В последние месяцы мы фиксируем резкое усиление давления со стороны Минцифры и подведомственного ему АНО Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ) на компании с государственным участием в связи с задержкой перехода на отечественное программное обеспечение.
Апогеем стало совещание 24 ноября, на котором министр Максут Шадаев напрямую обвинил госкомпании в саботаже программы импортозамещения, занижении бюджетов IT-подразделений и увлечении собственными разработками.
По итогам совещания президент России Владимир Путин дал несколько поручений, которые были опубликованы 30 ноября на сайте Кремля. Так, с 1 мая следующего года вводится персональная ответственность руководителей за выполнение планов перехода на отечественные программные продукты. В тот же срок должны быть разработаны и установлены целевые показатели, определяющие долю использования российского ПО, включенного в реестр Минцифры (методика пополнения реестра разработана АНО ЦКИКТ).
В течение первой половины 2022 года правительству поручено внести поправки в законодательство, которыми будут установлены обязательные требования по преимущественному использованию отечественных ПО, комплектующих и оборудования для нужд критической информационной инфраструктуры (КИИ). Также Владимир Путин поручил проработать механизмы стимулирования инвестиций в разработку и внедрение отечественных систем и решений на основе искусственного интеллекта.
Читайте также: Первая попытка импортозамещения ПО оказалась провальной
Ключевые претензии Минцифры к пользователям:
- Зарубежные программные продукты не позволяют в должной степени обеспечить безопасность КИИ, поскольку в их деятельность возможно вмешательство со стороны иностранных разработчиков;
- Предпочтение, которое госкомпании отдают продуктам собственной разработки, наносит ущерб российской IT-отрасли. По утверждению Максута Шадаева, в 2019-2020 гг. она недополучила около 70 млрд рублей, которые уже были заложены в программы госкомпаний по переходу на отечественный софт. По мнению министра, внутренние разработки компаний должны быть ограничены.
Возражения оппонентов Минцифры:
- Собственные программные разработки компании используют прежде всего в силу отсутствия на рынке конкурентоспособных российских разработок. Прежде всего это касается узкоспециализированного ПО. Кстати, то же касается и элементной базы – ряд компонентов, критически важных для создания автоматизированной системы управления технологическим процессом, просто не производится в России.
- Вмешательство извне в работу систем КИИ в большинстве случаев невозможно, поскольку входящие в них компьютеры работают в рамках замкнутой сети, не имеющей подключения к интернету. Куда больший риск представляет использование для управления опасными производственными объектами, к которым относятся и объекты ТЭК, не протестированного должным образом российского ПО. Процесс же тестовой эксплуатации, по результатам которой может быть сделан вывод о его 100-процентной надежности, занимает несколько лет.
Ранее на ИА REX: Homewashing: почему сферу IT не получается сделать полностью отечественной?
Информационная инфраструктура топливно-энергетического комплекса федеральным законом отнесена к категории критической, а ведущую роль в отрасли играют компании, контролирующим акционером которых выступает государство. Происходящее в этой области напрямую попадает в сферу интересов Института ИРТТЭК. В связи с этим институт обратился к специалистам в сфере информационных технологий с просьбой прокомментировать текущую ситуацию и дать прогноз ее дальнейшего развития. Развернутая публикация на основе их ответов будет доступна уже в ближайшее время.
Комментарии читателей (2):
Что надо знать премьер-министру о микропроцессорах:
Все первые компьютеры - были двухбайтовые! Операционная система Windows-98 - была двухбайтовая! Потом, с целью увеличения памяти - были созданы 4-х байтовые процессоры, и появилась Windows -XP. Потом народ выкинул все 4-х байтовые компы, и перешли на 8 байтовые компьютеры.
Все 2-х байтовые компьютеры соответствуют по параметрам мотоциклам и мопедам. Они - самые быстрые, и - самые дешёвые! Эти микропроцессоры нужны для управления ракетами, станками, оборудованием, дешёвыми смартофонами.
4-х байтовые процессоры соответствуют 4-х цилиндровым двигателям в автопроме - это все легковые автомобили.
И 8-байтовые процессоры - соответствуют 8 цилиндровым двигателям тепловозов, грузовых автомобилей, и супермощных легковых автомобилей. То есть рыночная ниша двухбайтовых процессоров - осталась заброшенной! Правда - здесь нужна цифровая революция!- надо переводить всю цифровую индустрию на 9-битные байты... Новые 9- битные компы смогут легко использовать данные от устаревших 8-битных компов - просто добавляя один бит к 8 битам данных. И используя программы перекодировки данных из 8-битного формата в 9 битный формат.