ИА REX публикует третью часть отрывка из книги «Выбор», который представляет беседу Энн Эпплбаум и Дональда Туска о России, ее отношении к Западу и о специфике продвижения российских интересов в других странах.
Презентация книги состоится 7 декабря. Ее авторами являются экс-премьер Польши Дональд Туск и Энн Эплбаум, супруга польского и европейского политика Радослава Сикорского, писательница, автор книги о ГУЛАГе.
Дональд Туск: недавно я посмотрел сериал «Homeland» («Родина»). В седьмом сезоне появляется тема вмешательства Москвы в американскую политику. Один из моих любимых героев, Сол Беренсон, глава ЦРУ, говорит там о русских, о том, что они являются абсолютными чемпионами по использованию подлинных фактов, эмоций и проблем. При помощи лжи или провокации меняют их политический статус. Из патрона делают бомбу. Так было и в случае с рассекречиванием переписки штаба Хиллари Клинтон или «нашей» аферой с прослушкой, с бунтом в Каталонии или протестами «желтых жилетов», а примером последних дней была поддержка антиваксеров в Польше и во всей Европе. Кремль не придумывает нам конфликты и проблемы, но усиливает те, которые рождаются из реальных страхов или потребностей.
Также, как и сегодняшний Китай Россия не думает о вторжении на Запад. Это не времена напряжений на линии Хрущев – Кеннеди или Брежнев – Рейган. Но с того дня, как Кремль принял стратегию гибридной войны, он последовательно ее реализует. Стал очень эластичным в применении этого необычно эффективного и каком-то смысле дешевого метода, особенно в сравнении со стоимостью традиционных войн.
Энн Эпплбаум: Их стратегия – это выиграть войну без войны.
Дональд Туск: А мы до сих пор не хотим даже осознать, насколько Путин, при помощи симпатизирующих ему политиков, присутствует и имеет влияние в Европейском союзе. И не только там. Возьмем страны бывшей Югославии. В Боснии и Герцеговине все еще живы демоны войны. Хорошие сегодня отношения между хорватами и сербами могут испортиться в любой момент по любому поводу. Но есть одна вещь, которая объединяет страны бывшей Югославии – это пророссийская ориентация. Даже в Черногории, где желание вступления в ЕС очевидно и где не так давно дошло до попытки госпереворота, подготовленного россиянами, все еще живы пророссийские настроения.
Присутствие российского бизнеса, а также агентуры на Балканах очевидно. Для Сербии Россия является надеждой, что вопрос Косово может быть еще решен в их пользу. В находящейся неподалеку Молдавии россияне хозяйничали без каких-либо ограничений. Аж до тех пор, пока выборы не выиграла чрезвычайно смелая и шокирующе эффективная Майя Санду. В балтийских странах многочисленные российские меньшинства, которые политически дисциплинированы и весьма лояльны к Кремлю.
Ранее на ИА REX: «Выбор»: политическая элита Польши о Путине, его страхах и поведении. Часть 1
Энн Эпплбаум: Имеется также сенсационно многочисленная группа русскоязычных немцев. Мало кто осознает это, но их около 2,5–3,5 миллионов. Они смотрят российское телевидение, читают российские газеты, некоторая часть из них голосует за ультраправую AfD, организованную и поддерживаемую на российские деньги. Немецкое ведомство по охране Конституции ведет следствие по факту странных связей этой партии, которая может рассчитывать на солидные 10% голосов. При таких рейтингах пророссийская партия с большим количеством русскоязычных избирателей может уже играть серьезную роль в общественной жизни.
Дональд Туск: Но пророссийские симпатии очень сильны и в мейнстриме. Над SPD до сих пор висит тень Шредера, который провернул большую газовую сделку с Россией, а сразу же после окончания своей каденции получил прекрасно оплачиваемую должность в Петербурге. Ранее он хвастал, что для своей любимой команды FC Schalke 04 заполучил гигантские суммы от Газпрома. Немецкая экономика зависима от российского рынка, а люди немецкой экономики имеют реальное влияние на CDU. Даже Меркель, политик глубокой морали, понимающая регион и его историю, капитулировала в вопросе российского газа и Nord Stream. К сожалению, без нее CDU будет несомненно более пророссийской. А CSU? У нее и вовсе нет каких-либо эмоциональных проблем с признанием российской политики.
Есть еще Австрия. Помню как сейчас свою беседу с Себастьяном Курцем сразу после того как он впервые стал канцлером. Это молодой человек, собственно говоря, еще мальчишка. Я спросил его, как он представляет себе стратегию Австрии в отношении России и в состоянии ли он предложить более смелую политику по вопросу Украины. Он искренне ответил: «Знаешь, наша политическая сцена слишком раздроблена. Но если что-то и объединяет партии – от зеленых, до моих христиан-демократов и радикальных правых сил из Партии Свободы – это пророссийскость». Есть еще Сальвини, который бегал в футболке с надписью „I love Putin". Россия традиционно имеет большое влияние в Греции, на Кипре, в Болгарии, следы двузначных отношений с силами европейской правицы проявляются и в Лондоне, и в Париже.
Энн Эпплбаум: российское предложение для отдельных политиков очень привлекательно. Если они решаются на какую-то форму поддержки интересов Москвы, то могут получить действительно хорошую работу в каком-то контрольном совете и при небольших обязанностях зарабатывать полмиллиона долларов в год. В принципе, достаточно чтобы время от времени на какой-то пресс-конференции скажут что-то приятное о России. Это заманчивые должности и не требуют даже слишком далеко идущих моральных компромиссов. Россия не ожидает, что награждаемые ею политики будут прямо поддерживать Путина. Достаточно, чтобы они были, скажем так, в целом позитивно настроены. Таким способом клептократия миллиметр за миллиметром проникает в сферы общественной жизни, получает одобрение или хотя бы становится нейтральной.
Может в Польше это не так ощутимо, но в Италии, Германии, во Франции и в Америке результаты деятельности международных сетей отмывания денег, подставных компаний и анонимных организаций в экономической, политической и общественной жизни огромны. Один из крупнейших украинских олигархов Игорь Коломойский в течение 15 лет скупал недвижимость на Среднем Западе США, здания в Кливленде, фабрики и заводы в Кентукки. Миллиарды долларов. Таким образом он отмывал деньги из своего украинского банка. И ему было, по сути, все равно, что с ними делается. В Уоррене в штате Огайо купил завод, в котором потом по причине халатности владельца дошло до взрыва, было много раненных. Получается, он инвестировал только для того, чтобы его фирмы погибали, одна за другой. Таким образом международная клептократия непосредственно изменила экономику и политику американского Среднего Запада, в большинстве населенного избирателями Трампа. Кто знает какое это имело влияние на выборы?
Тем временем люди все еще думают, что влияние клептократии ограничивается какими-то далекими странами и городами где-то в Африке или на Кавказе. Нет, последствия отмывания грязных денег ощутимы и в Штатах, и в Лондоне.
Почему так сложно купить там жилье? Потому что большая часть центра в Лондоне была выкуплена анонимными компаниями. И никто там не живет. Это повлияло и на
brexit, потому что какая-то часть недовольства, которая привела к этому, происходила из-за мести Лондону. Из-за злости, что британец уже не может позволить себе проживать в собственной столице.
В сущности, это и есть самое плохое, что делает нам Россия – коррумпирует нас. На уровне инстинкта чувствую, что в Польше меньше российских денег, но в конце и так оказалось, что за аферой с прослушкой, которая привела к уходу правительства, стоит какой-то подозрительный бизнесмен, который торговал углем с Россией. Не знаю, давала ли ФСБ непосредственно ему приказы, но это еще одно доказательство тому, что клептократическая политика влияет на общественную жизнь во всех странах.
Дональд Туск: Великолепным примером такой политики была идея о том, чтобы Орбан вместе с Соложем и русскими построили в Калининградской области атомную электростанцию под контракт с Польшей. Хотели вместе сделать что-то, от чего защищались все правительства после 1989 года, то есть непосредственно сделать нас зависимыми от поставок электроэнергии из России. Политическое благословление Качиньского этому проекту - это пример «русского лада» о котором я уже некоторое время говорю.
Энн Эпплбаум: Это и есть способ, коим коррумпируют русские – больше проекты. Атомная электростанция в Венгрии, продвинутые переговоры с Руандой, Угандой, Конго, Эфиопией и ЮАР. Они используют инвестиции как генератор локальной коррупции. Иногда они делают это тайно – никто не знает содержания соглашения с Венгрией относительно строительства АЭС на их территории. Иногда очень открыто – берут политиков или членов их семей на прибыльные должности.
Может Качински это понимает, а может и нет, но его избиратели действительно не понимают, что то что он делает - абсолютно в интересах России. Что, голосуя за него, помогают ему построить пророссийскую коалицию, которая уничтожает Запад. А то, что ПиС использует антироссийскую риторику, кстати, все реже, Россию не интересует. Россию не интересует, что ультраправые - вербально антироссийские. Россию интересует то, чтобы они были антиеэсовскими, антиамериканскими, анти-ЛГБТ+, антиваксерными, антимиграционными, анти… что бы то ни было, только бы поляризовали общество.
В Польше ПиС и Конфедерация действуют от имени России, без оглядки на то, понимают ли это их лидеры и электорат или нет.
Ранее на ИА REX: «Выбор»: политическая элита Польши о России, Путине и его планах по развалу ЕС. Часть 2
Дональд Туск: Русские не ждут, что у нас появится какая-то влиятельная, явно пророссийская сила, достаточно явно антиамериканской, антинемецкой, антиевропейской.
Энн Эпплбаум: А еще антиукраинской.
Дональд Туск: В целом, в этом казино у русских всегда будет преимущество. Они могут ставить одновременно на многие числа и карты, потому что самой важной их целью является дезорганизация и хаос. Их меньше всего интересуют какие-то политические конструкции, создание союзов или принятие важных решений. Им важен объективный союзник, а не субъективный. Такой, который действует во благо стратегических интересов России, хоть временами и глубоко убежден в своей антироссийскости. Например, подпитывая - как это было в Венгрии, в Словакии, была попытка и в Польше -антиукраинские настроения. Из поляков не получится сделать пророссийских попутчиков, но ведь можно в них относительно легко разбудить антиукраинские, антилитовские и антинемецкие настроения. И, в первую очередь, антиеэесовские. Это, с точки зрения Москвы, абсолютно достаточный бонус.
Комментарии читателей (0):