Ровно через пять лет после масштабного сноса ларьков правительство России объявило о планах активного развития малоформатной розничной торговли. В стране появятся новые рынки и ярмарки, которые, как рекомендовал премьер-министр Михаил Мишустин, должны появиться в наиболее удобных и многолюдных местах городов.
В истории, как известно, всё движется по спирали, однако сейчас вращение ускорилось до неисторических интервалов. Совсем недавно, в ночь на 9 февраля 2016 года, в Москве строительная техника уничтожила множество объектов несанкционированной торговли. Массовый демонтаж ларьков, павильонов, а иногда и целых строений острые языки назвали «ночью длинных ковшей».
Впрочем, случившееся поставило лишь жирную точку в череде менее заметных событий, закрутивших разболтавшиеся гайки розничной торговли. Место лихих базаров из 90-х захватили сети, тотально вытесняя из розницы тех, кто не выдерживал конкуренции. И не все, кто лишился работы, нашли новое место на рынке труда.
И вот, ровно через пять лет, как по закладке в календаре, 9 февраля 2021 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин рекомендовал регионам оказать содействие розничной торговле, открыть новые рынки и ярмарки в многолюдных местах.
«Подписано распоряжение, которым регионам рекомендовано содействовать организации розничных рынков и ярмарок — безусловно, исходя из эпидемиологической ситуации в регионе и рекомендаций санитарных врачей. Необходимо создать максимально благоприятный режим для тех, кто продаёт продукты питания со своего огорода или из фермерского хозяйства. Выделять им удобные места для развозной торговли, устранять административные барьеры, помогать с получением разрешений и оформлением договоров. Такая поддержка позволит продавцам сельскохозяйственной продукции быстрее восстановить и развивать свой бизнес, а покупателям — приобретать качественные продукты питания по невысоким ценам и недалеко от дома», — заявил Мишустин на совещании с заместителями.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В целом регионам рекомендовали обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, увеличить количество рынков, ярмарок и торговых объектов.
Почему правительство идёт на эти меры? Во-первых, чтобы вернуть к жизни малый бизнес, который после «ночи» и сопутствовавших событий переживал не лучшие времена. Розничная торговля — это основное направление для малого бизнеса в любой стране. Во-вторых, эта мера позволяет поддержать рынок труда, по которому ударила пандемия. Торговля имеет нескончаемые возможности множить вакансии, и сейчас это как никогда кстати. В-третьих, мера может поддержать местных производителей, которым сложно пробиться в монополизировавшие рынок сети. Отчасти об этом говорит акцент, сделанный Мишустиным на местах для торговцев продукцией с собственных хозяйств — фермеров и садоводов. Наверняка преференции получат и другие местные производители.
Можно ли говорить о смене курса, грядущих проблемах сетей и политических потерях мэра Москвы Сергея Собянина, вставшего когда-то во главе атаки на несанкционированный бизнес? Пока о таких последствиях говорить нельзя. Текст рекомендаций носит общий характер, и последующие изменения не совсем видны. Кроме того, новая мелкая розница вряд ли сможет восстановиться по прежним лекалам. Местами торговли станут не самострои, а выделенные властями зоны торговли, внутри которых можно соблюсти порядок. Уже не существует и прежней системы закупок, крупных оптовых складов, которые умерли вместе с нелегальной торговлей. Очевидно, что взаимосвязи будут создаваться по новым принципам. И пока масштабы не вырастут до ощутимых объёмов, торговым сетям нет смысла думать об угрозах утерянных выручек.
Как может выглядеть восстановление мелкой розницы? По всей видимости, речь, в первую очередь, идёт об уличной торговле, например, о рынках выходного дня. Возможно, предстоит их укрупнение и развитие. Например, в некоторых городах специально для торговцев перекрывают проходные улицы, и вместо потока автомобилей выстраиваются лотки и палатки. Не исключено, получат развитие проекты, наподобие продовольственных или фермерских рынков в районах городов или гастрономического квартала, открытого в центре Москвы. Скорее всего, от региональных и муниципальных властей в правительстве РФ ожидают изобретательности и нестандартных решений, которые позволят решить сразу несколько задач.
Комментарии читателей (1):
Это архикруто, при том, что "В 2021 год не все заемщики вступили с приличной личной кредитной историей. Как сообщает издание «Известия», ряды злостных неплательщиков по займам пополнились на 2,4 млн человек. Всего в 2020 году приставы рассмотрели 12,9 млн дел о взыскании кредитной задолженности. Сумма долгов в результате судебных решений о взыскании долгов в пользу банков за год увеличилась незначительно — на 100 млн рублей, составив 2,7 млрд. В ЦБ РФ отметили, что доля просроченных кредитов выросла на 1,5% составив 9%. Показатель, по мнению регулятора финрынка, является не критичным. При этом эксперты, опрошенные изданием, говорят, что реальную картину последствий пандемийного 2020 года только предстоит увидеть" и "Сейчас причины неплатежей, говорит эксперт, носят достаточно объективный характер: 70−80% дефолтов связаны с финансовыми трудностями и снижением дохода граждан. На текущий момент порядка 8 млн заемщиков имеют просрочку объемом почти 900 млрд рублей. В среднем ежегодно их количество увеличивается на 500 тысяч. Пока не понятно, сколько граждан смогут продолжать качественно обслуживать долг после окончания послаблений"
Очевидно, что для ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО улучшения состояния дел в экономике необходимо поднять платежеспособность и доходы населения, а не заниматься борьбой со следствиями в уже привычном режиме