В надежде заполучить хоть какой-то политический успех, Трамп надеется на "иранское чудо", на то, что Тегеран в конце концов пойдет к нему на поклон. Однако возможность такого поворота событий почти равна нулю: Иран не заключит новую ядерную сделку с человеком, который приказал убить национального героя, генерала Кассема Сулеймани.
Президент США Дональд Трамп изо всех сил пытается оправиться от резкого падения рейтингов в опросах общественного мнения. Его избирательная база от недели к неделе съеживается как шагреневая кожа.
Попытка назначить Китай ответственным за 2 млн зараженных коронавирусом в США, точнее, за ужасную работу его администрации в борьбе с пандемией, а также воинственный тон, принятый им против демонстрантов, возмущенных убийством афроамериканца Джорджа Флойда белыми полицейскими, неуклюжие твиты с отождествлением "антифа" с террористами не воспрепятствовали этой негативной тенденции.
Зажигательная риторика Трампа, возможно, внешне не отличимая от выступлений главарей III рейха, для мобилизации националистических и консервативных окраин американского электората, - особенно белого, так называемого молчаливого большинства в глубинке, - по-прежнему приносит ему политические дивиденды, однако популярность его не выходит за пределы избирательных округов, голосовавших за него в ноябре 2016-го. Что и показало ралли в Талсе, штат Оклахома, в минувшие выходные, давшее новый старт его компании по переизбранию и приуроченное к 155-й годовщине отмены рабства - в городе, где произошли одни из самых массовых беспорядков в истории США.
И все же факт остается фактом: президент США, судя по всему, ищет спасательный круг - и у кого? - у Исламской Республики Иран.
Высказываясь о недавнем успешном обмене "пленными" между США и Ираном, Трамп призвал Тегеран заключить новое ядерное соглашение с Вашингтоном взамен СВПД-JCPOA от 2015 года, от которого Вашингтон благополучно избавился в мае 2018-го, - мотивируя это тем, что после его переизбрания 3 ноября условия для сделки станут куда более жестче для Ирана. На блатном жаргоне это называется "взять на испуг".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Является ли предложение Трампа жестом отчаяния или еще одной демонстрацией его лицемерия и недобросовестности как подписанта международных договоров, - трудно сказать. Трамп, мягко говоря, не гарант собственных обещаний, не хозяин своему слову и привык действовать так, как в сделках с недвижимостью. Тем более, что цель его администрации остается прежней: смена режима в Тегеране правдами и неправдами.
В том - гипотетическом - случае, если президенту США удастся убедить Иран подписать новое соглашение с более значительными уступками (включив туда отказ Тегерана от разработки и производства баллистических ракет), чем те, что подробно расписаны в ядерной сделке 2015 года с Ираном группой государств, известных как 5+1, он, безусловно, сможет претендовать на большой политический успех, а возможно, даже удостоится вожделенной Нобелевской премии мира. Но ожидание от иранского руководства готовности к подписанию с нынешней администрацией США новой сделки иллюзорны: парламент Ирана практически полностью находится под контролем консерваторов. Спикером парламента страны, Совета Шуры, избран бывший генерал КСИР Мохаммад-Багер Галибаф, протеже верховного лидера аятоллы Хаменеи, приверженец политики продвижения интересов Ирана на Ближнем и Среднем Востоке и жесткого противодействия действиям США, вероятный претендент на пост президента Ирана в недалеком будущем. Его позиция однозначна: никаких переговоров с США... Что лишний раз подтверждает, насколько президент США далек от понимания реальных проблем и их решения.
Как известно, Тегеран отказался - в соответствии с упомянутой сделкой - от 97 процентов своих запасов обогащенного урана и принял беспрецедентную систему инспекций своего ядерного досье со стороны Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ. Однако выход США из соглашения JCPOA вынудил его пренебречь некоторыми взятыми на себя добровольными обязательствами и нарастить запасы низкообогащенного урана до полутора тонн в мае вместо "разрешенных" 202,8 кг. Что, безусловно, печально, но и логично было ожидать от политики США кнута и пряника в действии. Администрация Белого Дома, скорее всего, ведет дело к сворачиванию вообще всякого рода активности на атомных объектах Ирана, включая АЭС в Бушере. Сегодня госдеп США добивается продления запрета СБ ООН на продажу оружия Ирану, срок действия которого истекает в октябре. Россия и Китай отклонили этот призыв как юридически необоснованный и вредный в нынешней ситуации, в то время как "тройка" ЕС колеблется, испытывая сильнейший нажим госсекретаря Помпео. Но что взамен? - а ничего... кроме обещаний "разрешить" торговлю и снова продавать нефть.
Тегеран, очевидно, исходит из того, что Трамп не будет переизбран в ноябре и потому предпочитает ждать у моря погоды, наблюдая за развитием событий в США в ближайшие месяцы. Действительно, зачем ставить телегу впереди лошади? Трамп не добился продвижения в дипломатическом трехгодичном ралли по проблеме ядерного оружия Северной Кореи, кроме ничего не значащих заявлений о намерениях. Рукопожатия и улыбки великого переговорщика на границе демилитаризованной зоны на встрече с председателем Кимом не сработали. Но почему? А потому, что Пхеньян не увидел в Трампе добросовестного партнера по переговорам, на слово которого можно было бы положиться.
Трамп широко и неоднократно доказывал, что он готов отрицать реальность, если она не вписывается в его представления о реальности, а его критики насчитали более 15 тысяч раз, когда он делился с аудиторией недоброкачественной информацией, вводил общественность в заблуждение. Разве не логично задаться вопросом: почему иранское руководство должно пойти Трампу навстречу, полагаясь на его обещания, с учетом накопленного опыта? И что может помешать Трампу - ради самоутверждения - вновь нарушить обязательства США?
Возвращаясь к "новому соглашению" США с Ираном нельзя не указать также на следующую техническую, на первый взгляд, проблему: каким образом урегулировать обвинения в адрес Ирана, что тот скрывает незаявленную МАГАТЭ ядерную деятельность на своих военных объектах? Иран утверждает, что обвинения надуманны, провокационны и касаются событий до 2015 года, и он вовсе не обязан допускать инспекторов МАГАТЭ на военные базы по первому же требованию инициирующих такие проверки его врагов. По мнению министра иностранных дел Зарифа, маневры американской администрации приурочены к возможному внесению в повестку дня СБ ООН вопроса о продления эмбарго на продажу Тегерану оружия, на что его страна даст адекватный ответ, который не понравится Вашингтону.
Независимо от того, что думают некоторые воинствующие головы в Вашингтоне, несмотря на расширение санкций и пандемию Covid-19, Иран продолжает придерживаться своей региональной стратегии, демонстрируя непреклонное сопротивление политике США по максимальному давлению. Убийство генерала Сулеймани сыграло с Трампом злую шутку: ему этого и не простят, и не забудут. Предложенная Трампом трубка мира не будет раскурена за столом переговоров. Бойтесь данайцев, дары приносящих.
Комментарии читателей (0):