Российская общественная наука плутает в трех соснах: капитализме, коммунизме и социализме. Причем, многовариантность их толкований и оценок породила такую запутанную эклектику, что либеральной властью было решено отказаться вообще от какой-либо государственной идеологии ради объявленной свободы всех от всех и безыдейного единства. Но свято место пусто не бывает.
За что боролись?
В годы перестройки, когда антикоммунизм и антисоветизм были возведены в статус официальной идеологии, предпринимались попытки уйти от теоретического противостояния учений и перейти к практическим выводам. Капитализм был назван естественным состоянием экономики и общественных отношений. Социализм «с человеческим лицом» приписали к государственному капитализму. А коммунизм назвали несбыточной фантазией. Выбор был сделан в пользу капитализма.
И вот Россия стала рыночной капиталистической, государство объявлено правовым с социальной ориентацией. Но за 30 лет никаких прорывов в экономике не произошло. Приватизация ожидаемых результатов не дала, эффективные менеджеры занялись самообогащением, А антикоммунизм с антисоветизмом трансформировались в русофобию. Население оказалось на грани выживания, о чем сказал президент Путин, назвав бедность и нищету главным врагом России.
Для власти вся внутренняя политика сводится к сохранению статуса кво и стабильности. В этом и состоит традиционный консерватизм нового правящего класса: «стране хорошо, если нам хорошо, и лучшего не надо».
Однако общество ропщет. У него нет образа будущего. Жить только ради потребления человек не может, как ему навязывают назойливой рекламой. Люди не хотят превращаться в самцов и самок, чтобы рожать ради размножения, не видя перспективы для своих детей.
Ранее на ИА REX: «Украина – не краина»
Застарелый порок российской элиты — подражательство Европе — приводит к собственной духовной деградации не только элиты, но и всего общества. История преподает уроки, которые ничему не учат. Может, эти уроки просто прогуливают?
К примеру, в то время, как царская сословная элита сорила деньгами за границей, Россия от безденежья прозябала на огромных просторах и жила полунатуральным хозяйством.
В наше время происходит то же самое. Крупная буржуазия вывозит прибыль из России за границу, вкладывает ее в чужую экономику и приобретает дорогую недвижимость, самолеты и яхты, демонстрируя стремление к роскоши. Народу рекомендуют питаться макарошками.
Что касается высшего чиновничества, то оно неотделимо от крупной буржуазии. Энгельс был прав: «Частной собственностью бюрократии является государство». Бюрократия — та же буржуазия. А ворон ворону глаз не выклюет. Вместе они и есть правящий класс. В этом суть буржуазной демократии.
Система распределения национального богатства, включая ресурсы и доходы, в каждой капиталистической стране сложилась традиционно по мере развития всего уклада жизни. В Российской Федерации был выбран худший вариант, по которому гражданские обязанности собственников и работодателей были минимизированы, а их права абсолютизированы. Государство-то правовое и оно создает и защищает правовую систему гражданских или классовых отношений.
Как видим, подражательство Европе весьма избирательное. Существующая демократия в России подчинена какой-то скрытой целесообразности, по которой без примера Европы ничего менять нельзя. Потому что если менять, то нужна цель перемен и под нее идеология. А этого нам «партнеры» не прощают, вводят санкции.
Выходит, что путь развития государства и экономики был ясным и целенаправленным только при Сталине. Причем сталинский задел в государственном строительстве и во всех отраслях экономики успешно использовался и при Хрущеве, и при Брежневе. Да и сейчас все бывшие республики СССР, включая Россию, продолжают существовать за счет остатков сталинской советской экономики.
Президент Путин на заседании клуба «Валдай» заявил, что «существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя, как экономическая система». Вот вам и итог перестройки. Что предлагается в качестве альтернативы? Что предлагают взамен российские ученые?
Оттенки серого
За границей все граждане России русские. Иностранцы не представляют себе разнообразие культуры народов и регионов Российской Федерации. Для них русский пресловутый консерватизм концентрируется в Кремле и распространяется по всей территории страны. Но те, кому пришлось побывать в разных краях России, наверняка ощутили разные оттенки так называемого консерватизма в характере живущих там людей. Исторический опыт у них в крови.
Условно говоря, петербургский консерватизм это петровский прогрессизм, в основе которого был заложен евроцентризм. Через «окно в Европу» в Россию занесли не только камзолы, сюртуки и напудренные парики. Царство стало называться империей, вельможи устремились в Европу мир посмотреть и себя показать, не считаясь с расходами на собственные удовольствия.
Петру поставили в заслугу создание армии и флота, развитие промышленности на Урале. Но все это начиналось еще при Иване Грозном. В царствование Ивана Васильевича ополчение менялось на регулярные войска, осваивалась Сибирь и купцы Строгановы первыми получили в откуп земли на уральской реке Тобол за сто лет до Демидовых, архангельские поморы строили суда не хуже шведских, строились и развивались промышленные города.
Из Европы в Россию через Петербург распространялись промышленные технологии и либерализм. Затем прижился марксизм и по европейскому образцу произошла серия революций в столице. Российский гимн «Боже, царя храни», скопированный с британского «Боже, храни короля», был заменен французской «Марсельезой» в феврале 1917 года, а в октябре — «Интернационалом».
В Европе же зародился тезис о праве наций на самоопределение, направленный против колониализма и расизма. Ленин с подачи бундовцев использовал этот принцип в государственном строительстве, подменив смысловое значение понятия нации с общегражданского на расовый. Это дало повод Путину назвать компромиссное объединение народов в союзное государство ленинской бомбой, заложенной под фундамент Советского Союза.
Но сам президент все-таки пользуется ленинским определением нации, называя Россию по-ленински многонациональной. При нем же появился правовой термин государствообразующей нации. Часы в бомбе продолжают тикать..
Перестройка 90-х годов начиналась тоже с оглядкой на Европу. Реформы проводили люди, которые ненавидели реформируемую страну — СССР, поэтому под видом реформ в постсоветском варианте они препарировали Россию под Америку. Тут бы и вспомнить известное петербургское выражение «потемкинская деревня».
Ранее на ИА REX: Комплекс либералов – разрушать
Московский консерватизм когда-то славился приверженностью православной культуре и древним обычаям. Уходя от такого консерватизма Петр Первый, воспитанный немцами, перенес столицу на берега Невы и подчинил церковь государству, лишил бояр бороды и сословных привилегий.
Но и Москва недолго по историческим меркам оставалась консервативной, продолжая венчать царей на царство.
После Великой отечественной войны Москва стала рубить окно в Америку. Началось это с призыва-задачи «Догнать и перегнать Америку!». Америка стала вожделенным образцом для подражания не только в сознании обывателей, но и номенклатурной элиты.
И вот птица-тройка по Гоголю до самой перестройки не меняла место в хвосте американского мустанга, если судить по словам критиков застоя. В перестройку тройку выпрягли сообща московские и питерские консерваторы-прогрессисты. Ломать — не строить...
Теперь московско-питерский консерватизм контролируется американскими новыми консерваторами по прозвищу неоконы. Распад СССР воодушевил неоконов, считающих, что США несут особую миссию по сохранению миропорядка, в котором доминирует доллар. До 2000 года наши реформаторы не смели им возражать.
После досрочной отставки Ельцина президент Путин на саммите в Мюнхене предложил изменить несправедливый миропорядок с учетом российских интересов. Ему неоконы с европейцами этого не простили и он был назначен врагом либеральной демократии.
С тех пор центральным вопросом московского консерватизма стал транзит власти на президентских выборах. Наверное, поэтому думские выборы прошли без партийной страсти единоросов и их оппонентов. Все идет, как по заказу или договоренности. То есть, беспутица либеральной демократии продолжится?
Региональный консерватизм, конечно же, отличается от консерватизма столиц. Он очень многообразный. Общей для регионов является далеко не риторическая проблема безработицы и депопуляции территорий, возникшая в результате перестройки и приватизации базовых предприятий региональной экономики в годы правления Ельцина.
Не случайно министр обороны Шойгу высказался за строительство новых городов в Сибири. В оппозиционных СМИ это расценили, как прожектерство. На самом деле это был крик души человека, который видит в депопуляции Сибири, Севера и Дальнего Востока угрозу возможной потери этих пока еще российских территорий и ресурсов.
К четвертому типу консерватизма можно отнести культурный консерватизм народов, как положительное явление. И в этом надо отдать должное народам Кавказа, Поволжья, Севера и Сибири. Ассимиляция народов — процесс естественный и непрерывный, но в России самобытность их культуры сохраняется без всяких резерваций. Значит, сила жизни не угасает.
Еще Екатерина Вторая предвидела, что русские растворятся в присоединенных народах. Так оно и есть. Русские отличаются по характеру в зависимости от места обитания. В то же время русскими становились носители немецких, французских, шведских и прочих фамилий. А эфиоп Пушкин — исключительно русский поэт и никак не иначе! В этом сила России и главная черта ее консерватизма, которая проявляется в терпении и терпимости.
Разнообразие консервативного мышления можно не замечать и оно весьма условное. Но без общенациональной идеи и государственной идеологии в конечном итоге это ведет к разобщенности народов и регионов, чему в условиях выживания способствует маргинальный национализм, то есть в расовом понимании этого слова.
Преемственность поколений суть единства
Консерватизм не означает сохранение пережитков прошлого и дремучесть предрассудков. Эволюцию никто не отменит, перемены неизбежны. Главный вопрос в том, как и кем формируются цели и задачи этих перемен. Стихии в этих процессах по законам глобализации не бывает.
Глобализация рынков и финансов объективно обусловлена мировым разделением труда и изменением функции денег — деньги стали не только товаром, но и орудием власти. Финансовый капитал не признает национальных границ и его власть стала наднациональной, трансграничной. Так нас учили на семинарах по политэкономии в советских университетах.
Государственный суверенитет стал ограниченным, как говорят в Европе, или относительным, условным. Даже США не обладают полным суверенитетом, выполняя роль мирового жандарма на службе мировых ростовщиков.
Ранее на ИА REX: Как и почему развалился Советский Союз: анализ причин и хронология событий
Финансовые олигархи мира объявили четвертую промышленную революцию и эпоху постгуманизма. И Россия тут же откликнулась, вернее, ее правящий класс. Теперь вместо марксистско-ленинского коммунизма предлагается цифровой глобальный коммунизм по Троцкому. Но не для всех.
Чем привлекателен этот проект для российских олигархов? Тем, что цифровизация блокирует общественную активность и левые революции. Социальные расходы минимизируются. Искусственный интеллект станет непреклонным регулятором нужного качества населения. Да и население Земли будет сокращено до одного миллиарда. Правда, российские олигархи не задумываются, а не попадут ли они сами под сокращение.
Цифровизация также является инструментом консервации миропорядка. Помимо цифровизации систем управления и распределения благ, вводится понятие цифровой экономики. В нескольких словах это означает роботизацию производства и отмену оборота наличных денег. Помните, в чем видели классики материальный базис коммунизма? В высокой производительности труда. Они же предрекали отмирание государства и принцип распределения «от каждого по способности, каждому по потребности». Привлекательно? Да! А насколько реалистично? Цифровые информационные технологии дают шанс.
Сегодня в России остро стал вопрос местного самоуправления. Центральная власть не справляется с решением проблем местного уровня без компетентных кадров на местах. Молодежные программы по подготовке будущих управленцев похожи на комсомольскую кампанейщину. Потому что прервана преемственность поколений — что перенимать и у кого? Есть ли достойные наставники и ясная перспектива? Или Интернет все может он-лайн?
Слово коммунизм произошло от корня французского слова коммуна — община по-русски. Россия всегда жила общиной и соборно даже в самый разгар абсолютизма. В этом заключалась ее жизненная стойкость в самые лихие времена. Поэтому коммунистическая идеология, опираясь на общинное сознание, обеспечила безусловную победу большевикам в начале прошлого века. Общинный опыт народов был использован в строительстве СССР.
Вот и сейчас бы обратиться к прошлому опыту общин и земств, казачьего войскового и станичного самоуправления. Но увы, этот опыт утрачен и восстановить его некому. Как-то я задал вопрос местным жителям, почему в бывших княжествах Московского царства не удается наладить достойную жизнь? И получил короткий и емкий ответ от женщины: «Князей нет». Это совсем другое, чем у Высоцкого «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Не буйные вожаки востребованы в наше время, а именно князья.
Подставные князья из эмигрантов не в счет. Речь идет о князьях по духу, о тех лидерах, которые способны создать свою команду и сплотить народ на созидательную деятельность. Олигархи далеко не князья. Как сказал один из них под телекамеру, «я уже давно не работаю, а только потребляю». В этом он видит свой успех. Стать паразитом рантье — вот смысл его жизни. Какой же это князь?
Самоуправление невозможно при недостаточном бюджете местной власти. Несмотря на рыночную экономику, города и регионы зависимы от трансфертов из госбюджета. Какой уж тут федерализм! Блатной феодализм, как метко сказал один из популярных экономистов, теперь депутат Госдумы Михаил Делягин. Вот этот феодализм и намерен правящий класс законсервировать.
Что касается цифровизации, то в СССР в 1950-х годах был разработан проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой ОГАС на основе объединенной системы вычислительных центров, оснащенных ЭВМ. По сути, это был проект отечественного Интернета.
Частично проект ОГАС был реализован в 1960-е годы, несмотря на сопротивление бюрократии, терявшей свои позиции. А в 1994 году система была полностью ликвидирована, как мешавшая свободному рынку по Гайдару-Чубайсу. Теперь же с оглядкой на Запад взят курс на всеобщую цифровизацию. Даже специальное министерство учредили. Нет пророка в своем отечестве.
Богата Россия талантами и историческим опытом, самодостаточна ресурсами. Но вечно пытается угодить «европам», вписаться в «цивилизованный мир». Пожить народам для себя недосуг. Заклятые «партнеры» готовятся к новой войне. Смердяковщина заняла место запрещенной идеологии.
Ранее на ИА REX: Кому выгодна холодная война
Комментарии читателей (2):
Путин про возврат к социализму сказал, помнится, что-то вроде "мы там уже были"... пусть скажет, что построили-то... тупик стал заметен стал, но назад-то куда? Или тупик - это и есть пункт назначения?
Подражание российских "элит" не самый большой грех, она почти всегда была компрадорской, начиная с монгольских времен, потом эпоха Смуты и польская интервенция, немецкое влияние при царском дворе, царя свергли тоже не без оглядки на Европу - это как минимум, развал СССР... американский экономист E. Zawadski еще в 70 годах, исследуя экономику СССР, пришел к выводу, что 5 летние планы выполняются только на 70%, в постсоветское время один российский экономист подтвердил в своих исследованиях, что Zawadski был очень точен в своих оценках... думается, что Zawadski имел доступ к закрытым данным СССР через ЦРУ или имел собственные каналы...
А где автор при описываемых им делах увидел элиту, если её не было раньше и нет сейчас - были холопы, подтверждение чему ниже:
"Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы."(Ф.Тютчев, 1867)
А Пушкин А.С. зная состояние дел не по наслышке писал: ""... корень дворянства моего теряется в отдаленной древности, имена предков моих на всех страницах истории нашей. Но если бы я подумал назвать себя аристократом, то, вероятно, насмешил бы многих. Но настоящая аристократия наша с трудом может назвать и своего деда. Древние роды их восходят до Петра и Елисаветы. Денщики, певчие, хохлы — вот их родоначальники. Говорю не в укор: достоинство — всегда достоинство, и государственная польза требует его возвышения. Смешно только видеть в ничтожных внуках пирожников, денщиков, певчих и дьячков спесь герцога Monmorency, первого христианского барона, и Клермон-Тоннера. Мы так положительны, что стоим на коленах пред настоящим случаем, успехом и..., но очарование древностью, благодарность к прошедшему и уважение к нравственным достоинствам для нас не существует. Карамзин недавно рассказал нам нашу историю. Но едва ли мы вслушались. Мы гордимся не славою предков, но чином какого-нибудь дяди или балами двоюродной сестры. Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности"