Сначала надо дать объективную оценку произошедшего. Она состоит в том, что 9 августа в республике прошли выборы президента. Белорусский ЦИК дал победителю выборов — ныне действующему президенту республики Александру Лукашенко, 80,1% голосов избирателей. Ближайшему к нему конкуренту Светлане Тихановской — 10,1%. На многих участках результаты выборов так и не были объявлены.
В белорусском обществе эти результаты вызвали огромные вопросы. Значительная часть граждан республики посчитала, что у них украли их голоса. Поэтому они не верят властям, не верят данным белорусского ЦИК и не готовы больше принимать Лукашенко в качестве легитимного главы государства.
Обоснованы данные претензии огромной части белорусского общества или нет? Обоснованы. В сети появляется все больше данных с тех участков, где члены участковых избирательных комиссий посчитали голоса честно:
«Инициативы «Голос», «Зубр» и «Честные люди» подчеркивают, что по результатам полученных и обработанных официальных участковых протоколов и фотографий бюллетеней можно утверждать, что на каждом третьем избирательном участке число бюллетеней за определенного кандидата не совпадает с количеством голосов за него же в итоговом протоколе УИК.
Итоговые данные, озвученные ЦИК, значительно расходятся с официальными данными из участковых протоколов. Официальные данные УИК по голосам, отданным за Светлану Тихановскую, не соответствуют информации, собранной на платформе «Голос». Более подробно о весьма интересном с точки зрения фактуры исследовании можно прочитать по ссылке выше.
При этом, что необходимо отметить, данное исследование не говорит, что победила Тихановская. Оно говорит, что есть очень большая разбежка между официальными данными и данными по 30% участков. Данных по остальным участкам у общества нет — ЦИК не показывает протоколы участковых комиссий. Возникают логичные вопросы — почему? Если все хорошо и эти данные подтверждают ошеломительную победу Лукашенко — покажите обществу эти данные. Но их нет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поэтому вопросы белорусского общества — националистов, сторонников Союза с Россией, тех, кто хочет строить замкнутую от всего мира страну, такую своеобразную Брестскую крепость — абсолютно закономерны.
Поэтому первый итог выборов 9 августа состоит в том, что они прошли с очень большими нарушениями. Озвученные белорусским ЦИК цифры — недостоверны. А раз недостоверны, то верить им нельзя. О чем и говорят самые массовые в истории Белоруссии народные протесты. Люди посчитали, что у них украли голоса. Соответственно, эта коллизия — отсутствие доверия к озвученным цифрам голосования — не позволяет отдать победу на них нынешнему президенту республики.
Второй вывод — если у нас нет достоверных данных, то сегодня мы не можем сказать, кто победил на этих выборах. Лукашенко или Тихановская — для этого нет достоверных данных. Это второй вывод.
У Лукашенко — одни данные, у Тихановской и ее команды — абсолютно другие. Те российские эксперты, кто предлагает пересчитать бюллетени, видимо, не в курсе, что бюллетени в Белоруссии после выборов хранятся всего три (!) дня, поэтому их пересчитать невозможно уже чисто физически — они давно уничтожены. Чего хранить бюллетени? Для пересчета? А чего их пересчитывать, выборы же честные — «железная логика».
Третий вывод — голосование на выборах было не за или против того или иного кандидата. Голосование было референдумного типа — о доверии. И Лукашенко этот референдум проиграл, о чем говорят сотни тысяч протестующих граждан республики на улицах уже более десяти дней.
Если мы обратимся к цифрам опросов по рейтингам кандидатов в июне-июле, то увидим, что их лидером был Виктор Бабарико с аналогичными цифрами (около 70%) поддержки. Потом, после того как власти решили засадить самого опасного конкурента Лукашенко вместе с сыном (!) (а как же детей не трогать?) под надуманными предлогами в тюрьму, эти 70% поддержки спокойно перетекли Тихановской.
Убрали бы ее, перетекли бы условному Петрову или Васечкину. Это говорит о том, что на этих президентских выборах в республике произошло протестное голосование — не за того или иного кандидата, а против одного конкретного. Людей все настолько достало, что готовы были голосовать за домохозяйку, только не за Лукашенко. И это выбор не в пользу Евросоюза или НАТО. Нет. Сначала против, а потом разберемся, когда будет свобода выбора и никто не будет воровать голоса.
Соответственно, прошедшие президентские выборы в Белоруссии были не просто выборами между кандидатами А, В или С, а были референдумом о доверии. Лукашенко этот выбор не прошел. Если электорат свободно и спокойно перетек от Бабарико к Тихановской, это означает, что людям было все равно, за кого голосовать, лишь бы не за Лукашенко.
К чему привел уже состоявшийся политический кризис в республике? Он привел к очень серьезному расколу общества. Значительная часть белорусского общества, вне зависимости от своих политических и геополитических пристрастий — за Запад, за Россию, за изолированный от мира анклав, объединена тем, что итоги выборов нелегитимны.
По стране прокатываются митинги и шествия. На многих заводах либо уже бастуют, либо готовятся к забастовкам. Мирная до сих пор Белоруссия взорвалась и никогда не будет прежней. Ситуацию очень серьезно усугубило гестаповское насилие некоторых силовиков над демонстрантами на улицах, в автозаках, тюрьмах и СИЗО. Подтверждено три смерти в ходе протестов.
Это серьезно раскололо до сих пор более-менее однородное белорусское общество. Этот раскол необходимо преодолевать.
Что делать в складывающейся ситуации?
Выход из нарастающего политического кризиса в Белоруссии только один — проведение через некоторый период времени новых президентских выборов под контролем как национальных, так и международных наблюдателей, с полностью прозрачной системой подсчета голосов, а также формированием участковых избиркомов из представителей различных политических и общественных сил республики.
Будет ли гражданин Белоруссии Александр Лукашенко принимать участие в этих выборах или нет — пусть он решает сам. Если решит баллотироваться, то нет никаких проблем. Всем интересно, сколько получит Александр Григорьевич на честных выборах. Когда же белорусское общество получит нового легитимного главу государства, тогда можно будет идти по пути реформ дальше.
До этого срока из тюрем должны быть выпущены все политзаключенные и расследованы все случаи необоснованного применения силы со стороны сотрудников органов правопорядка. Как любит говорить нынешний глава государства — «Виновен — в тюрьму». Это укрепит доверие граждан к системе и не позволит расколу пойти дальше.
Что делать России в этой ситуации.
Президенты приходят и уходят. Несмотря на огромную поддержку Москвы, еще не выбравшись из кризиса легитимности, Лукашенко снова заигрывает с Западом, Макей не убран из системы власти и благодарит США и ЕС за поддержку. Какую поддержку, если ЕС принял персональные санкции против Лукашенко, — непонятно. То есть «на кону мочало, начинай сначала».
Поэтому, на наш взгляд, с учетом того, что единственным источником власти и легитимности в республике является народ, необходимо, наряду с контактами с властью, усиливать взаимодействие с белорусским обществом. Со всеми его стратами. Не только с пророссийской доминирующей частью белорусского общества. Но и с прозападной оппозицией. Да — прозападной оппозицией.
У России не должно быть связанных рук на белорусском, как и на любом другом направлении. И никто не должен налагать ограничения — с кем можно общаться, а с кем нельзя. Белорусская прозападная оппозиция — очень неоднородна. Там есть весьма адекватные и содержательно компетентные люди, которые при определенном развитии ситуации не только не будут иметь ничего против соблюдения интересов России на белорусской территории, но и станут активными сторонниками Союзного государства.
Причина проста — людям надо дать возможность реализоваться. Пассионарной части белорусского общества Союзное государство должно дать перспективы личностного роста. И тогда эти люди станут самым активным ядром сторонников Союзного государства.
В условиях, когда выбор стоит — потерять доверие белорусского народа или «потерять» доверие многовекторного Лукашенко, на наш взгляд, выбора особо никакого и нет. Только новые президентские выборы под контролем национальных и международных наблюдателей гарантируют соблюдение интересов белорусского народа.
Комментарии читателей (7):
ЗА НАРОД РЕШАЮТ ТЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕ!!! ИЛИ ЛИЦО – ОДНО!!!
Бог просто может прислушаться к молитвам народа и даровать мудрого и справедливого правителя. А может за грехи этого народа попустить тупого мерзавца и злодея! Но даже если какой-то народ в каком-то государстве является вообще ни во что не верящим – это отнюдь не значит, что он распоряжается сам собой, и Бог никакого отношения к нему не имеет! ТОЛЬКО БОГ УПРАВЛЯЕТ В РЕАЛЬНОСТИ ВСЕМ НАШИМ МИРОМ!!!!!
К чему все эти «сентенции», спросите?
Про Лукашенко можно сказать, что он - …………..(здесь этих точек, замещающих определённые слова, можно поставить миллион!). Это всё так! НО!!! Тем не менее именно он стоит у власти в Белоруссии уже 26 лет! Хочешь ты принимать ЛПРа или не хочешь – но ЛПР таков, какой он есть в реальности! Нравится тебе это или нет! И либо ты, если у тебя есть такая возможность, осуществляешь действия, приводящие к смене ЛПРа на более выгодную, для тебя, фигуру для ведения переговоров, либо, при невозможности смены, ты должен выбрать ПРАВИЛЬНУЮ технологию осуществления своих целей во взаимодействии с тем ЛПРом, который есть на данный момент – т.е. выбрать ПРАВИЛЬНУЮ ТАКТИКУ И СТРАТЕГИЮ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ с реальным ЛПРом!
«Ещё Карнеги писал: «Ложкой мёда можно поймать больше мух, чем галлоном желчи». Наши переговорщики не учли, что для Лукашенко мёдом являются не деньги (это ценность для Гуцериева), а власть и статус. Предложение поста спикера парламента СГ или вице-президента при Путине – это для Виктора Лукашенко запредельное счастье, но для его отца это не просто поражение, а оскорбление.
Если белорусскую интеграцию воспринимать как крайне серьёзную операцию, нужно в корне изменить все подходы к теме, начиная с ценностных. «Лукашенко слишком много хочет» - такая позиция себя не оправдала, она не профессиональна с точки зрения переговорщика. Это вам подтвердит любой спец по экстремальным переговорам, где захвачены заложники, а к теме с Лукашенко уже впору звать именно их. Альтернативу мы увидели воочию.
Дело не в количестве, а в качестве желаемого Лукашенко. Нужны предложения, способные уврачевать его душу как ключевого ЛПР – иначе победа западной партии неотвратима. Всё прочее – иллюзии.
Надо искать такой путь, когда Лукашенко поверит, что не теряет, а приобретает – тогда он сам занесёт Белоруссию в СГ и рассадит по камерам западную партию. Сейчас СГ не его проект, и потому сопротивление.
Модель переговоров с Лукашенко надо поменять с манипулятивно-силовой на партнёрскую. Не внешне, а по сути. Не долю в нефтедобыче Сибири и окно на границе для контрабанды, не скидки на нефть и газ, а гарантии сохранения и даже некоторого усиления статуса при создании Союзной системы. Всё прочее для него второстепенно. Другого ключа к нему нет.
Это важно понимать, потому что то, что было до этого – не компенсации и не гарантии. Долю как дали, так и забрали. Окно закрыли. Дотации – это не партнёрство, а манипуляции. Причём взаимные – как показала практика. Ущерб обоюдный. К реальной партнёрской модели стороны ещё не приступали – как ни парадоксально это выглядит. Жизнь лишь сейчас к этому подвела. Слишком нерентабельна дальнейшая борьба, слишком много выигрышей тут у третьей стороны.
Но если всерьёз хотеть решить проблему интеграции, надо всё начать заново. Нынешние наработки в виде карт войдут туда составными частями, которые уже проработаны, Но общая архитектура союзного дома должна быть иной. Российский олигархат не должен входить в Белоруссию, как РККА в Болгарию и ждать цветов и хлеб с солью. Их не будет. Если давать гарантии, то всерьёз.
Самое трудное здесь не придумать оригинальные решения. Самое трудное – преодолеть переговорную силовую парадигму, набравшую инерцию. Сменить свою точку зрения и принять всерьёз страхи Лукашенко. Сесть за стол переговоров не друг против друга, а по одну сторону стола, а напротив поставить проблему. Тогда решения, устраивающие всех, найдутся сами.
Вот в таком ключе и стоило бы сейчас предложить начать новый раунд переговоров с Лукашенко. Не наступая дважды на те же грабли. Будет ли этот вывод сделан и реализован – увидим в ближайшее время.»
Наглая и беспардонная ложь - "Срок хранения подписных листов для сбора подписей, а также бюллетеней по выборам, для голосования по референдуму, голосования об отзыве депутата – шесть месяцев после дня выборов, дня голосования по референдуму, голосования об отзыве депутата" (ст.155-1 ИК РБ) И за нарушение правил и сроков хранения можно нехило присесть. Т.е. именно на эту статью закона и опирается Лукашенко, предлагая пересчитать бюллетени. И именно поэтому игрушечная оппозиция отказывается это делать.
"При этом, что необходимо отметить, данное исследование (на платформах "Голос", "ЗУБР" и иже сними) не говорит, что победила Тихановская" (С)
Опять ложь - именно это они и утверждают https://news.tut.by/society/696064.html
"о чем говорят сотни тысяч протестующих граждан республики на улицах уже более десяти дней" (С)
Дай бог, чтобы их набралось хоть 300 тыс по всей стране с учетом детворы и школоты. Не верите? Посмотрите фотоотчеты с т.н. протестов.
"Если мы обратимся к цифрам опросов по рейтингам кандидатов в июне-июле, то увидим, что их лидером был Виктор Бабарико с аналогичными цифрами (около 70%) поддержки" (С)
А закон преферанса "Кто пишет - тот выигрывает" кто-то отменял?
"Лукашенко этот выбор не прошел" (С)
Ещё как прошел. Да, нарушения были. Да, приписки и переписывания протоколов были. Но это уже вопросы к
"По стране прокатываются митинги и шествия" (С)
И, кстати, не только в поддержку прокладок Тихановской. И намного более многочисленные. И, предвидя возражения о принуждениях к участию в проправительственных митингах, смею заверить - это не так. Конечно, встречаются и особо ретивые прихлебатели (именно так. Сторонниками Лукашенко их нельзя ни назвать, ни считать), пытающиеся угрозами загнать людей на эти мероприятия, но их исчезающе мало и в своей массе они вполне успешно посылаемы в пешее эротическое путешествие
"На многих заводах либо уже бастуют, либо готовятся к забастовкам." (С)
Вам бы поинтересоваться количеством забастовщиков на МАЗе, МТЗ, "Беларуськалии" и т.д., а потом делать такие смелые заявления. Количество бастунов на них составляет 1...2% от списочной численности предприятий
"Ситуацию очень серьезно усугубило гестаповское насилие некоторых силовиков над демонстрантами на улицах, в автозаках, тюрьмах и СИЗО" (С)
У автора явный отрыв от реальности, спровоцированный передозом информации из т.н. оппозиционных независимых ресурсов
Конечно, белорусская государственная система требует реформирования, в ней много заскорузлости и неэффективности, в ней продвигаются личности с особой гибкостью в позвоночнике и умеющие громко щелкнуть каблуком и т.д. Но ведь это не значит, что для искоренения этого негатива надо ломать страну