Пресс-конференция Владимира Путина началась с обсуждения проблем в здравоохранении и экономике. Почему растут цены, возникает дефицит лекарств, имеет место задержка с выплатами медикам и доступом к врачам. И если с медицинскими проблемами успевают оперативно разбираться, то в экономике нельзя списать наши недоработки на объективное падение спроса от эпидемии.
Президент отметил: количество зерна и семечки в России выросло, но почему выросла цена на макароны и растительное масло? Повлиял рост цен на зерно на внешних рынках, но внутренние цены не должны следовать за мировыми. Предотвратить их скачок можно было за счёт экономических мер реагирования — поднять экспортные пошлины.
То, что задачи Министерства экономики вынужден решать в режиме ручного управления президент, говорит об отсутствии работающего механизма контроля над ценами, хотя все институты для этого созданы. Однако они в большей степени ориентированы на защиту прибылей корпораций. Социальные аспекты роста цен не входят в их компетенцию.
В информационном пространстве усилиями журналистов сложилось мнение, что социальные проблемы — это популизм и опасная для экономики раздача денег. Потому приоритет должны иметь именно интересы бизнеса, так как он создаёт рабочие места. То, что социальные проблемы — это не только бюджетные затраты, но в первую очередь платёжеспособный спрос населения, прямо определяющий состояние экономики, игнорируется.
Интересы бизнеса не могут быть приоритетом государственного управления — это чревато диктатурой крупного капитала. Но балансировка интересов бизнеса и общества не может быть заложницей личных качеств какого-либо министра. Это задача работающих институтов, для оптимизации которых требуется совершенствование законодательной базы.
Во многом эти возможности расширяются именно в результате конституционной реформы. В. Путин правильно сказал: мы больше не можем позволять нашим руководителям этого не делать. Готовы ли руководители это понимать — вопрос другой.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако институты ориентируются в своей работе на политические установки, которые являются идеологией, независимо от того, насколько это признаётся вслух. Когда министры профильных ведомств принимают решение в сложных ситуациях, они стараются делать это в рамках идеологических приоритетов политики. В России эти приоритеты сложились, опираясь на рыночную догматику 90-х, где планирование неприемлемо, главными субъектами являются корпорации, а вмешательство в их деятельность является едва ли не диверсией.
В результате возникают именно такие ситуации, когда ФАС не может обуздать могущественных монополистов, вздувающих цены и торгующихся с правительством, а Минэкономразвития просто не имеет инструментов гармонизации отраслевых диспропорций. Ведь можно выставить заградительные пошлины на экспорт семечки, масла, зерна и мяса, но важнее устранить инфляционные факторы их себестоимости. А это уже конфликт с монополистами энергетики.
Этот конфликт более высокого уровня, это уже не просто политика, а доктрина развития экономики. Сейчас этот конфликт проявил себя в споре Силуанова с Белоусовым по поводу механизма финансирования проектов в добывающих отраслях, ориентированных на более глубокую переработку сырья с целью экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью. Или о споре РСПП с Белоусовым по поводу строительства новых ТЭЦ на Дальнем Востоке, где бизнес возражает против малой надбавки на тариф за электроэнергию для промышленности.
Речь о том, чтобы возложить на бизнес нагрузку по формированию фонда для строительства четырёх ТЭЦ, пуск в действие которых значительно снизит себестоимость электроэнергии и разовьёт инфраструктуру БАМа и Транссиба. Прибыли получит тот же бизнес.
Но наши промышленники и предприниматели хотят всего здесь и сейчас. Больше, но завтра, для них неприемлемо. Аппетиты бизнеса велики, им много прибыли никогда не бывает. Идёт настоящая идеологическая борьба, принимающая форму политического конфликта.
Именно волевым вмешательством государства в сферу инвестиций и тарифов можно решить проблему себестоимости для сельского хозяйства. Пропадёт инфляционное давление на себестоимость, толкающее сельхозпроизводителя на внешние рынки в поисках спекулятивной выгоды. Тарифные барьеры здесь последнее звено обороны, и не самое главное и оптимальное.
На первом месте стоят изменённые политические приоритеты, именно они реализуются в экономике, снижая цены на потребительском рынке и повышая в итоге рейтинг власти не у бизнеса, а у избирателей. Никакие уступки бизнесу не делают его лояльным и довольным жизнью. Нужно не идти у него на поводу, а менять правила поведения. Бесконфликтно сделать это не получится, а времени на уклонение от этого конфликта уже нет, иначе он перейдёт в неуправляемую деструктивную стадию.
Впрочем, В. Путин почти прямо об этом заявил, сказав, что многие вещи раньше делать было невозможно, а сейчас для них пришло время. И хотя речь шла о более узком вопросе конституционной реформы, все понимают, что на самом деле изменения коснутся всей политической практики, влияющей на экономику. По сути, начинается глубокая структурная и системная реформа того, что было создано за последние 30 лет.
И это не проблема борьбы кланов за сохранение позиций, как думают многие эксперты и обыватели. Это проблема среды, в которой те или иные кланы будут функционировать. Нынешним кланам хотя бы отрезаны пути на Запад, и им есть, что защищать дома под лозунгом суверенитета. Здесь их корысть совпадает с национальным интересом.
А как поведут себя новые, пришедшие на смену, у кого ещё ничего нет, и которые лишь устремятся к обогащению? Будет ли для них важен тезис суверенитета? Или они вернутся к 90-м, когда путь к богатству обуславливался исключительно компрадорской присягой на верность глобалистам США? Вот где лежит главная проблема трансфера, а не в области ротации кланов, от которых все якобы устали.
Те, кто пережили 90-е, помнят, как они «устали от коммунистов». И потому приветствовали Гайдара и Чубайса. И помнят тот ужас, который возник при первых их практиках, о которых мы понятия не имели. Далеко не всегда смена кланов у власти влечёт за собой улучшение состояния народа. Не потому, что не на тех поменяли, а потому, что главное не в этом.
В российском трансфере важна не форма, а содержание. Как сказал Путин о своей мотивации реформы Конституции: «Пойдёт ли это на пользу России?» Не случайно начали с изменения законов. Кланы или под них подстроятся, или исчезнут. Главное — чтобы это было на пользу России.
Комментарии читателей (2):
По-пэршэ, несмотря на возможьные протэсты некоторых коммэнтаторив, приведу парочку постов из любимой усеми тележи, тому щчо воны, як нихто друхгий, ооооооченно хорощо характеризують те ощчущчения которые мнохгие из нас, тасссазать, простых хглубинных хграждан, испитують описля прощедщей прэсс-конфэрэньции, оооооооот, знаица.
А посты такие.
Пост, знаица, из ТГ-канала "Т - 34":
"В прицеле:
- Владимир Путин.
@Alekhin_Telega Пар не выпущен. Именно так можно охарактеризовать встречу президента с журналистами. Она не дала ничего нового населению, общество не получило чётких ответов ни на один вопрос, боли не были сняты.
@sorok40russia Пресс-конференция не стала событием, подводящим итоги тяжёлого года. Она стала событием, через которое одни башни наезжали на другие и решали свои бизнес-интересы, используя президента.
@vizioner_rf Многие разочаровались, увидев в пресс-конференции лишь психотерапию - для народа. Никто не увидел другую психотерапию – самой верховной власти после серьёзнейшей попытки её делегитимации.
@rus_demiurge Путин выглядел, как всегда, спокойным, взвешенным и уверенным, главное - вполне здоровым, что особенно важно, так как кривотолками на эту тему переполнены медиа и интернет.
@generalsvr Да, формат и продолжительность пресс-конференции должны были показать адекватность и цветущий вид, но не обманывайтесь.
@obuhovpro Решение Путина о выплате по 5 тыс. руб. «под ёлочку» для родителей с детьми до 7 лет - главный психотерапевтический гвоздь пресс-конференции.
@realdemo Новые выплаты на детей больше похожи на традиционную раздачу милостыни во время очередного хождения царя в народ, чем на внезапное очеловечивание системы.
@golosrn Более 100 000 семей подали заявку на получение данной выплаты в течение двух часов после объявления. В построенной Путиным реальности $69 оказались важной суммой для огромного числа людей. Что это как не провал социально-экономической политики РФ?
@plutovstvo007 Решение президента о «новогодних выплатах» противоречит концепции «адресной» социальной помощи, которую исподволь внедряет правительство. Это создаёт у людей ненужные иллюзии.
@kremlin_mother_expert Эпоха путинского популизма закончилась: теперь это обычный авторитаризм, опирающийся на бюрократию.
@politforum Аббас Галлямов: В стране всё идёт хорошо; лучше, чем в других странах, поэтому по-крупному ничего меняться не будет. Эта идея определит и действия власти на ближайшую перспективу.
@proektkino Из пресс-конференции ясно, что стратегия власти на все проблемы: «Рассосётся всё само». На этом фоне всё отчётливее тема: «Льют изнутри».
@kagarlitsky Путин дал понять, что собирается быть президентом пожизненно. Провалились попытки правящей элиты уговорить Путина вовремя уйти самому."
Ысчо.
Пост, знаица, из ТГ-канала "ДСС", тобищь, "Сорок Сороков":
"И подводя итоги сегодняшней конференции хотим констатировать:
Это не стало событием, подводящим итоги тяжёлого года, для Великой Тысячелетней цивилизации, которая стоит перед большими вызовами и на пороге огромных ценностных трансформаций в мире, угрожающих России потерей своего суверенитета и суверенитета национальных государств как таковых.
Это стало событием, через которое одни башни наезжали на другие и решали свои бизнес-интересы, используя для этого президента.
Мелочная, дешёвая, мышиная возня временщиков, которые так и не поняли в каком государстве они живут, и которые так и не поняли всю его тысячелетнюю глубину.
Предательство, трусость и обман."
Оооооот, знаица.
А от тоже пост из ТГ-канала "КАК-ТО ВОТ ТАК":
"Пресс-конференция цитирующего персонажей мультиков президента даже не успокоила людей, не ответила на острые вопросы и вызовы Системы: зато удалось — показать «Тактика» здоровым и бодрым, не планирующего ни жёстких отставок, ни прогресса. Из предрекордных 4,5 часов ответов на вопросы-«заготовки» наиболее важным был лишь первый час, так и не показавший коренных переломов и планов — «успокаивающий» аватар уже даже не кашляющего Путина был явлен публике без надежд на изменения.
Вся попытка зацементировать властный конструкт и показать твёрдость кончилась туманным ответом о новом сроке, о коем Путин якобы не думал, но увиливанием от прямого ответа показал, что ухода элитам ждать не стоит — зато уже выборы в Думу разбавят новые партии, и кампания будет вестись в «охранительном» ключе, который исключит смену политического вектора электоратом. Ответа на идущий кризис не получено: рассуждения Путина о 2030-ом годе как о сроке достижения позитивных социальных изменений лишь размывают ответственность и сроки — а все увидели в цифре «2030» продолжение правления президента, как единственно задающего «образ будущего», и даже при «бытовых» рассуждениях Путина, якобы близких народу, «прорыва» в социальной сфере не ожидается.
Кризис смыслов и мобилизирующих идей у АП продолжается годами, что не позволяет развернуть ситуацию, но от «острых», уже отрепетированных тем Путин не ушел, сказав вскользь на атаку семьи и признав Шамалова бывшим зятем. Был и ответ про ситуацию с Навальным с традиционной линией о западных спецслужбах, о которой «Песков только вчера сказал»: президента, судя по всему, очень берегут от критики и обвинительных инфоповодов. Все атаки на Путина увязаны с Западом, а потому расследователи объявлены предателями с ролью будущих арестантов. «Локдаун» был опровергнут, а после слова о силе нашего здравоохранения поспешил отмазаться от вакцины от COVID-19.
Тема «дела Сафронова» была вовсе жёстко закрыта, перемежаясь шутками, «мемами» про беременность, Шнура и балагурством, ставшим, к сожалению, единственным методом увести тему в нужную Путину сторону и укрепиться в повестке. Внешняя политика заменена на бряцанье ракетами и призыв «жить дружно».
И ысчо позволю сибе привести один постик из ТГ-канала "Сорок Сороков":
"Первый блин получился комом.
Вот у нас вопрос к компетенции тех людей, которые готовят такое серьёзное мероприятие в сложное время:
Понимают они, что своим непрофессионализмом и формализмом они подставляют Президента?
Владимир Путин говорит о том, что конференция будет не формализованная, и на первом же вопросе видно как эта конференция готовилась.
Видимо у Пескова лежал листок с пометкой, что первый вопрос должна задать девушка в синем платье👗из Магадана, так как ответ Президента с цифрами по году уже заготовлен. Песков попытался изобразить из себя демократичного модератора, но вышло смешно. Камера взяла зал таким образом, что девушку в синем платье👗 было не видно, да и она себя слишком активно не проявила, и Песков вынужден был сам обозначить того журналиста, кому предписано задать первый вопрос. Понятно, что такие конференции жёстко модерируются, но не так же топорно, ребят. Вы же подставляете Президента. Это же выглядит комично, после слов Владимира Путина про неформальный разговор..."
Нуууууу - от как-то от так от, дааааааа.
Ооооооооот.
А по-друхге - от сибе хотелось би сказать от щчо.
Как-то разхговорилси с одним человечком, у сибе, знаица, на роботи. Человечку ентому от уже под семидесятник будеть. Корэнной севастополец. Родные и по ехгойной линии, и по линии жены - ооооооочень большие шишки времён СССР. Нууууу, т.е. дядька - не хухры сибе мухры, а оооооченно даже ни сибе чехго, сказал я сибе! Ми таки с ним практычно во всих обсуждаемых весчах - а похговорить о текущчей политике ми с ним оченно полюбляем - сходимся! Хотя я верующчий, а вин - практычно ни. Но - корэнной русский севастополец, у своей жизьни повидаущий и Крым, и рым, какхгрица, испитаущий усё - и охгонь, и воду, и мэдные трубы! Ну, так от. Владимира Владимировича вин уважае, як и я. НО!!! Описля тех событий, которые начались у Белоруссии, и нащехго с ним их обсуждения, услыщал от нехго такую фразу: "Дааааа, Путин уже не тот, что был раньше, даже не тот, каким он был в 10-х! Заматорел и..." Не буду приводить то виражение, которое он описля цих своих последних слов произнёс. Короче, смысл один - власть над ним своё дело сделала, и отнюдь не у лучщую сторону! Тохгда я, надо сказать, с ним не сохгласился.
Дааааа.
Но от особливо описля тохго, як и я услышал из уст Верховнахго Правителя России ехгойное отнощение к цифровизации и ИИ, которым у нащей стране щас вовсю , ничтоже сумняшеся и ничехгоже не бояшеся, руководить "наиулюблэннейщий" мий человэчек пид названием дядя Хгэрочка, стали и мине, хгрещнахго, одолевать смутные сомнения - а усё ли хорощо с Хглавным Королём у Датском Королеустве?
И щчо-то как-то от анализ последних событий, мяхгко виражяясь, оптимизма не вселяеть от слова "соусем".
Ну, от как-то так мине кааааааэца на данный момэнт врэмени, даааааа...