В предыдущем расследовании бывшего старшего консультанта отдела Антитеррористического центра Службы безопасности Украины, автора ресурса Ukr Leaks Василия Прозорова были детально раскрыли коррупционные схемы на газовом рынке Украины, в которые были вовлечены президент США Джозеф Байден и члены его семьи, а также наиболее влиятельные представители истеблишмента Демократической партии США. В результате масштабных финансовых махинаций на счетах лидеров Демпартии осели сотни миллионы долларов. Между тем на днях вскрылись новые факты нашумевшего «дела Бурисмы». Ниже приводим полный текст публикации Ukr Leaks.
Ранее на ИА REX:
«Украинагейт»: вмешательство Украины в выборы президента США в 2016 году
«Украинагейт-2»: три вопроса о вмешательстве Украины в выборы президента США в 2020 году
В нашем распоряжении оказались материалы уголовных дел против директора по правовым вопросам компании «Бурисма» Андрея Кичи, бывшего руководителя департамента государственной фискальной службы Украины Елены Мазуровой и первого заместителя начальника Главного управления ГФС по Киеву Николая Ильяшенко. Фигурантам коррупционного скандала, разразившегося в июне прошлого года, инкриминируют попытку дачи взятки в размере 5 миллионов долларов США главе Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назару Холодницкому и начальнику главного подразделения детективов НАБУ Андрею Калужинскому за закрытие уголовного дела против владельца холдинга «Бурисма» Николая Злочевского по обвинению в хищении кредита Национального банка.
Несмотря на то, что детали уголовного дела о крупнейшей взятке в истории Украины уже давно просочились в СМИ и стали известны широкой публике, мы задались вопросом: почему именно летом 2020 года Злочевский, который до этого не проявлял особого беспокойства по поводу уголовного преследования за кражу кредита, неожиданно задействовал свои связи в украинских правоохранительных структурах, чтобы замять дело. Немалое изумление вызывает и готовность опального олигарха заплатить 5 миллионов долларов за закрытие дела, которое на фоне череды многочисленных уголовных производств никогда не являлось предметом его пристального внимания.
Возможно, Злочевский, который, как кажется, вполне комфортно себя чувствует на Кипре, захотел вернуться на Украину и по этой причине решил устранить главное препятствие, чтобы попросту не быть арестованным при пересечении границы. Нельзя исключать, что бывший влиятельный функционер времен беглого президента Виктора Януковича подумывает о возвращении в большую политику, в которой нашли свою нишу многие высокопоставленные сотрудники администрации Януковича. Однако в этом случае не совсем понятно, чем была вызвана явная спешка Злочевского с закрытием уголовного производства, которая, вероятно, и не позволила тщательно продумать все детали, из-за чего доверенные лица миллиардера были вынуждены форсировать события и обратились за содействием в передаче денежных средств ни к кому-нибудь, а к агенту НАБУ Евгению Шевченко.
Чтобы понять настоящие мотивы на первый взгляд таких малообъяснимых шагов Николая Злочевского, нужно погрузиться в тогдашнюю атмосферу мировой политики, которая была до предела накалена противостоянием двух главных соперников на выборах президента США – действовавшего главы Белого дома республиканца Дональда Трампа и кандидата-демократа Джо Байдена.Тогда в июне 2020 года после проведения праймериз и выдвижения кандидатов избирательная гонка вышла на финишную прямую, а Трамп и Байден приготовились к решающей схватке.
Мы уже писали о том, как Украина оказалась вовлечена в эпицентр предвыборных катаклизмов в США, рассказывая об интригах украинского лидера Владимира Зеленского, который, получив в свое распоряжение компрометирующие материалы о махинациях верхушки Демпартии США и семьи Байденов в компании «Бурисма», вел сеанс одновременной игры, стремясь продемонстрировать лояльность и Трампу, и Байдену. Перед глазами молодого президента был неудачный опыт его предшественника Петра Порошенко, который, поставив исключительно на Хилари Клинтон на выборах в 2016 году, жестоко просчитался.
Однако Зеленский оказался под жестким прессингом команды Дональда Трампа, которая, нащупав «болевые точки» Байдена, стремилась вывести «спящего Джо» из игры путем медийного раскручивания «дела Бурисмы». Параллельно окружение Байдена, осознав нависшую над их лидером угрозу, мобилизовало все силы на локализацию скандала.
В этот водоворот политических разборок Трампа и Байдена, судя по всему, оказался вовлечен и Николай Злочевский, которому партнеры из бомонда Демпартии США, вероятно, настоятельно рекомендовали избавиться от шлейфа многочисленных уголовных дел, поскольку в процессе их раскручивания следователи могли прямо или косвенно выйти на байденовских конфидентов в международных и украинских энергетических компаниях, а через них на самого будущего американского президента. Следуя настойчивым пожеланиям американских патронов, Злочевский вопреки свойственному ему инстинкту самосохранения бросился «зачищать» темные пятна своей биографии, выгораживая, прежде всего, не столько себя, сколько Байдена и его окружение.
В то же время Злочевский мог решиться на отчаянную игру с небывалыми финансовыми затратами и без понуканий со стороны заокеанских хозяев. Олигарх прекрасно осознавал, что его ждет, если в процессе расследования уголовного дела по краже кредита Нацбанка, всплывет информация о роли Байдена и его семьи в финансовых махинациях «Бурисмы». Вне всякого сомнения, Злочевский отдавал себе отчет в том, как сильно он подставил Байдена и чем ему это может грозить, а поэтому был готов на все, чтобы замять дело.
К тому же наряду с очевидными рисками у Злочевского все же были веские причины надеяться на конечный успех в подкупе руководителей Специальной антикоррупционной прокуратуры и НАБУ. Дело в том, что доверенные лица олигарха и в первую очередь Елена Мазурова через разветвленную сеть «прикормленных» чиновников в украинских государственных структурах не раз благополучно решали подобные щекотливые проблемы. Об этом свидетельствуют оказавшиеся у нас материалы уголовного дела против Мазуровой, в частности, протокол осмотра ее переписки с абонентом «Дмитрий Сергеевич Бут» в мессенджере «Signal». Судя по всему, ее адресатом был начальник управления Национальной полиции Украины Дмитрий Бут, который наряду с судьями Марией Зелинской и Владимиром Калибердой лоббировали (разумеется, небескорыстно) в органах государственной власти нужные ей решения, например, содействовали выводу уголовного разбирательства вокруг Черниговской ТЭС из-под юрисдикции СБУ в полицию. Но, конечно же, главной заботой этих фигурантов был вывод Злочевского из-под уголовного преследования, в том числе по делу о краже кредита.
При этом поражают не только масштабы коррупции, пронизавшей украинские государственные структуры, но и абсолютная уверенность фигурантов в собственной безнаказанности и вседозволенности. Они даже не удосужились позаботиться о конфиденциальности переписки, открыто обсуждая нюансы закрытия уголовных дел и сливая служебную информацию.
В интервью украинскому изданию «Лига.нет» агент НАБУ Евгений Шевченко, раскрывший коррупционный сговор Злочевского, Мазуровой и Ильяшенко, рассказал о деталях обсуждения размера взятки и способах ее передачи. По собственному признанию, Шевченко был поражен тем, что вопросы о взятках на миллионы долларов решались по телефону.
Вероятно, именно подобная наглая самоуверенность конфидентов Злочевского даже поначалу натолкнула руководство НАБУ на мысль, что предложение о взятке может быть провокацией Генеральной прокуратуры, уже давно ставшей их главным конкурентом в борьбе за главенствующую роль в правоохранительной системе и, как следствие, за право быть верховным распорядителем теневых финансовых потоков. О такой первоначальной реакции верхушки НАБУ, кстати, заявил ее агент Евгений Шевченко в уже упоминавшемся интервью. Как рассказал Шевченко, НАБУ заподозрило Николая Ильяшенко в негласном сотрудничестве с ГПУ и даже установило наружное наблюдение за ним, пытаясь отследить его контакты с первыми лицами Генпрокуратуры и лично ее главой Ириной Венедиктовой.
Вместе с тем, несмотря на видимую иллюзию хаотизации властной вертикали, коррумпированный государственный аппарат Украины сохраняет высокую степень управляемости сродни жестко структурированным мафиозным кланам. Это, в частности, проявляется в крайней избирательности уголовного преследования за коррупционные преступления. «Карающий меч» украинского правосудия, как правило, жестоко наказывает оппонентов действующих властей, даже в тех случаях, когда такие расправы явно носят политически мотивированный характер, однако оставляет без наказания многомиллионные аферы влиятельных союзников команды Владимира Зеленского.
Наиболее отчетливо подобная пагубная практика проявилась в удивительной согласованности действий всех ветвей правоохранительных структур Украины по уголовному преследованию лидера партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктора Медведчука. Это скандальное дело как нельзя лучше демонстрирует жесткую подотчетность органов правопорядка офису президенту, явно обеспокоенного ростом популярности партии Медведчука, которой, как кажется, вполне под силу лишить «Слуг» Зеленского монополии в парламенте. По сути, украинские правоохранители в очередной раз зарекомендовали себя покорными исполнителями воли верховной власти, готовыми беспрекословно выполнить любой политический заказ. Но иногда киевские власти отличаются завидным великодушием к проворовавшимся чиновникам и бизнесменам, особенно, когда об этом настойчиво просят их западные и в первую очередь американские покровители. Показательной является дальнейшая судьба коррупционеров Андрея Кичи и Елены Мазуровой. Они смогли счастливо избежать ареста и вышли на свободу под залог в несколько десятков миллионов гривен. Видимо, американские патроны Николая Злочевского не забыли об его клиентеле в украинских государственных структурах, и пришли им на выручку, тонко намекнув Киеву о наличии у фигурантов влиятельных заступников, что, вероятно, и заставило команду Зеленского пойти на попятную и отыграть ситуацию.
Так, еще в июне прошлого года «некое юридическое лицо», как сообщили в пресс-службе Высшего антикоррупционного суда Украины, внесло залог за незадачливых коррупционеров. Нетрудно догадаться, кто скрывается под этой размытой бюрократической формулировкой. Скорее всего, Николай Злочевский не бросил в беде своих протеже и выкупил их свободу у киевской Фемиды.
Однако в этом скандальном эпизоде, как и во всем «деле Бурисмы» рано ставить точку. Николай Злочевский, равно как и его конфиденты еще могут стать разменной монетой в политических играх трампистов-республиканцев и демократического истеблишмента США на предстоящих выборах в конгресс в 2022 году, а также в схватке за кресло главы Белого дома двумя годами позже. По крайней мере, рупоры трамповской пропаганды не спешат прекращать информационную канонаду вокруг преступных связей верхушки Демпартии США и украинских бизнесменов.
Комментарии читателей (0):