Как известно, российские стратегические бомбардировщики – это гордость авиации России. Одни из них могут прорывать вражеские ПВО, другие – летать на рекордные расстояния. Новый же российский «стратег» призван совместить в себе оба этих параметра.
Начало проработки концепции самолета пятого поколения ПАК ДА («изделие-80» или «Посланник») стартовало на «Туполеве» еще десять лет назад, и все это время ход работы был овеян тайной. Лишь в начале 2019 года были определены характеристики российского бомбардировщика и одновременно ракетоносца. Контрактные документы подписаны, технические задания определены, поставщики выбраны, а работа над опытными образцами стартовала.
По свежим данным, ПАК ДА не будет иметь хвостового оперения, станет компоноваться с упором на малозаметность, обладать дозвуковой скоростью с целью увеличения дальности полета, а также соответствовать форм-фактору «летающее крыло».
Как и всегда, российский боевой самолет разрабатывается по-русски, то есть с упором на надежность и эффективность, а не на рекламу и внешний вид. ПАК ДА будет в состоянии использовать любые аэродромы и нести максимальное количество оружия. Причем в качестве основного вооружения разработчики рассматривают лучшие на сегодняшний день ракеты воздушного базирования Х-102. Причем данный тип ракет может поражать как наземные, так и морские объекты.
Вместе с тем, ввиду озвученных президентом новых видов вооружения, можно смело предположить, что в перспективе ПАК ДА будет оснащаться и новейшими гиперзвуковыми ракетами, а это значит, что российский стратег получит способность уничтожать цели в ближнем космосе. То есть выполнять роль космического перехватчика, наравне с МИГ-31.
Невидимость самолета для радаров будет обеспечена российскими ноу-хау – специальным радиопоглощающим покрытием отечественной разработки, максимальным применением российских композиционных материалов и комплексов РЭБ. Что же касается выбора формы, то самолет без фюзеляжа (по типу «летающее крыло») – это оптимальная для данной вариации конструкция.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поскольку только в её исполнении планер не встречает лишнего сопротивления и экономит максимум топлива. Для любых других типов самолетов необходимость в маневренности не позволила бы применять этот вариант, но для высокой скорости и дальности полета – это выигрышный путь.
В целом же, необходимость строительства принципиально нового самолета вызвана тем, что у страны появились совершенно новые типы боеприпасов. Как правило, для новых средств поражения в большинстве случаев разрабатываются и новые носители, стратегических бомбардировщиков это правило касается в первую очередь. Кроме того, сроки окончания работы над перспективным «стратегом» составлены так, чтобы он четко пришел на замену того, что у нас вырабатывает свои сроки. То есть через 15–20 лет к моменту ухода Ту-95 и Ту-160.
Иными словами, в среднесрочной перспективе ПАК ДА будет сосуществовать с модернизированными Ту-160, а в итоге сумеет заменить всю воздушную стратегическую триаду в целом: Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3.
Ту-160 умеет прорывать оборону противника, Ту-95 имеет рекордную дальность полета, Ту-22М3, хотя формально и является ракетоносцем средней дальности, способен уничтожать особо важные цели всех типов в глубине территории врага, а в прорыве противовоздушной и противоракетной обороны опирается на мощные РЭБ системы. Новый самолет должен совмещать в себе все три этих основных качества.
Конечно же при этом важно понимать, что стратегические бомбардировщики – наиболее сложная воздушная машина. Причем не только в российских ВКС, но и в целом в ВВС других стран мира. В США точно также понимают, что не смогут сходу создать замену B-52, прекрасно осознавая, что, как и Москве, Вашингтону понадобится на это долгий срок.
Тем не менее, события в Сирии отчетливо показали, что если артиллерия – это «царь» позиционной войны, то бомбардировщики, без сомнения, её «боги». Весь смысл воздушного оружия в наземной войне сводится к ударам по позициям. И это не только войска противника, но и объекты его производственно-экономического потенциала.
Боевикам не раз пришлось испытать на себе действие российских «стратегов», и этот опыт лишь доказал, что современная война лишь увеличивает их значимость. По существу, исключая истребители-бомбардировщики и штурмовики, решающие те же задачи, но в силу ограниченной дальности – недалеко от линии фронта, нишу стратегов в далекой войне не может занять никто.
Даже могучие «короли воздуха» – истребители, оправдывают себя лишь потому, что есть бомбардировщики и их разновидности, с которыми нужно либо бороться, либо защищать, и истребители противника, которые либо нападают, либо их защищают. Поэтому современная война требует унификации решений, и ПАК ДА создается для реализации именно этих шагов.
США до сих пор кусают локти от того, что в 1991 году, поверив в концепцию Фукуямы «конца истории», уменьшили численность тяжелых бомбардировщиков до самого минимума. В итоге, наиболее молодому из них В-2 – сегодня более четверти века. С другой стороны, возобновившие с 2014 года регулярные облеты американских границ российские Ту-95 и начавшие делать тоже самое у границ России В-52 первый раз поднялись в воздух в один и тот же год – 67 лет назад.
Очевидно, что делать ставку в XXI веке на машины середины прошлого века неправильно. Поэтому Москва и Вашингтон одновременно задумались об усилении и обновлении своей стратегически-бомбардировочной мощи, однако Россия приступила к делу значительно быстрей.
Наш самолет должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия, быть оснащен новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью. Взлетная масса машины – от 100 до 200 тонн, вооружение – крылатые ракеты, ПКР, гиперзвук и бомбы.
Американский же конкурент планирует быть беспилотным и появится не раньше 2037 года, собственно, поэтому он и получил одноименное название «2037». Однако в ответ на программу модернизации Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3 США решили провести разработку промежуточного варианта.
Northrop Grumman, выигравшая тендер, получит на это в общей сложности 80 млрд. долларов США. За эти деньги она планирует поставить в ВВС Америки от 80–100 машин типа LRS-B. Однако учитывая опыт всех предыдущих проектов американских частных корпораций, все в конечном итоге будет не так.
Легализованная коррупция обязательно сделает свое дело и сведет поставки к схеме многострадального F-35. Для сравнения 21 бомбардировщик В-2 «неожиданно» обошелся в свое время Пентагону в 44 миллиарда долларов, F-35 должен был стать дешевле F-22, новейший авианосец еще 5 лет как полностью встать в строй, а эсминцев Зумвальт должно было быть несколько десятков, а не две единицы. В итоге все вышло совершенно иначе.
Новый В-3, по обещаниям Northrop Grumman, должен быть почти в два раза дешевле, чем В-2, стоивший порядка 2 млрд долларов. Но реальность внесет свои коррективы и их закупочное число радикально упадет.
В сущности, для того чтобы запустить современную «умную» крылатую ракету, не нужен В-2. Для этого подойдет даже истребитель. Причина разработки промежуточного самолета, по всей видимости, в том, что, по мнению американских военных специалистов, Россию пугает неядерная война. А значит, по мнению генералов Пентагона лучше всего НАТО сможет ответить на действия Москвы с помощью не ядерных, а обычных сил, так как после окончания холодной войны «ее обычные вооруженные силы значительно ослабли».
Таким образом LRS-B, способный, в отличие от истребителей, наносить удары из-за океана, был явно задуман как тактический ответ нашей стране. Причем разработка над ним (активизировавшаяся в период 2014 года) стала итогом полнейшего непонимания того факта, что события на Украине, в Сирии и в Крыму не были случайностью.
Абсурдная на сегодняшний день попытка создать бомбардировщик малых габаритов с дальностью стратега лишь для того, чтобы применить по нашей стране ядерные крылатые ракеты тактического класса (на которые Москва якобы не станет полноценно отвечать) тогда казалась Вашингтону по инерции логичной. Сейчас же, это вызывает только смех.
После обращения президента к Федеральному собранию в 2018 и 2019 году, особенно после слов Путина о том, что при любом ударе и с любой стороны блока НАТО, ответный залп будет осуществлен по США, вся эта концепция лопнула как перекачанный шарик. А значит, ПАК ДА найдет своего конкурента не раньше, чем в 2037 году. Тогда и будет видно чья авиастроительная школа сильнее.
Комментарии читателей (0):