Сможет ли ЕС остановить войну между Китаем и США – Project Syndicate

Стратеги активно изучают уроки истории и разрабатывают подход, который позволит обеим сторонам конкурировать без катастрофических последствий
2 января 2022  11:36 Отправить по email
Печать

На сегодняшний день единства по вопросу о том, присоединяться ли к устроенному американским президентом Джо Байденом бойкоту зимних Олимпийских игр в Пекине, в странах ЕС нет. Такое положение еще раз подчеркивает, что когда дело доходит до Китая, ЕС и США действительно разделяет целый океан, пишут Роберт Уильямс и Мориц Рудольф в статье, вышедшей 28 декабря в Project Syndicate.

Вашингтон и столицы стран — членов ЕС объединяют не только общие политические ценности, но и схожая риторика, согласно которой Китай бросает вызов нынешнему международному порядку. Тем не менее большинство европейских правительств не могут примирить свои интересы с тем, как на ситуацию будет смотреть та или иная коалиция демократических стран, который во главе с США намерены дать отпор мировым автократиям. Кроме того, официальные лица ЕС не стремятся проводить такой курс в отношении Китая, в котором главное внимание уделяется сдерживанию под видом конкуренции.

Читайте также: Почему США в очередной раз бойкотируют Олимпиаду? Теперь – в Пекине

Несмотря на стремление Европейского союза углубить трансатлантическое сотрудничество, нет единого мнения о том, как это сделать и при этом не оттолкнуть Китай и не подорвать саму международную систему, которую Брюссель стремится защищать. Европейские правительства также не уверены в надежности Америки как партнера. Байден, возможно, и ценит трансатлантические отношения, но о его предшественнике, Дональде Трампе, сказать этого было нельзя. Кто сможем сказать, за что будет выступать следующий президент США — возможно, сам Трамп? Это сомнение — ключевая мотивация усилий ЕС по реализации своего видения «стратегической автономии».

Безусловно, есть возможности для трансатлантического сотрудничества по Китаю. Фактически усилия по развитию такого сотрудничества уже принимаются в форме таких инициатив, как Диалог США-ЕС по Китаю и Совет США-ЕС по торговле и технологиям. Следует приветствовать совместные действия по противодействию антиконкурентной коммерческой и торговой практике Китая, экспортным и инвестиционным ограничениям в ответ на нарушения прав человека в Китае, а также стремление к установлению высоких стандартов для зарубежных инфраструктурных проектов.

Но текущая повестка дня США и ЕС по Китаю может быть чрезмерно амбициозной. Требуется более четкая расстановка приоритетов, чтобы максимизировать выгоды от координации. Более того, разные правовые системы и разные представления об угрозах в США и Европе будут мучительно медленно продвигаться в ключевых областях, таких как налоги на выбросы углерода, антимонопольная политика или меры реагирования на китайские кампании по дезинформации.

Читайте также: Под каким предлогом США начнут войну с Китаем? – Responsible Statecraft

Перспективы конструктивного сотрудничества в сфере обороны и безопасности с Китаем особенно ограничены. В то время как европейские страны сделали некоторые символические шаги — например, немецкий военный корабль «Бавария» недавно продемонстрировал право на свободный проход в Южно-Китайском море, — делать что-то более значительное они опасаются.

Это касается даже Франции, единственной европейской страны со значительным военным присутствием в Индо-Тихоокеанском регионе. Как недавно объяснил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан: «Мы не недооцениваем глубину конкуренции с Китаем, которая может быть жестокой, а также необходимость постоянной оценки рисков, но мы стараемся избегать милитаризации нашей стратегии, чтобы у нас была возможность включить — с учетом их суверенитета — все заинтересованные страны».

Это нежелание занять жесткую позицию в отношении Китая никуда не денется. В то время как новое правительство Германии, похоже, возьмет несколько более твердый тон, канцлер Олаф Шольц занял осторожную позицию, ясно дав понять, что все действия должны быть «тщательно взвешены», и подчеркнув необходимость поиска совместного подхода.

Таким образом, США не следует ожидать, что Германия в ближайшее время начнет рассматривать отношения с Китаем прежде всего через идеологическую призму. Сбои в коммуникации, связанные с соглашением об обороне AUKUS между Австралией, Соединенным Королевством и США — сделка, которая ослепила Францию, потерявшую важный оборонный контракт, — еще больше подчеркивают ограниченность военного сотрудничества между США и Европой в Индо-Тихоокеанском регионе.

Читайте также: США пробуют на прочность Россию и Китай по периметру Евразии

Но трансатлантическое сотрудничество — далеко не единственный способ, которым Европа может повлиять на отношения между США и Китаем и снизить риски, которые влечет за собой их быстрое ухудшение. В настоящее время стратеги активно изучают уроки истории и разрабатывают подход, который позволит обеим сторонам конкурировать без катастрофических последствий, особенно вооруженных конфликтов. В этом плане ЕС может помочь.

ЕС следует рассмотреть возможность запуска дипломатической инициативы, напоминающей Хельсинкский процесс, который способствовал снижению напряженности между советским и западным блоками в 1970-х годах. Посредством такого процесса Европа могла бы заключить соглашения для содействия деэскалации, снижению рисков и управлению кризисами, тем самым снижая вероятность вооруженного конфликта.

Ограниченная способность Европы проецировать военную мощь в Индо-Тихоокеанском регионе может быть преимуществом в этом контексте, поскольку она укрепляет доверие европейских игроков как честных брокеров и надежных посредников. По сравнению с более непосредственно заинтересованными сторонами у ЕС может быть больше возможностей для урегулирования острых вопросов, таких как Тайвань и Южно-Китайское море. Возможно, он даже сможет способствовать конструктивной дипломатии в области киберпространства и космоса. В этих условиях американские и китайские войска регулярно действуют в непосредственной близости, и просчет может привести к войне.

Никто не должен недооценивать сложность установления достаточно жестких правил дорожного движения, чтобы предотвратить конфликт. Но у ЕС в этой области есть сравнительное преимущество, которое он неоднократно демонстрировал в прошлом. Например, Европейская комиссия и европейские страны сыграли центральную роль в обеспечении многосторонних режимов экспортного контроля, таких как Международная организация стран — поставщиков ядерных материалов и Вассенаарские договоренности. ЕС также сыграл решающую роль в переговорах с Ираном по его ядерной программе.

Успех инициативы ЕС по деэскалации в Индо-Тихоокеанском регионе далеко не гарантирован, особенно с учетом недавнего обострения напряженности между ЕС и Китаем. Но это согласуется с провозглашенной ЕС целью придерживаться инклюзивного подхода к региону, который укрепляет международный порядок, основанный на правилах. Что еще более важно, это, пожалуй, лучший шанс предотвратить войну между великими державами. Разве не для этого был создан Евросоюз?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть