершения реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года №349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и Федерального закона от 1 мая 2019 года №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Орыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» в части строительства на российских судостроительных верфях судов рыбопромыслового флота.
3. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам обеспечить работу согласительной комиссии по проекту федерального закона №173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», председателем которой является заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В.Гордеев, заместителем председателя которой – председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И.Кашин, с приглашением депутатов Государственной Думы, сенаторов Российской Федерации, представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.
5. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
6. Поручить Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам осуществлять контроль за исполнением настоящего Постановления.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Комментарии читателей (0):