Внешнеэкономическая деятельность регионов: никакой самостоятельности

О барьерах и перспективах сотрудничества российских субъектов с зарубежными партнёрами
10 октября 2021  09:46 Отправить по email
Печать

На прошлой неделе внушительная делегация из Башкирии, включающая главу региона Радия Хабирова и премьер-министра правительства Андрея Назарова, посетила Казахстан. В ходе визита состоялась встреча с президентом этого государства Касым-Жомартом Токаевым. Было принято решение не только о расширении экономического сотрудничества, но и о развитии культурных связей, открытии авиасообщения между Уфой и Нур-Султаном (Астаной). Впрочем, эксперты осторожно оценивают перспективы сотрудничества российских субъектов с зарубежными партнёрами, отмечая существенные барьеры, которые встречаются на пути выстраивания отношений.

Культурный обмен

Абсолютное большинство международных контактов глав субъектов носят, разумеется, внешнеэкономический характер или характер культурного обмена. Внешняя политика ушла из регионов уже давно, и лишь Татария в известной мере пытается сохранить это направление, используя статус политически влиятельного региона для выстраивания сложной мозаики связей с исламским миром. Впрочем, ежегодно проводящийся в Казани международный саммит «Россия — Исламский мир» уже давно позиционируется как исключительно экономический. Немаловажную роль в развитии международных контактов играют и связи, традиционно существовавшие между субъектами ещё во времена СССР.

Как отмечает эксперт по регионалистике Илья Шестериков, «внешнеэкономическая деятельность регионов регламентирована законодательством РФ, и, конечно, о самостоятельности речи не идет».

«Еще со времен СССР существующие связи в машиностроительном комплексе, химической промышленности, энергетике удается сохранить и где-то расширить. Сейчас успешный запуск любого производства региональные власти встраивают в PR-достижения. К участию иностранных компаний в производственных цепочках всегда было особое внимание. За период внешней открытости удалось открыть автокластеры, например, в Калининграде, Санкт-Петербурге, Калуге. Участие региональных властей здесь, скорее, имиджевое. В ряде случаев за счет личных хороших отношений возможно расширение вариантов коммуникаций.
Сейчас во многом как текущие внешнеэкономические связи, так и перспективы дальнейшего сотрудничества зависят от внешней политики государства. Понятно, что производственные цепочки в машиностроении, химии, энергетике и пищевой промышленности будут всеми силами сохранять. Но вот в сфере научного и культурного обмена студентами, профессорами, проведением совместных конференций, выставок, телемостов и т. д., которое в перспективе может дать кратный экономический эффект, заметная заморозка».

Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев полагает, что проблематика самостоятельности и активности российских регионов во внешнеэкономической деятельности была актуальной в период 1990-х и в начале 2000-х, когда отдельные территории страны (к примеру, национальные республики) пытались интегрироваться в глобальную экономику. Сейчас же, когда большая часть субъектов РФ, имевших в начале «нулевых» отдельные договоры с федеральным центром о разграничении предметов ведения (их было более 40), встроены в вертикаль власти, тема утрачивает свою актуальность.

«Вместе с тем полезность работы органов власти и управления с рядом государств (с их территориями) не вызывает сомнения. К примеру, по экспорту промышленной и в особенности сельскохозяйственной продукции в другие страны. Правда, при поддержке федеральных министерств и ведомств, при содействии Российского экспортного центра (РЭЦ)».

Ранее на ИА REX: Угрозы бюджетам регионов России и усыхающая «подушка безопасности»

Сотрудничество ради инвестиций

Ключевым направлением работы губернаторов в сфере международных связей по-прежнему является заключение инвестиций. Неслучайно наибольший объём международных договоров приходится на крупные международные форумы, прежде всего, на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Впрочем, соглашения заключаются и в рабочем режиме. Так, правительство Москвы в сентябре подписало соглашения о сотрудничестве с южнокорейской государственной ассоциацией Innobiz. Соглашение станет началом формирования долгосрочного сотрудничества Москвы и Сеула и их развития в сфере инноваций. Оренбургская область договорилась с Узбекистаном о выращивании в Оренбуржье плодоовощной продукции, что многократно удешевит её за счет отсутствия транспортных издержек. Одновременно узбекистанская сторона готова оговаривать строительство распределительного центра для дальнейшей реализации плодоовощной продукции не только в Оренбургской области, но и в соседних регионах. В той же Башкирии месяц назад был открыт завод австрийской фирмы «Ласселсбергер», что стало следствием прочных деловых связей региона с австрийским бизнесом. На открытии был Владимир Путин.

По мнению Дмитрия Нечаева, федеральные структуры мотивируют субъекты РФ в активизации экспорта (существуют экспортные льготы и меры поддержки), выстраивают соревнование по увеличению объемов экспорта, финансово поддерживают и морально-политически поощряют те территории, у кого есть позитивная динамика. К примеру, из 336 млрд долларов экспортной продукции за 2020 г. более 30 млрд долларов приходится на продукцию АПК. В десятке лучших Ростовская область (5,9 млрд), Краснодарский край (2,8 млрд), Московская, Белгородская, Воронежская области. Есть регионы, которые экспортируют продукцию несырьевого сектора. И это обнадеживает, подчеркнул Нечаев.

«Внешнеэкономическая деятельность ориентирует субъекты РФ на привлечение иностранных инвестиций. Особенно тех, которые создают новые производства в РФ и внедряют на них новые технологии. В 2020 г. прямые иностранные инвестиции в экономику России составили 8,6 млрд долларов (85% всех зарубежных инвестиций). Среди российских регионов отличились Калужская и Московская области, Татарстан. Впрочем, в отличие от либерально-идеалистических представлений 90-х и «нулевых» годов, важны инвестиции в реальный сектор экономики регионов в целом. И здесь для регионов важна позитивная динамика инвестиционной привлекательности и их объемы. К примеру, если в Белгородской области ежегодные инвестиции составляют более 150 млрд руб., а в Костромской области более 20 млрд, то, разумеется, мы имеем дело с контрастным развитием территорий и федеральному центру впору задуматься о выравнивании межрегиональных различий. По моему мнению, для сотрудничества иностранных партнеров с российскими регионами важен не столько политический статус субъекта РФ (иногда совсем не важен), сколько позитивные условия для взаимодействия и категория выгоды».

Ведущий аналитик отдела социально-экономических исследований аналитического агентства «Национальный эксперт» Алексей Жвалев считает, что традиционно наиболее тесно сотрудничают с зарубежьем приграничные регионы России.

«Яркими примерами являются на западе Калининградская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, на востоке — Приморский край. Развитое приграничное сотрудничество оказывает положительное влияние на внешние торгово-экономические связи этих субъектов. Причины на поверхности — чем больше контактов, чем они проще, тем больше возможностей для развития совместных проектов. Но, безусловно, надо учитывать и экономический потенциал каждого конкретного региона — чем более развит регион, тем он привлекательнее для сотрудничества, для инвестиций. Причем касается это не только российских регионов, но и соседей по ту сторону границы — легко заметить, что с Финляндией у Петербурга сотрудничество развито существенно лучше, чем, например, у Псковской области с менее развитыми, в сравнении с финнами, Эстонией и Латвией.
Кроме того, не стоит забывать и про внешнеполитические аспекты — сотрудничество с Китаем на Дальнем Востоке идет более активно, чем у западных регионов России со странами Евросоюза. Расширение и упрочение внешнеторговых связей, приграничного взаимодействия, дает заметный позитивный эффект для ситуации в субъектах — культурный и экономический обмен с соседями оживляет общественную жизнь, позволяет заимствовать и адаптировать к российским реалиям наиболее удачные зарубежные практики, повышает привлекательность этих регионов для внутреннего туризма и инвестиций».

В целом внешнеэкономические связи российских регионов определяются уровнем их развития. Там где есть что предложить иностранному инвестору, где есть производственная и научная база для внедрения совместных разработок (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Татария, Башкирия и другие), там есть и развитие. К сожалению, депрессивные регионы не могут похвастаться наличием сколько-нибудь развитых связей с зарубежными партнёрами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Mstislav
Карма: 999
12.10.2021 17:30, #46230
"ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ: НИКАКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ"
Похоже, что самостоятельности с переизбытком: https://www.youtube.com/watch?v=0vRft4lUnKk "УЧЕНИЯ В КАЗАНИ. ПРАВДА, КОТОРУЮ НАМ НЕ СКАЖУТ. СЕНСАЦИОННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НАШИХ ЖУРНАЛИСТОВ." Где т.н. эксперты, спецслужбы, имена, пароли, явки и т.д. и т.п? Вот-вот, там, где им и положено, в .............
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть