Крестовые подходы

О возвращении религии в политику и церкви во власть
17 октября 2018  14:15 Отправить по email
Печать

Чтобы правильно оценить ситуацию, иногда нужно посмотреть на неё с другой стороны.

Очевидно, что патриарх Варфоломей влез на каноническую территорию Русской православной церкви по политическим мотивам и с политическими же целями, которых никто даже особо и не скрывает.

Очевидно, что попытка оторвать церковную Украину от церковной России нанесёт колоссальный урон Русской православной церкви и России вообще, не говоря уже про мировое православие.

Очевидно, что в этом стремлении патриарх Варфоломей и стоящие за ним покровители сделали открытую ставку на силовой – политический и финансовый – ресурс, понимая, что церковный и канонических оснований у них для подобного «беспредела» нет.

Но всё это вместе взятое снимает с Русской православной церкви все обязательства перед Константинопольским патриархатом и открывает ей, ранее недоступные, широкие возможности.

Раз уж Фанар задействовал для своих целей светские ресурсы американской и украинской администрации, принявшей все необходимые политические, дипломатически и финансовые меры для достижение вожделенной автокефалии, Русская православная церковь может столь же прямо, открыто и недвусмысленно обратиться за поддержкой к правительству России.

Да, формально церковь у нас пока отделена от государства. Но разве не могут помогать Церкви её прихожане, находящиеся на разных высоких должностях, включая министерские и выше. Это, во-первых.

А, во-вторых, Фанар первым нарушил нейтралитет, первым вовлёк церковные институты в политические игры, и не оставил Москве другого выбора, кроме как ответить так же. Отказавшись от долгой кропотливой работы по согласованию интересов всех поместных церквей, по богословскому и каноническому обоснованию своих притязаний, сделав ставку на прямое силовое давление, Константинопольский патриархат ввязался в игру, в которой Москва играет заведомо лучше. И позиции в которой у неё намного прочнее и увереннее.

Если дело дойдёт до прямого противостояния церквей с применением и участием государственного аппарата, шансы Варфоломея против Кирилла стремятся к нулю.

У Варфоломея нет своей материальной базы и своего силового ресурса. В нынешней украинской авантюре он опирается на поддержку властей США (которые, скорее, манипулируют им и в любой момент могут предать, стоит Путину договориться с Трампом) и властей Украины (которые в любой момент могут слететь, стоит России чуть посильнее нажать). Собственных ресурсов у него нет, в Стамбуле он живёт на положении иждивенца турецких властей, способных устроить ему, при желании, весьма интересную жизнь.

У патриарха Кирилла подобные ресурсы есть. Президент с премьер-министром на пасхальном богослужении святителя, министр обороны с крестным знамением принимающий Парады Победы, главы корпораций, жертвующие миллионы Русской православной церкви – это всё смотрится внушительно и многозначительно.

Другое дело, что всё это практически не использовалось за всю постсоветскую историю России. Богу – богово, кесарю – кесарево; до поры, до времени Церковь и власть в России спокойно сосуществовали согласно этому принципу. Церковь практически не лезла в политику, власть – в религию, предоставляя друг другу каждому разбираться в своей епархии.

Но теперь, когда проблемы и цели Кремля и патриархата совпали, они могут объединить усилия. У обоих Запад сманивает Украину, у обоих на границе растят нового врага. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы предположить дальнейшее.

Собственно, и предполагать даже не надо. Совет Безопасности России, собранный на прошлой неделе для обсуждения положения православных на Украине в свете грядущей автокефалии, обозначил намерения довольно чётко. Кремль готовится задействовать все ресурсы для отстаивания интересов Русской православной церкви и её прихожан. А ресурсы эти многочисленны и разнообразны.

Турецкая православная церковь подала иск в турецкий суд на патриарха Варфоломея, в связи с его, как указывает истец, незаконным и превышающим полномочия решением о предоставлении автокефалии.

Турецкая православная церковь не признана ни одной канонической поместной церковью, но турецкого суда это не касается и если он решит, что гражданин Турции, известный как патриарх Варфоломей, нарушил турецкие законы, последствия для гражданина могут быть печальными. А что, если президент России позвонит президенту Турции и пообещает хорошую скидку на комплексы С-400 в обмен на нужное решение суда? А что, если Русская православная церковь решит признать Турецкую православную церковь в качестве канонической, дать её томос, автокефалию и все права на духовное окормление прихожан Константинополя, то бишь Стамбула? У Константинопольского патриарха не останется ничего, даже имени.

Да, это будет нарушением всех канонов и правил, но первым это затеял Фанар, а потому если Москва захочет сыграть в эту же игру, винить Варфоломею будет некого, кроме самого себя. Это он политизировал церковные дела и мировое православие, он поставил всех патриархов и иерархов перед выбором, с кем они – с Москвой или Константинополем? Учитывая, насколько эфемерным выглядит Константинопольский патриархат, и какая мощь стоит за Московским патриархатом, выбор этот представляется отнюдь не очевидным.

Из предстоятелей поместных церквей однозначно в поддержку Варфоломея не высказался пока что никто. Иерархи либо отмалчиваются, либо призывают к миру, либо выражают поддержку РПЦ. Если по поместным церквям поедут дипломаты и представителя Кремля, спонсоры и благотворители с обещанием крупных пожертвований на те или иные нужды, Русская православная церковь может образовать вокруг себя коалицию большинства, и тогда Константинопольский патриархат рискует остаться не то, что в меньшинстве, а попросту в изоляции. А там недалеко и до смены патриарха, и до перемены решения касательно томоса и автокефалии. Раз уж теперь всё делается так просто, то и назад отыграть будет не сильно сложнее.

Побочным эффектом всех этих межцерковных дел и войн может стать не только возвращение церкви в политику, но и обратный процесс – увлечение мирян религией. После довольно индифферентного XV века в Европе, когда до Бога и веры было мало дела не только мирянам, но и священникам, а Ватикан погряз в разврате и пороке, пришёл XVI век с его Реформацией, Контрреформацией, протестантами, Лигой Гизов, Варфоломеевской ночью, заговором Гая Фокса и страшными религиозными войнами. Почувствовав реальную угрозу со стороны опасного противника, католический престол собрался, обновился и мобилизовал миллионы католиков на защиту веры от опасной ереси. Политика и религия переплелись тогда, как никогда, и отличить одно от другого было практически невозможно.

Эти времена могут повториться. Тихие лояльные граждане Украины, будучи заодно и прихожанами УПЦ МП, теперь, когда их будут заставлять сменить церковь, а, по мнению многих, и веру, могут утратить свою лояльность. Или попросту её сменить. Если лояльность православию для них теперь будет жёстко привязана к лояльности нынешним властям, многие могут сделать иной выбор.

Принадлежность к УПЦ МП будет теперь своеобразной формой оппозиции к власти, и подавлять эту оппозицию силой значит нарваться на встречную силу. Поток добровольцев в защиту истинного православия может не сравниться с потоком добровольцев в защиту Русского мира. И тогда может разгореться такая война, в которой запросто сгорит вся Украина.

Зря патриарх Варфоломей нарушил сложившийся статус-кво. Он сдвинул такие опоры, обрушение которых может выдержать только что-то по-настоящему крепкое, сильное и мощное. Константинополь с Киевом не производят такого впечатления. В отличие от Москвы и Русской православной церкви.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Mstislav
Карма: 999
17.10.2018 16:26, #32837
"О возвращении религии в политику и церкви во власть"
Церковь всегда и везде была и во власти, и в политике."

"У патриарха Кирилла подобные ресурсы есть. Президент с премьер-министром на пасхальном богослужении святителя, министр обороны с крестным знамением принимающий Парады Победы, главы корпораций, жертвующие миллионы Русской православной церкви – это всё смотрится внушительно и многозначительно."
Какая идиллия, но вот интересно, что жертвуют РПЦ миллионы простых граждан и каково их отношение к РПЦ, ведь ещё "На стоглавом соборе Иван IV обличал злоупотребления священнослужителей (особенно корыстолюбие иерархов — собственников больших земель) и многие другие непорядки в церкви." (П.К.Иванов, "Тайны святых").
Интересно, корыстолюбие и непорядки изжиты или нет, ведь для этого прошло куда, как достаточно времени?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть