Современный мир находится в системном кризисе, в том числе, в мировоззренческом и концептуальном – старые модели общежития и развития зашли в тупик, а новых пока никто предложить не может. Но каков текущий расклад?
Россия сегодня не обладает своей концептуальностью. Два последних цивилизационных проекта «Москва - третий Рим» и «построение коммунизма», а до этого западничество и построение империи, потерпели крах. Построение капитализма руками компрадорской элиты проходит для страны разоряющим образом.
Статья В.Суркова о глубинном народе и неизменности государства Путина фиксирует не Будущее, но Россию по отношению к нему любому. Вместо концептуальности все время имеем хайп – очередной короткоживущий лозунг типа «суверенной демократии», «4 И», «удвоения ВВП к 2010 году», «майских указов» и так далее. Теперь «цифровую экономику». Но все перекрывает, как говорят либералы, подготовка к транзиту власти после 2024 года или раньше.
Образование нового мирового порядка в версии США и словами З.Бзежинского предполагается «против России, за счёт России и на обломках России». Китай этому сильно не возражает и поддерживает экономические санкции, оставляя по отношению к России три интереса – ресурсный, территориальный и, возможно, духовный, резервируя для нее место «старшей сестры» (носителя мудрости нестяжания) в семье народов незападных цивилизаций. Россия же устами В.Путина заявила: «А зачем нам нужен такой мир, если в нем не будет России?».
На территории своего исторического влияния (СНГ) Россия в плане концептуальности отстает от того же Казахстана, предложившего миру идею справедливых финансов – акме-капитала и акметализма (вместо капитализма) с этичной идеей блага в экономике, регулированием прибыли и недоминационной эмиссией мировой валюты, а также идею переходного периода - транзитал в форме финансового «Ноевого Ковчега» для существующих активов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В поддержку своих идей Казахстан создал мировую интернет-площадку G-GLOBAL и проводит форумы «Global Silk Road» мэров городов, входящих в проект Нового Шелкового Пути Китая, занимая в нем активную позицию.
Китай предложил и реализует свою модель миропорядка Датун («общего блага», «Великого Единения человечества») в рамках Нового Шелкового Пути, опирая его внутри себя на азиатский способ производства (двухконтурную финансовую систему) и переход к тотально этичной системе общества за счет самонастройки поведения граждан вокруг SCS/социального рейтинга, отслеживаемого искусственным интеллектом («Большим братом 2.0») и его конвертации в goodwill как добрую волю и ценз, прилагаемые к знаниям.
Необходимость перехода к понятию «блага» отмечает и Римский Клуб, критикуя показатель ВВП, ориентирующего на неограниченный рост, траты, а не на счастье и/или блага, существующие вне рынка.
На всем этом фоне в России есть низовые попытки сформулировать концептуальность – как национальную идею и/или геополитический проект. Звучат варианты «СССР 2.0», ЕвраЗЭС, «Новой Орды», «Русского мира», «восстановления монархии» и другие. Вспоминают слова В.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Вариантом доведения такой думы являются пророки, священные писания и самооценка народа на уровне культуры, своего генокода и архетипа.
Но низовые попытки формулируют концептуальность о России (найти ее самость), или о ее блоковом поведении в глобализме, не дотягивая до общецивилизационного уровня – масштабов человечества и общности Пути его развития. Тогда как правильным было бы этот Путь обозначить, предложить его миру и самоопределяться относительно него.
В конце концов, собственная уникальность (история, архетипы и т.п.) важна не сама по себе, а будучи соотнесенной со столбовой дорогой развития цивилизации. Самость – форма практикования универсального, а не вещь в себе, пусть и исторически накопленная.
Сегодня универсальное зафиксировано как некий Цивилизационный Общественный Договор (ЦОД) – набор ценностей и установок, принятых большинством в эпоху глобализма. И суть момента состоит в том, что системный кризис потребовал перехода от ЦОД 1.0 к ЦОД 2.0.
В состав ЦОД 1.0 входят установки: человек есть носитель рабочей силы/знаний в форме товара и меркантилен (homo economicus); принципы либерализма/масонов «свобода – равенство – братство» (3:1); священство частной собственности и ее наследование (неравенство социального старта для новых поколений); допустимость эксплуатации человека человеком; централизованная (государством) эмиссия валюты.
Следствием этого являются доминирование и «несправедливое неравенство», «американская мечта» самореализации – возможность каждому реализовать себя без гарантии успеха (гарантирован старт, но не гарантирован финиш).
В состав нового ЦОД 2.0 входят установки: человек есть подобие Божье – со-Творец с Ним через реализацию своих Мечт (человек мечтающий, somnium homo), принципы либерализма «свобода-равенство-братство» и их замыкание на индивидуальные и коллективные Мечты (4:1); священство частной собственности и ее частичное наследование; проектные и долевые отношения людей, реализующих свои мечты (фондирование обязательств), централизованная и пиринговые системы эмиссии валют.
Следствием ЦОД 2.0 будут переход к недоминационным принципам отношений и «справедливому неравенству», переход к формуле самореализации «100% вход = 100% выход» (гарантии старта и финиша каждому), введение начал бескризисной экономики.
Кратко прокомментируем принципиальные моменты.
Первый. Лозунг «свобода-равенство-братство» себя не оправдал, так как исторически оказалось невозможным практиковать его комплектно (3:1): свобода выродилась в атомизацию и деградацию общества на Западе, равенство – в подавление личности и инициативы при социализме, братство – в национализм и фашизм. Кроме того, лозунг гарантировал лишь «равный вход» - попытку каждому состояться, но не гарантировал «равный выход», 100% гарантию состояться и самореализоваться.
Альтернативой может быть или новый лозунг, принятый всеми, или замыкание его на нечто четвертое. Вариантом замыкания и является центрирование «свободы-равенства-братства» на мечту и смысл жизни человека. Именно они выражают следующий шаг в развитие цивилизации – постановку в центр общественных отношений самореализацию человека, а не просто его абстрактное благо.
И это более сильная и ответственная цель, чем современные «индексы счастья» или лозунг коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Она же выражает приближение человека в своей способности свободно творить к могуществу Бога как образу своему и подобию:
«Ты раб – Ты капитал, продающий свой труд (100% вход) – Ты свободный человек, реализующий свою мечту (100% выход)»
Примерно об этом же говорил М.Цукерберг, основатель Facebook, в своей речи в Гарварде. Как бы к нему не относиться, но он верно сказал, что у каждого поколения должен быть свой цивилизационный вызов. Для его поколения (Z) – это возможность каждому самореализоваться и/или испытывать принадлежность к общему делу.
Творение и реализация своих мечт есть деятельная форму духовности и новый смысл производственных отношений. Поэтому они, аналогично отношениям вокруг товаров, будут по-своему образовывать новую стоимость и институциональность. Реализация мечт – шаг к модели Полноты Жизни.
В результате эксплуатация должна смениться на коллаборацию и долевое сотрудничество своими компетенциями и вкладами в общее дело/проект на условиях фондирования своих обязательства участия (принцип «соединение без объединения»). В основе всего – эмпатия и недоминация, окормляющее мировоззрение – метамодерн, ризомная самоорганизация и децентрализация в качестве развития институциональности (пиринговая финансовая система криптовалют, краудфандинг и т.д.).
Второй. Речь идет об особого рода мечт. Их признаки: трансцендентность – нацеленность на изменение/улучшение Мира; совмещение материального и духовного; развитие по формуле «1=∑N, (N→∞)» (где «1» - мечта человека, N – встречные мечты других людей, пересекающиеся, дополняющие и усиливающие мечты человека, тем самым его мечта развивается и исполняется «всем миром», синергетически, сингулярно).
Включенность в общее Большое Дело (мега проекты); режим «САМО» (самопрезентации, самоорганизации, самореализации); перманентно открытая позиция, когда мечта может измениться под воздействием встречных мечт; меритократия и опора не этику нестяжательства; опора на открытые ризомные и сетевые принципы коммуникаций; работы с Будущим как время кайрос; и другие признаки. Подробнее об этом здесь.
Должны возникнуть экосистема и рынок мечт. Для этого мечта должна получить свою IT-модель/аватара. Многое к этому уже готово и опробовано на рынке интеллектуальных продуктов, краудфандинга и так далее (.
Третий. Гарантия каждому реализовать его мечту означает переход к бескризисному обществу. Движение в эту сторону. И это тоже новый цивилизационный вызов, т.к. входит в противоречие с устоявшимися воззрениями о неизбежности и цикличности экономических кризисов, когда волновой характер процессов отождествляется с кризисами прохождения его фаз.
В пределе, бескризисности соответствует состояние изобилия (завещанного Рая на Земле). Оно достижимо при 2-х условиях: человечество научилось синтезировать ресурсы/материю из протооснов (водорода, эфира, «ничего» и т.д.), отношения между людьми изобильны – находятся в сорезонансе, в т.ч. как пересечение мечт.
ЦОД 2.0 направлен на второе следующим: пересечение мечт и замыкание на общее Большое Дело (коллективные программы человечества) повышает гарантии востребованности и реализуемости и тем самым снижает коммерческие риски; эффективность и скорость воплощения кратно повышаются усилением комплиментарными мечтами/знаниями.
Высокая мотивация поддерживается не через конкуренцию, а коллаборацию в проектах, сетях и на рынке на принципах Дж.Нэша и Р.Коуза (нобелевские лауреаты); переход к фондированию обязательств участия в проектах вместо отношений купли-продажи внутри цепочки стоимости существенно снижает затраты, потребность в финансах и займах (подробнее здесь).
Четвертый. Переход к ЦОД 2.0 позволяет сделать следующий шаг в проблеме (эйдосе) равенства: «несправедливое неравенство (сейчас) – справедливое неравенство (завтра) – несправедливое равенство – справедливое равенство».
Завершая сказанное. Россия должна предложить миру ЦОД 2.0 – новую цивилизационную модель общежития, в которой КАЖДЫЙ может предъявить и осуществить свою мечту и/или принять участие в большом проекте. Еще раз подчеркиваем фундаментальный смысл.
Переход к тому, чтобы гарантировать каждому состояться в его Смысле Жизни и Мечте – это кардинальная смена всех типов отношений и фокуса общества. Такой задачи человечество себе еще не ставило (коммунизм формулировал утилитарно способности, а не мечты). Но сегодня для этого созрели и понимание, и предпосылки. Это воистину эпохальная и революционная задача!
Тогда и себя Россия могла бы позиционировать соответственно: как общество, в котором впервые в Истории реализован принцип общежития – каждый человек может предъявить и гарантированно реализовать свою Мечту на пространстве других Мечт, оперевшись на институциональную поддержку государства и процессы самоорганизации. Человек – это не капитал, а хозяином своей судьбы и Творец.
Представляется, что заход через общецивилизационный уровень для поиска концептуальности России более продуктивен, чем упражнения в нарезке на частные лозунги. В этом случае сам ход исторического развития человека и человечества становится драйвером развития страны.
Но именно в этом у России «плохая наследственность» - человек всегда отодвигался силовым образом на задний план, а иногда и к стенке в прямом смысле слова. И это-то вопреки ее архетипу – служить смыслам Вечности и Справедливости, когда все по заслугам и свершениям.
Если ранее пружину Воли сжимали, то значит, ей пора разогнуться. А кризис мировой и либерализма создали для этого предпосылки. Россия вполне может стать пионером новой цивилизационной модели общежития на основе ЦОД 2.0.
Комментарии читателей (3):
Для реализации этого необходима Концепция построения будущей цивилизационной модели - не догма, а творчески развиваемая на всех этапах достижения желаемой цели у России уже имеющаяся и достаточно хорошо известная в мире