Данная статья продолжает статью, опубликованную ранее. В той статье рассматривалась тема перехода от цивилизационного общественного договора 1.0 к 2.0. Основная цель – переход к иной модели и положению человека в исторической цепочке: «Ты раб – Ты капитал, продающий свой труд (100% вход) – Ты свободный человек, реализующий свою мечту (100% выход)». Что ведет к необходимым изменениям в институциональной организации общества и постановке задачи о бескризисной экономике. В конечном итоге, сподвигает общество на шаг в идее равенства: «несправедливое неравенство (сейчас) – справедливое неравенство (завтра) – несправедливое равенство (послезавтра) – справедливое равенство (цель)».
После этого на страницах ИА REX вышла статья Елены Подолько на близкую тему – поиска объединяющей идеи в мире и России. Дан обзор таких поисков и сделан вывод, что в качестве идеи должна быть некая «главная история», которую разделяет большинство граждан страны и которая побуждает их быть ее полезной частью. Но о чем должна быть «главная история» - не сказано. Таким образом, статья осталась чисто методологической.
Из обзора Е.Подолько можно сделать ценный вывод – большинство поисков строится вокруг человека, морали и духовности в широком смысле. То есть фокус – на качествах человека.
В своей статье я хочу дать свою версию «главной истории» (мифа, нарратива). Назвать ее.
Она соответствует сразу нескольким условиям: (а) быть максимально цивилизационной и касаться абсолютно всего человечества без разделения на «измы»; (б) иметь объективный и даже довлеющий над человечеством характер, поэтому быть неотвратимой к осуществлению; (в) подразумевать высокие сакральные, научные, технологические и социальные стандарты для своего осуществления и развития общества; (г) иметь длинный горизонт времени, т.е. выступать старшей, зонтичной идеей по отношению к любым иным на любом отрезке времени в будущем.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Такая «главная история» может быть только о судьбе человечества, но понимаемой не субъективно, а объективно. Эсхатологически. Заодно это же избавляет от «измов».
Дадим расшифровку.
Нужно говорить о двух эволюционных судьбах человечества – когда человечество будет и когда его не станет. Всё в этом мире имеет начало и конец, финиш, смерть. Должно будет исчезнуть и человечество - когда-нибудь выгорит Солнце, исчезнет Вселенная. Принять эту перспективу можно двумя способами: пассивным - верой в загробную жизнь или смирением перед роком, активным – поставить и решить задачу самоспасения.
«На бога надейся, а сам не плошай» (русская пословица). «Надеющийся на Бога, останется ни с чем» (татарская пословица). В этом контексте обе пословицы носят эсхатологический смысл, а не только бытовой. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).
Теоретически самоспастись можно перехватом Эволюции – переписать для себя ее финиш в этой Реальности или уйти в Иную Реальность (Иное), выскочить. Оба варианта предполагают превращение человечества в коллективного Бога (homo union) - обретение им способностей Творца в могуществе своем.
И можно указать первые проблески на пути к этому (шансы). Это растущая способность человечества описывать всё единообразно (всё свернуть в единый код как аналог Слова, которое было в Начале) и растущие знания о «золотом сечении» - едином механизме целостности и развития, связи всего со всем. Тем самым появляется возможность вернуться в Начало, к истокам, в "лабораторию Бога» и освоить механизмы Творения и Эволюции.
Важно: умение всё описать единообразно и свернуть в одну порождающую формулу есть научная и технологическая предтеча к синтезу материи из Ничего/Ничто – что, собственно, и было в Начале (к синтезу из эфира, водорода или из чего-то иного, что нам подскажет наука).
Примерами таких попыток сводного описания являются: в физике Единая Теория Всего, Теория физических структур (кортес, формула формул) Ю.Кулакова, код биоподобия технических систем В.Бунина, LT-таблица (время-пространство) физических качеств Роберто ди Бартини, в химии периодическая таблица Д.Менделеева, и т.д. В них представлена если не гармонии в чистом виде, то своя завершенность. И каждая из наук (сфер Бытия) определяет для себя свое «начало», нечто элементарное, из чего разворачивает все свое остальное. В математике это число и точка, в физике – материальное тело и воздействие, в биологии – клетка и ген, в информатике – код и тезаурус, в лингвистике – слово и значение.
И есть попытки найти принципы, формулы/коды как сворачивать-разворачивать свое обобщенное описание на основе своего «начала». Коды тут сродни «зерну» - из них разворачивается некое полное описание, но пока частное.
Задача такого самоспасения есть Предельный Эсхатологический Проект Человечества. Проект проектов. В идеале, всё ему должно быть подчинено и на него сфокусировано. Значит, и экономика тоже – как интегральная и деятельная форма развития человечества.
Это более сильная, фундаментальная и общая цивилизационная задача. Сильнее чем, например, Киотский протокол или Парижское соглашение по климату, т.к. идет дальше и способна их включить как свою часть. Более того, все экологические программы такого рода – хороший полигон для этого Проекта, т.к. выводят на освоение природоподобных технологий, на биосферосовместимость. На способность коэволюцинировать с Биосферой по законам Бытия.
Природный операционализм – это соединение неживого с живым, в т.ч. человеческим, в целостность и гармонию по законам Бытия и порождение изобилия (синтез материи и сорезонансы отношений людей). Он же операционализм эволюционный. Он же – разианство (от «витие Раза», развитие), математика перемен в циклах, кодах и соразмерных основаниях целого («1»).
Отрадно то, что в России поднята тема природного операционализма и нарабатываются нужные заделы в различных сферах. В частности, это: концепция развития природоподобных технологий, разработанная по поручению президента НИЦ «Курчатовский институт» (ядерная физика); теория веждизма для политики и новой экономики (А.Девятов, А.Кашанский, Ю.Забродоцкий, г.Москва); международное движение Биокосмология (возглавляет Сяотин Лю, Китай), журнал которого выпускается в Великом Новгороде.
Президент В.Путин также говорил о необходимости перехода к природоподобным технологиям (2016г.).
В связи с этим отмечу два момента.
Первый. Если Проект проектов («главная история») – он на весь эволюционный горизонт жизни и финиша человечества, то ближайшим эволюционным этапом определяют Ноосферу, за которой закрепляют появление коллективного разума – людей, искусственного интеллекта, биосферы. То есть править бал будет интеллект, знания.
Но есть и другое понимание. А именно: на каждом ключевом эволюционном этапе развития на Земле – протобиологическом, биологическом и социумном – его процессы организовывались способом, неспецифическом для данного этапа. Так, «жизнь есть нехимический способ воспроизводства химического синтеза, разум – небиологический способ обеспечения жизни. Продолжая эту логику, можно сказать, что постсоциумная система будет «неразумным» способом обеспечения интеллектуальной деятельности человека. Не в смысле «глупым», а просто по форме не имеющем отношения к разумной деятельности человека».
Каждый новый этап не заменял предыдущую организацию жизни и являлся лишь ее усложнением (биологическая форма жизни не заменила химическую, социальная – биологическую). Поэтому постсоциумная стадия эволюции будет основана на предыдущей – на интеллекте человека и коллективном разуме и будет его обслуживать. И предстоит понять – что будет этой постсоциумной и надсоциумной технологией и силой? Каким образом она будет сочетаться с универсальным механизмом развития – «золотом сечением»?
Пока можем предположить, что кандидатами на «неразумный» способ организации интеллектуальной деятельности, стоящим выше по эволюционной линии разумного способа, являются духовность и любовь (агапэ, сторге, филио и другие ее виды).
Это хорошо сопрягается со всеми теми моральным исканиями новой постлиберальной идеи, обзор по которым дала Е.Подолько.
Второй. Далекая (на миллионы лет) и долгая Задача/Проект самоспасения человечества и развития под это, ориентирующе полезна на каждом своем этапе. Например, для дня сегодняшнего она распаковывается на три задачи. На задачу построения завещанного Рая на Земле, как некой новой идеальной модели общежития и изобилия (в достаточности). На задачу перехода к Модели Полноты Жизни, которая шире чем современные показатели ВВП, «индексы счастья», «прожиточный минимум», «стандарты потребления или потребительская корзина», т.к. включает иное – долголетие, возможность реализации своего смысла жизни и мечт, экологию и т.д. Наконец, на задачу перехода к Цивилизационному Общественному Договору 2.0, о котором я писал в первой своей статье.
В завершении подчеркну основную мысль. Подавляющая часть формулировок объединяющей идеи строятся вокруг дискурса – как мы будем жить между собой и какими мы для этого должны быть? Но кроме задачи «какими быть?» есть более сильная задача – просто «быть». Эсхатологическая. И она еще более доопределяет, каким надо стать человечеству помимо этических и духовных аспектов. Более того, она доопределяет понятие «духовности» до полного – это природный операционализм совершенством Бытия. Это деятельная форма преображения мира, а не только ориентирующая практика. Это операционализм гармонией на принципах целостности, фрактальности, т.е. «золотого сечения». Это высокая когнитивная технология и расшифровка буквы «С» в NBIC-наборе (нано, био, инфо, когно) ключевых технологий XXI века.
Поэтому та страна, которая быстрее всех освоит эту высокую когнитивную технологию – природный операционализм (в довесок к конкуренции в развитии искусственного интеллекта), она и станет цивилизационным флагманом.
И можно указать ряд глобальных и объединяющих проектов в этом направлении, которые Россия могла бы предложить сегодня миру и в рамках Нового Шелкового Пути, ЕвраЗЭС. И это было бы не просто «главная история», но дело, новая цивилизационная практика. Но о них в следующих статьях.
Ранее на ИА REX: О концептуальности России
Комментарии читателей (2):
"В завершении подчеркну основную мысль. Подавляющая часть формулировок объединяющей идеи строятся вокруг дискурса – как мы будем жить между собой и какими мы для этого должны быть? Но кроме задачи «какими быть?» есть более сильная задача – просто «быть». Эсхатологическая. И она еще более доопределяет, каким надо стать человечеству помимо этических и духовных аспектов. Более того, она доопределяет понятие «духовности» до полного – это природный операционализм совершенством Бытия. Это деятельная форма преображения мира, а не только ориентирующая практика. Это операционализм гармонией на принципах целостности, фрактальности, т.е. «золотого сечения». Это высокая когнитивная технология и расшифровка буквы «С» в NBIC-наборе (нано, био, инфо, когно) ключевых технологий XXI века",
что они находятся до настоящего времени в состоянии шока и просто не в состоянии оставить свои комментарии на предмет "фрактальности" и проч. терминов.
А т.к. появилась свободная минутка, отвечу афтору: уважаемый, прежде, чем задаваться такими проблемами, в большинстве случаев высасываемых из пальца пишущих, целесообразно определиться с вопросом, что есть ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА? Ведь как известно, ещё Диоген изкал по Синопу ЧЕЛОВЕКА - с фонарем в руке днем, что говорит о сложности задачи. До настоящего времени на этот вопрос никто из собирающихся строить счастливое будущее так и не ответил
И для сведения: моя знакомая воспитательница в детсаде весьма преклонного возраста, как-то в разговоре заметила, что в советские времена в группе было, 2-3 ребенка выделяющихся своими способностями, сейчас этого практически нет, различаются в основном по срокам прекращения оправления своих надобностей в штанишки - как-то так. И с кем вы собираетесь строить счастливое будущее - с Е.Подолько, или точнее, чьё счастливое будущее и за счет кого? Успехов