На прошлой неделе президент Бразилии Жаир Болсонару подписал приказ, запрещающий социальным сетям удалять какой-либо медиаконтент при отсутствии постановления суда.
Болсонару не привыкать шокировать публику, но подобное действие все же повлекло за собой небольшую шумиху в западных СМИ. Еще бы – правительство Бразилии стало первым государством, попытавшимся открыто помешать медиа-платформам уничтожать информацию, противоречащую их информационной политике.
Однако Верховный суд и Сенат Бразилии не признали данный приказ и помешали ему вступить в законную силу. Впрочем, журналисты некоторых онлайн-изданий напряглись и принялись утверждать, что расслабляться не стоит. Вряд ли президент Бразилии так быстро откажется от этой медиавойны.
Особенно отличилось издание Coda Story – случившееся было охарактеризовано им как «закладывание основы для большой бразильской лжи» и «нападка на систему электронного голосования в стране», которое должно пройти в следующем году.
Непростой регион
Основными объектами нового приказа Болсонару должны были стать такие медиа-платформы как YouTube, Twitter и Facebook. Именно они в свое время удаляли посты и выступления президента Бразилии, отрицающего пользу медицинских масок и вакцин от COVID-19.
Представители данных платформ объясняли свои действия борьбой с дезинформацией населения. В свою очередь, Coda Story поясняет, что медиапространство Бразилии, наряду с США и Индией, содержит наиболее высокий процент ложных заявлений, касающихся COVID-19, а также теорий заговора о причинах возникновения пандемии.
В связи с вышеуказанным и Coda Story, и опрошенные им эксперты видят большую опасность в конфронтации медиа-платформ с правительством Бразилии. В том, что конфликт случится, сомнений ни у кого нет – через год в Бразилии должны пройти президентские выборы. Как считают журналисты Coda Story, количество дезинформации в социальных сетях Бразилии достигнет своего апогея. Этим непременно воспользуется Болсонару и попытается «выпустить новый указ, например – о модерации контента, который имеет больше шансов получить положительную оценку Верховного суда».
Их борьба
Coda Story – одно из СМИ, входящих в так называемый «пул Bellingcat». Coda Story поддерживает тезисы данного журналистского ресурса, пользуется услугами его экспертов (например – Дэна Казиты) и активно способствует популяризации методов работы Элиота Хиггинса, главы Bellingcat.
Последнее как раз легко увидеть в статье издания, посвященной очередному «демаршу» Болсонару. В качестве экспертов Coda Story выступают глава Бразильского национального института науки и технологий цифровой демократии Нина Сантос и глава исследовательского центра InternetLab Артур Периклес.
Намерение урегулировать деятельность медиа-платформ Сантос характеризует как «попытку лишить силы одного из немногих действующих лиц, которые пытались найти способы борьбы с такого рода дезинформацией».
Тот факт, что Twitter удаляет не только дезинформацию о COVID-19, но и любую критику активистов движения Black Lives Matter или администрации Джо Байдена, ни Сантос, ни Coda Story во внимание не принимается. Также никого не смущает, что один из «борцов с дезинформацией» не мешает заводить официальные аккаунты представителям «Талибана» (организация, запрещенная в России).
Артур Периклес, в свою очередь, предсказывает, что президент Бразилии не остановится и продолжит мешать медиаплатформам работать.
Если хоть одна из инициатив Жаира Болсонару, касающаяся модерации контента социальных сетей, будет воплощена в жизнь, то это станет серьезным прецедентом для Западного полушария.
В первую очередь под удар могут попасть интерактивные карты, созданные организацией Forensic Architecture во время длительных протестов в США и Колумбии. Карты были выпущены в рамках сотрудничества с Bellingcat.
Принцип работы платформы простой: зритель просматривает на специальной платформе видеоролики с фактами насилия со стороны полиции. Все видеозаписи собраны из социальных сетей и проходят «строгий процесс проверки». Проверка при этом проводится не правоохранительными органами, а независимыми журналистами и экспертами неустановленной квалификации.
«Проверяющие» при этом не подотчетны ни одной государственной структуре и не несут никакой ответственности за публикуемую информацию.
Новое законодательство может вынудить подобные медиаплатформы подчиняться каким-либо законодательным нормам. Монополия на модерацию контента и предоставление только одной версии истины станут труднореализуемы.
Последнее в данный момент не нужно никому – ни Coda Story, ни Bellingcat, ни заказчикам контента, поставляемого данными ресурсами.
Комментарии читателей (0):