Выбор Польши: подчиниться ЕС, дать себя купить или выйти из него

Невооруженным глазом видно, что в нынешнем ЕС не может быть и речи о какой-либо субъектной роли Польши
15 сентября 2021  13:10 Отправить по email
Печать

Канцлер Германии Ангела Меркель посетила Варшаву на следующий день после того, как Газпром объявил об окончании строительства «Северного потока — 2». Тема газопровода ожидаемо стала одним из пунктов переговорной повестки канцлера с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким. Но не только. Польское экспертное сообщество показало, что есть и другой вопрос, по которому Варшава готова вступить в клинч с Берлином и Брюсселем.

«Визит еще раз показал, что между Польшей и Германией существует глубокое недопонимание относительно газопровода «Северный поток — 2» и рисков, связанных с его строительством, — отмечает Dziennik Gazeta Prawna. — Во время пресс-конференции один из немецких журналистов спросил канцлера, сожалеет ли она о своей поддержке газопровода и не примет ли она другое решение, если ей придется снова решать этот вопрос. Меркель оставила вопрос без ответа, напомнив лишь, что правительство Германии поддерживает эти инвестиции, а интересы Украины будут обеспечены соглашением, заключенным между Германией и США». Впрочем, хотя в Варшаве говорят, что попробуют вмешаться в процесс сертификации «Северного потока — 2», эти заявления носят, скорее, ритуальный характер, и Польше предстоит выстраивать внешнюю политику с учетом факта существования газопровода и с новым немецким правительством. Но будет ли такое по силам правящей польской партии «Право и Справедливость» (PiS)?

Ранее на ИА REX: Варшава слишком переоценивает свое значение для ЕС

Немецкий политолог Кай-Олаф Ланг отмечает, что Польше и Германии не удалось создать «культуру спора». По его словам, «сегодня у нас кризис взаимных ожиданий», что «оборачивается многими упущенными возможностями». Например, безопасность Украины и «Северный поток — 2», говорит политолог, можно было оговаривать в соглашении между Варшавой и Берлином, а не США и Германией, как сейчас. Но недоверие к Берлину, характерное для «Права и Справедливости» лишь привело к тому, что «немецкая сторона уже устала от дальнейших споров». В этой ситуации правящая партия идет на новое обострение. Директор правительственного Польского института международных отношений (PISM) Славомир Дембский обвинил Меркель в том, что она «всегда искала компромисс в пользу Германии», это «привело к доминированию Германии в Европейском союзе, что представляет угрозу для всего интеграционного процесса», а сами «компромиссы не всегда были выгодны для Польши, как, например, в случае Лиссабонского договора или «Северного потока — 2».

Упоминание в негативном контексте действия Берлина в отношении Лиссабонского договора, нынешней неофициальной «конституции» ЕС, является еще одним убедительным свидетельством для тех, кто в нынешней политике «Права и Справедливости» видит политический процесс, финалом которого может стать выход Польши из состава Евросоюза. Хотя представители правящей партии отрицают вероятность Polexit, игра на противопоставлении «хорошей Польши» «плохому ЕС» постепенно влияет на умы польского общества. На днях телеканал TVN опубликовал данные социологического опроса, показавшего «заметные изменения в настроениях поляков по сравнению с прошлым годом». Поддержали пребывание Польши в Евросоюзе 81% респондентов, а в прошлом году их было 87%. «Определенно нет» и «скорее нет» выбрали 7% (в ноябрьском опросе — 8%). Наконец, у 12% респондентов нет мнения на эту тему, в прошлом году такой вариант выбрали 5% опрошенных.

Ранее на ИА REX: «Немцы продвигают свои интересы и пытаются манипулировать Польшей» – поляки обсуждают Polexit

Конечно, что касается идеологии PiS в отношении Европейского союза, она гибкая. Все может резко измениться, когда Варшава наконец получит обещанные ей средства из европейских фондов, прежде всего Фонда восстановления экономики после коронавируса. И тогда ЕС снова станет «лучшим другом» поляков. Вопрос в том, захочет ли заниматься выбиванием денег из Брюсселя новый немецкий канцлер, который придет вслед за Меркель. Ведь кризисные моменты в немецко-польских отношениях и с Брюсселем никуда не денутся, останется и недоверие. Как замечает главный редактор авторитетного в правой среде журнала Do Rzeczy Павел Лисицкий, «рано или поздно вопрос о членстве Польши в ЕС вернется, если нынешнее правительство не сможет с этим справиться, это сделает кто-нибудь другой. Невооруженным глазом видно, что в нынешнем ЕС не может быть и речи о какой-либо субъектной роли Польши. Страна стоит перед выбором: оказаться сломленной и подкупленной, подчиниться или признать, что цена послушания слишком высока, и тогда начнется серьезная дискуссия о выходе из ЕС».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

mashtaba33
Карма: 790
15.09.2021 14:53, #45989
24 июнь 2020 — по опросам 49%. итальянцев, хотят выхода из Евросоюза. Польша тут не исключение. Еще в 2019 году тоже где-то половина поляков считала, что им будет лучше вне Евросоюза... Если во Франции к власти придет Ле Пен, то и Франция заговорит о выходе. Против неомарксизма: правые в Эстонии начали кампанию за выход из ЕС... итд итд итд. Немецкая туповатость развалит союз...
Calm47
Карма: 155
15.09.2021 19:55, #45992
Выборов вроде как 3 и все плохие. Но в польском варианте подчиниться или дать себя купить это почти одно и то же. А выход из ЕС ведет к катастрофическим последствиям. Великобритания много сильнее, мощнее и опытнее. Но после выхода ее основная задача не развалиться на Англию, Шотландию, Северную Ирландию и Уэльс. А слабая Польша с ее гонором, глупостью и политической безграмотностью просто рассыпется.
mashtaba33
Карма: 790
16.09.2021 11:05, #45997
Выход Польши потянет за собой выход Венгрии из ЕС или Выход Венгрии потянет за собой выход Польши... так как причины недовольством ЕС в этих странах одинаковы. Британия протоптала дорожку и с худшими показателями: госдолг (85.4% от ВВП vs Польша (46.0% от ВВП), число британцев живущих ниже прожиточного минимума (24%) vs (Poland: 15.4%), запасы валютных резервов соответственно пости одинаковы (при большем населении Британии) $164.2 billion (31 March 2018) vs Poland: $113.3 billion (31 December 2017)
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть