Таможня Польши близ границы с Литвой, в пункте пропуска Будзиско, задержала латвийский грузовик с полумиллионом пачек сигарет белорусского производства. Контрабандный груз оценён в 7,5 млн злотых (почти $2 млн).
«Если бы контрабанда была незаконно продана, то государственная казна потеряла бы более 12 миллионов злотых», — констатировала Krajowa Administracja Skarbowa из польской Подляски.
По запросу районной прокуратуры водитель грузовика был арестован на 3 месяца. Ему грозит тюремное заключение сроком до 10 лет, сказано в распространённом 12 мая официальном сообщении.
До этого, 7 мая, польская погранслужба сообщила о рекордном улове белорусских контрабандных сигарет — 2,5 млн пачек стоимостью 37 млн злотых ($10 млн). Нелегальная поставка была выявлена в Тересполе при проверке прибывшего из Белоруссии поезда. Она была замаскирована в трёх контейнерах под видом минеральных удобрений и топливно-нагревательных элементов (ТЭНов). Предотвращённый ущерб оценён в 60 млн злотых.
Ещё ранее, 5 мая, польская таможня сообщила об изъятии 653 тыс. пачек белорусских сигарет. Рыночная стоимость их составила 9,7 млн злотых (более $2,5 млн). Замаскированы они были в минеральной вате, которую из Белоруссии везли в Германию.
Аналогичные изъятия зафиксировали литовские таможенники. Так, в сообщении литовских таможенников от 26 апреля сказано о выявлении на пункте пропуска «Бенякони — Шальчининкай «контрабандного груда белорусских сигарет на 1,7 млн евро. Они были замаскированы под груз древесно-стружечных плит (ДСП) и выявлены рентгеном.
«Непонятно, что — высокомерие ли, недостаток воображения или отчаяние заставили контрабандистов дважды за пару дней попытать счастья точно таким же образом, чтобы привезти в Литву огромное количество сигарет, — иронично констатировали литовские таможенники. — В ночь на 17 апреля гражданин Белоруссии, прибывший в Шальчининкай на грузовике Scania, заявил, что намерен перевезти ДСП транзитом через Литву. Таможенники решили проверить груз — ведь пару дней назад на посту Райгардас точно на тех же панелях были обнаружены укрытия на внушительные 400 тысяч контрабандных пачек сигарет».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Затем 29 апреля на посту Мядининкай была выявлена ещё одна крупная партия «белорусского контрабаса». При попытке досмотра прибывшего из Белоруссии грузовика водитель сбежал, оставив даже ключи в замке зажигания. По предварительным оценкам, в деревянных панелях было спрятано около 350 тыс. пачек сигарет на 980 тыс. евро.
В сообщении от 3 мая литовские таможенники проинформировали об изъятии на железнодорожной станции Вайдотай 31,5 тыс. пачек (61 коробка) белорусских сигарет. Они были замаскированы в удобрениях фирменной цистерны «Беларуськалий» поезда, следовавшего из Белоруссии в Клайпеду. В официальном сообщении отмечено: «Стоимость такого груза в Литве с налогами составляет почти 112 тысяч евро».
Очевидно, отдельные коробы на беспилотниках, не говоря уж о блоках сигарет в запасках автомобилей, в официальные сообщения не попадают. Контрабандные поставки вышли на качественно новый уровень.
Белорусские контрабандисты демонстрируют обстоятельный, государственный подход к делу. Совершенно ясно, что сотни тысяч пачек сигарет незаметно и быстро могут приобрести не только лишь все. При этом финансовый вопрос — второстепенный, учитывая размах, возможность доступа к вагонам госкомпании «Беларуськалий», партиям ДСП или минеральной ваты в объёмах для загрузки автопоезда.
Несколько лет назад белорусские спецслужбы отлавливали контрабандистов, закапывавших на ходу поездов в вагоны с углем коробки с сигаретами. Промышляли этим при поставках в Латвию мелкие группы, согласованно действующие с обеих сторон границы.
То, что с апреля происходит на границах с Польшей и Литвой — это не просто на порядки большие деньги, но и очень хорошая организация трансграничной преступности. Гостаможкомитет Белоруссии и МВД почти четверть века позиционировали себя очень эффективными борцами с контрабандой и верными партнёрами Евросоюза в этом деле.
ЕС направлял официальному Минску многомиллионную помощь на закупку техники и оборудования, обустройство погранпереходов и прочие нужды, связанные с решением общих проблем. Государственная пресса Белоруссии пестрела сообщениями об успехах борьбы с нелегальной миграцией, контрабандой оружия, сигарет и прочих товаров. Одно время белорусские пограничники в административном восторге даже замеряли уровень топлива в бензобаках выезжающих автомобилей, помогая не упустить выгоду европейским друзьям и партнёрам.
Всё кардинально изменилось с августа 2020 года, когда Евросоюз осудил фальсификацию президентских выборов в Белоруссии и не признал Александра Лукашенко законным правителем. Многомиллионная помощь официальному Минску по программам ЕС была перенаправлена прозападной оппозиции в Белоруссии.
В конце прошлого года Евросоюз применил к белорусским чиновникам и пропагандистам, госпредприятиям и аффилированным с ними бизнес-структурам «неолигархов» три пакета санкций. До конца мая ожидается принятие четвёртого пакета санкций, который ещё сильнее ухудшит хронически «непростое» положение в белорусской экономике. На прошлой неделе об этом заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Лукашенко ответил на санкции ЕС угрозами свернуть транзит с прибалтийского направления и перенаправить белорусские грузы через российские порты. Действительно, часть белорусского экспорта в Западную Европу пошла через Усть-Лугу. Однако порты Латвии и Литвы по-прежнему востребованы белорусскими грузоотправителями. Импорт в Белоруссию через них идёт. Чиновничьи угрозы остались угрозами.
Ещё одно направление страшной мести — угрозы перекрыть транзит из ЕС в Россию и далее в Евразию. В условиях пандемии пассажиропоток сократился сам собой, а рост грузопотока БЖД и другие белорусские госкомпании приближают, как Константин Рокоссовский, — победу над германским фашизмом. Кстати, этого славного сына польского народа и маршала двух армий недавно записали в пантеон «славных белорусов».
Глава белоруской дипломатии Владимир Макей угрожал свернуть сотрудничество с западными и прозападными НКО, лишить их госрегистрации в Белоруссии и даже закрыть ряд белорусских посольств с прочими загранучреждениями. Действительно, необходимость прекращения деятельности организованных групп бездельников и демагогов под официальным и неофициальным прикрытием МИД Белоруссии давно назрела и перезрела. От отправки на вольные хлеба «батькиных экспертов» из откровенно фейковых структур выиграют налогоплательщики не только ЕС, но и Белоруссии.
США и ЕС особо не огорчатся, если на сессиях ПА ОБСЕ представители официального Минска проголосуют не так, как в 2017 году — против России. Одним голосом меньше, принципиально это ничего не меняет.
Совершенно нелепо, откровенно анекдотично выглядят инициированные Александром Лукашенко санкции против Запада, введённые в действие с мая. Оформлены они президентским указом № 128 от 30 марта «О применении специальных мер», а также правительственным постановлением № 240 от 23 апреля с таким же названием. Санкции введены на полгода в отношении трёх групп западных компаний.
При ближайшем рассмотрении пафосно заявленного санкционного удара оказалось, что белорусская бюрократия не только выстрелила себе в ногу, ударив по интересам белорусских торговцев и потребителей бюджетного сегмента, но и нанесла ущерб союзникам. В частности, под удар попали российские товаропроизводители автомобилей чешской марки, принадлежащей германскому автоконцерну (при этом дилеры немецких автомобилей не пострадали). Председатель белорусского совмина Роман Головченко 2 мая публично заявил, что санкции в отношении российских товаропроизводителей одобрили главы правительств ЕАЭС, в том числе Михаил Мишустин.
Военная угроза от Белоруссии не исходила и не будет исходить, наверное, никогда. Такой жупел необходим украинской СБУ и генералам НАТО для сохранения своих должностей и обоснования высоких званий с соответствующими им знаками тщеславия, поддержания военных расходов на содержание штатных единиц и, конечно же, коррупционных кормушек.
Что действительно представляет не критичную, но всё-таки угрозу для Запада с белорусского направления, так это проблемы трансграничной преступности. Очевидно, у регулярно отправляемых из Белоруссии контрабандных грузов были не только получатели в ЕС, но и реаниматоры, и прикрывающие их деятельность коррупционеры.
По факту ГТК Белоруссии не справляется с ранее взятыми на себя обязательствами или соучаствует в контрабандных схемах — в этом возможно разобраться. Однако, вне зависимости от итогов расследования, уже созданы условия для создания новых рабочих мест в пограничных и таможенных службах граничащих с Белоруссией стран ЕС. Предсказуемо расширят сметы и запросят новые полномочия спецслужбы.
Поэтому нет худа без добра: на каждый выявленный миллион евро «белорусского контрабаса» Варшава, Вильнюс и Рига получат от «Старой Европы» кратно больше. Не исключено, что и Киеву что-то перепадёт.
Кстати, Белоруссия до сих пор не вышла из программы ЕС для постсоветских лимитрофов «Восточное партнёрство». Не отказался официальный Минск и от сотрудничества с НАТО. Снизились, но не прекратились контакты со специализирующимися на «сдерживании России» аналитическими центрами США, Британии и ЕС.
Не прекратились поставки белорусской контрабанды в Россию. Поставки «белорусских креветок» с 2014 года давно стали притчей во языцех. При этом стремительно набирает популярность новый тренд — нелегальные поставки в российские регионы белорусских сигарет.
Мемом стала парочка недосогласованных «дорожных карт», третий год осложняющих реализацию только экономической части подписанного аж в 1999 году договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Про гуманитарную интеграцию Лукашенко отказывается даже разговаривать. Многолетняя неспособность отменить роуминг между двумя частями Союзного государства, и даже придумать для этого недогосударства свою оригинальную символику не находят никакого иного объяснения, кроме как искусственно созданных препятствий.
Таким образом, персонифицированная белорусская проблема стала общей для ЕС и РФ. Брюссель и Москва принципиально расходятся в понимании путей её решения. Пока эти противоречия сохраняются, Лукашенко будет пытаться на них играть, периодически применяя доступные ему меры воздействия, открывая ранее табуированные источники дохода.
Комментарии читателей (8):
Если сложить всё в кучку, то можно прийти к выводу, что:
- литовская таможня что-то недоговаривает, ни разу не упомянув о том, кто является получателем товара в Литве/Польше. Если бы следы вели к Лукашенко, можно представить, какой бы вой подняли Вильнюс и Варшава. А так - гробовая тишина;
- контрабанда сигарет литовцами и поляками будет продолжаться и дальше, потому что при такой фантастической марже потеря нескольких фур - крайне несущественная потеря
Хотя, зная, что такие дела НИКОГДА не делаются только одной стороной, а ВСЕГДА в этих махинациях задействуются люди с обеих сторон, т.е. не только со стороны страны-получателя , но и со стороны страны-отправителя - А ИНАЧЕ НИКАК, потому что вся схема полетит к лешему при первой же попытке такого провоза - то есть очень большая вероятность в том, что ЕСЛИ НАЧАТЬ КОПАТЬ ПО-СЕРЬЁЗНОМУ, ОБЪЕКТИВНО И ГЛУБОКО, то, вот, голову даю на отсечение, в Белоруссии тоже обнаружатся соучастники всей этой схемы, и я бы даже сказал, что ОЧЕНЬ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЕ СОУЧАСТНИКИ, которые именно сейчас и решили, несмотря ни на что, сплавить на Запад как можно больше товара, ПОТОМУ ЧТО ЧТО-ТО ЗНАЮТ И БОЯТСЯ, ЧТО ПОЗЖЕ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ УСПЕЮТ СДЕЛАТЬ!!!
По вашему второму пункту. Естественно, если на табачную фабрику прийдет покупатель типа Мони или меня, то у руководства фабрики, конечно, могут возникнуть вопросы по поводу покупки на 2 ляма баксов. И, естественно, ни вам ни мне табачная фабрика ни одной пачки сигарет не продаст хотя бы потому, что с физлицами она не работает. Но если в качестве покупателя выступит какая-нибудь фирмочка (даже однодневка, созданная теми же пшеками/литовцами/немцами/испанцами), то никаких законных оснований в отказе от заключения сделки нет.
А значит, все вопросы, сформулированные в моем посте выше, остаются в силе.
"В сообщении от 3 мая литовские таможенники проинформировали об изъятии на железнодорожной станции Вайдотай 31,5 тыс. пачек (61 коробка) белорусских сигарет. Они были замаскированы в удобрениях фирменной цистерны «Беларуськалий» поезда, следовавшего из Белоруссии в Клайпеду."
Обращчу Ваще винимание ЫСЧО РАЗ ОТ НА ЕНТО ОТ: "Они были замаскированы в удобрениях фирменной цистерны «Беларуськалий»..."
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи...
И Ви таки мине хотите сказать, щчо у Белоруссии НИХТО ВАЩЕ НИ ПРИ ЧЁМ, да?!
"А шо я?! Яааааа... Это... Ваще... Тут... Этахго... Нууууу - тахго... Ниииичёоооо не знааааю, нииичёоооо не виииидел, ниииичёоооо не слыыыыышал. И ваще - я белый и пушистый, як январский снехг!"
Да, Феликс Эдмундыч?
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи...
1. Я утверждал, что ни г-н Лукашенко, ни госструктуры не имеют никакого отношения к данной схеме. В противном случае об этом бы сейчас трубила вся Эуроппа, обличая "кровавый режим".
2. В данном случае мы имеем классический пример интернационального мафиозного синдиката, в существовании которого заинтересованы больше общечеловеки. Именно поэтому основные европейское бенифициары данной схемы и не раскрываются ни литовской, ни польской стороной. Но что-то мне подсказывает, что довольно скоро мы имеем шанс узнать о них (хотя я, как и любой другой человек, могу ошибаться).
Скажем так.
С первым пунктом Вашего последнего комментария я не соглашусь от слова "совсем".
А, вот, со вторым - соглашусь абсолютно и полностью!
Надеюсь, вы можете подтвердить документально это ваше утверждение.
З.Ы. Сейчас скучаю в отпуске. Могу позволить себе поразвлекаться.
А что - для моего НЕсогласия ОБЯЗАТЕЛЬНО нужны факты, что ли?
Кошмар какой, хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи...
Это просто моя ЛИЧНАЯ точка зрения, основанная НА МОИХ ЛИЧНЫХ взглядах и МОЁМ ЛИЧНОМ жизненном опыте! И я не собираюсь никому ничего доказывать!
Вопрос - ЗАЧЕМ?!