Военные действия на Украине послужили катализатором назревших в последние годы неизбежных перемен в конфигурации «США-ЕС-РФ-Китай», что резко изменит континентальный политический климат на планете. Кардинальное изменение баланса сил между главными мировыми игроками констатировать в ходе процесса преждевременно, но уже можно прогнозировать усиление значимости различных перспективных «модулей». К примеру, для России создавшаяся ситуация послужила триггером активизации партнёрства со странами Азии и Африки, а на Южном Кавказе – это «Кавказская платформа» (3+3): которая сегодня находится в стадии тестирования и к которой Грузия подключится с большой долей вероятности. Саботируя работу в парламенте над реализацией 12 рекомендаций Еврокомиссии по реформам – непременного условия предоставления Грузии статуса кандидата в члены Евросоюза до конца текущего года, «прозападная» радикальная оппозиция невольно подталкивает Грузию к альтернативному союзу – «Кавказской платформе», одним из участников которой является Российская Федерация. Ведь не получив в декабре с.г. статус кандидата вслед за Украиной и Молдовой, у грузинского правительства не останется весомых аргументов отказываться от приглашения остальных пяти актантов – подключится к совместной работе на одной платформе с Россией, Азербайджаном, Арменией, Турцией и Ираном.
Новые реалии могут открыть большие возможности для стран, политическое руководство которых проявит навыки гибкого тематического модульного мышления. Устаревшее, лишённое креатива противоречивое векторное мышление (с взаимоисключающими векторами, к примеру – «Грузия – Запад» или «Грузия – Север»), с которым мы сталкиваемся ежедневно, бесперспективно и несомненно будет преодолено. Именно в подобном векторном мышлении – причина многих проблем не только Грузии, но и Украины, а также некоторых стран евразийского пространства. Сегодня, когда Европа опрометчиво конкурирует с США на позициях главного оппонента России, за что глава внешнеполитического ведомства РФ С. Лавров недавно пригрозил разорвать отношения с Евросоюзом, мобильная коррекция внешнеполитических приоритетов, а не смена взаимоисключающих векторов одного на другой для таких проблемных стран, как Грузия, является не только приемлемой, но и необходимой.
Хочу привести пример векторного мышления, являющегося продуктом ущербной политэкономики, то есть излишне жёсткой привязки экономики к политике. В последнее время наряду с призывами к Грузии более активно подключится к процессу на Украине на стороне Украины и западных партнёров, со стороны Запада раздаётся недовольство форматами «Карасин-Абашидзе» и Женевских переговоров – якобы, по причине их неэффективности, в действительности – по причине участия в них России. Могу опровергнуть это мнение множеством веских аргументов и смоделировать ситуацию при отсутствии вышеуказанных форматов, но лишь отмечу, что Женевские и Пражские переговоры являются уникальным и необходимым рамочным форматом со строго очерченными целями и задачами, отнюдь не исключающими функционирование других тематических модулей в межгосударственных отношениях. Говорить об «утилизации» этих форматов будет возможным лишь при переходе на новый уровень российской-грузинских отношений, что подразумевает восстановление дипломатических отношений и переговоры на высшем уровне.
Ранее на ИА REX: Грузии предстоит большая работа с Россией
В результате векторного мышления мы наблюдаем парадоксальную картину – к примеру, когда страна НАТО Турция осуществляет экономическое партнёрство с Российской Федерацией транзитом через территорию Грузии, используя ж/д «Баку-Тбилиси-Карс», а в ближайшем будущем начнёт функционировать ещё более удобный параллельный железнодорожный маршрут Россия-Турция и опять – через Грузию, но без Грузии, который отличается от БТК новым путём с шириной колеи 1520 мм на участке Ахалкалаки – Карс протяженностью 76 км и терминально-логистическим центром в Карсе. И прощай потерянное на «переобувку» время на станции «Ахалкалаки – Товарная», то есть, на смену колёсных пар евростандарта 1435 мм. Если следовать логике, не за горами и день возобновления ж/д перевозок из России в Армению «Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван», а также автомобильный маршрут «Владикавказ-Цхинвали-Тбилиси-Ереван», причём в обоих случаях последним пунктом назначения вместо Еревана может быть Карс. Таким образом, Российская железная дорога подключится к ж/д «Баку-Тбилиси-Карс» уже не в Баку, а прямо в Тбилиси, что намного сократит путь. Но грузинам столько лет внушали, что Грузия – «коридор», что мы ограничились только транзитной миссией, да и то не в полном объёме. Очень хочется надеяться, что официальный Тбилиси в ближайшем будущем проявит достаточную дальновидность и политическую гибкость и вовремя подключится к вышеперечисленным проектам не только как транзитная страна. Это продиктовано национальными интересами Грузии, тем более, что Турция, Азербайджан, Армения, Россия и Иран вырабатывают альтернативные варианты, к примеру – транзитом через Нахичевань.
Наступила очередь Грузии перейти на модульное мышление и выйти из самоизоляции, в которой, по известным причинам, она находится уже 30 лет. Уровень политической независимости страны прямо пропорционален уровню её экономической независимости, которая не исключает, а напротив – подразумевает интеграцию страны в различные перспективные проекты с возможно большим числом фигурантов. Такими проектами для Грузии, кроме вышеупомянутой «Кавказской платформы», является, конечно же, «Один пояс – один путь». Без всякого сомнения можно констатировать, что участие в китайском мега-проекте является одной из очень немногих возможностей для Грузии стать богатой страной региона.
Повторяю, есть и другой путь – старый, тупиковый, о котором я написал выше – это когда в Грузии в результате консервативного векторного мышления на первый план выходят интересы других стран. Я уже привёл пример российско-турецкого железнодорожного транзита через Грузию, который не используется с выгодой для грузинской экономики, а сейчас приведу другой пример. Турция в регионе Грузии Квемо Картли, где компактно проживают азербайджанцы, восстановила Марнеульский военный аэродром, разбомбленный российской авиацией в августе 2008 года. Восстановила на свои же 14 млн долларов, выделенных Грузии на военные расходы в октябре 2020 года. Выделенные для военных нужд средства, помимо модернизации Марнеульского аэропорта, будут потрачены на закупку строительных и других материалов и услуг от турецких фирм и компаний. То есть, Турция, продав свои товары и обслуживание, практически, вернула себе выделенные деньги, да ещё – с лихвой. Вот вам конкретный пример получения политических дивидендов вместе с экономическими. И так будет всегда – Турция будет занимать любой свободный сегмент в Грузии, пока Грузия будет уклонятся от участия в проектах с участием России. В то же время, как это ни парадоксально, беспрепятственно функционирует восстановленный в 2013 году благодаря инициативе тогдашнего премьера Иванишвили экспорт внушительного перечня грузинской продукции в Россию, объём которого уступает импорту продукции из Турции. Такое положение иначе как аномальным назвать нельзя. Но «поезд тронулся», поэтому времена ущербной политэкономики, от которой Грузия терпит только убытки, неотвратимо уходят в прошлое.
В политике, как известно, постоянны только интересы, а не друзья и враги: не векторное мышление («Грузия – Запад» или «Грузия – Россия»), а возможность создавать модули различных конфигураций исходя из национальных интересов является новой политтехнологией 21-го века. Именно по модульному принципу созданы космические станции, которые одновременно являются гарантом их безопасности.
Арно Хидирбегишвили, главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Грузия, Тбилиси
Комментарии читателей (0):