Власть возникает как договор о ненападении между несколькими равновесными группами. Они и выдвигают того, кто станет президентом. Функции президента - арбитраж в целях сохранения баланса сил между властными группировками. Каждая группировка представлена своим лидером. Лидера каждой группировки назначает президент, но не произвольно, а с учётом расклада сил в ключевых подгруппах каждой группы.
Если лидер одной из группировок чрезмерно усиливается, лидеры других группировок просят президента выровнять ситуацию. И президент выравнивает. Если он не станет этого делать, группы отставят свои разногласия и объединятся против президента. Потому что усиление одного из них влечёт опрокидывание сложившейся структуры власти. Не допустить этого – их общий интерес. На этой основе они могут войти в блок против президента.
Не допустить возникновение такого блока – задача любого президента. В принципе, объединение нескольких групп против какой-то одной вполне может блокировать эту группу, но решение президента тут решающее. Именно ради этого президент и нужен всем группам. Если группы решат, что президент больше им не нужен, ибо опасен, они в состоянии его изолировать и добиться отставки. Они выдвинут другого президента, и если они сговорятся с зарубежными группами влияния, то это удастся им ещё легче.
А они непременно сговорятся, ибо в России у всех властных групп от либералов до силовиков за границей остались какие-то счета или живущие родственники. То есть зацепки остались у всех, никто полностью связи не порвал.
В таком раскладе президент обречён применять огромные усилия для сохранения баланса сил во власти и предотвращения сговора против себя. Может он это сделать только в случае приложения всех сил к сохранению позиций каждой группы – только тогда он останется им нужным. Сохранение системы власти в балансе означает именно сохранение позиций каждой группы в неущемлённом состоянии. Забота о сохранении системы защиты интересов всех элитных групп – первое и главное дело президента.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Для сохранения этих интересов в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды президент порой идёт на непопулярные у населения меры. Причина не в желании угодить богатым против бедных, на чём строят свою пропаганду популистские оппозиционные группы. Всё глубже. Интересы элитных групп, прежде всего, лежат в экономике и работе предприятий. Любая попытка изменить что-то в интересах других групп элиты есть попытка провести изменения в работе предприятий и обслуживающих их банков.
А такие изменения могут привести не к улучшению, а ухудшению работы предприятий. Ибо любая инновация – это сбой настроек системы и новые вводные, на адаптацию к которым нужно время. То есть это ударит не только по результатам работы предприятий, но и по работникам, а так как работники – это электорат, то президент стремится не допустить превращения недовольства собственников и недовольства работников в одно целое. Это не всегда удаётся, но стремление присутствует.
Объективно, если требуется коренная реформа экономики, то президент не идёт на это до тех пор, пока полностью на придут в негодность имеющиеся рычаги управления. Когда это случится, не будет сопротивления со стороны крупных собственников и управляющих отраслями. Или это сопротивление будет блокировано требованиями работников. При этом работники не станут возмущаться, если в результате реформ сначала будет иметь место снижение уровня жизни, как всегда бывает, когда старая система сломана, а новая пока создаётся. То есть работники должны понимать, что сохранение системы хуже, чем её замена, сопровождаемая неизбежным временных ухудшением жизни.
Поймать точку совпадения согласия элит и общества на перемены – не только вопрос политического искусства, но вопрос выживания политика, а ещё более важное – выживания возглавляемого им государства. А поскольку критерии тут только субъективные, то у всех в обществе разное мнение о том, когда такой момент наступит.
Если президент замыслит ввести в систему новые силы, он начнёт их создавать и продвигать. Старые элиты немедленно увидят это и попросят прекратить или не попросят, как и произошло со Сталиным и старыми элитами в 1953 году. Это станет моментом кризиса: если президент согласится – он покажет слабость и погубит себя. Если не согласится – вступит в войну с ними, и это будет авантюра, грозящая государству смертью. Это единственная и главная причина, по который Путин не подтягивает во власть так называемых патриотов и не пытается сделать из них альтернативный корпус элиты, которому можно передать власть в период кризиса.
В этом случае возникнет такой страшный системный кризис власти, что развал станы будет иметь примерно 90% вероятности, и только 10% будет иметь вероятность успеха. Понятно, что ни один вменяемый руководитель страны на это не пойдёт. Он предпочтёт выжидать дальнейшего изменения в состоянии экономики и раскладе сил. Именно они создадут новые возможности – с учётом внешнеполитического фактора, имеющего громадное, если не вообще определяющее значение. В любом случае оперировать президент намерен с имеющимися во власти силами и не создавать новых. Пока не создавать новых.
Всем, кто требует от президента способствования созданию новой, левоцентристской и нелиберальной элиты, должен понимать – такое действие означает перчатку войны, брошенную президентом нынешним элитам. Война – это взаимное уничтожение участвующих в ней сил. Позволить себе сейчас такую безумную роскошь Россия не в состоянии.
Именно этим и определяются все шаги Путина по составу правительства и по содержанию внутренней политики, вызывающей столько споров и нареканий. Иной путь – это диктатура. И поскольку такой путь ещё более нереален, то существующая актуальная политика является единственно возможной из всех вариантов. Это политика выжидания условий для мелких шагов и совершения этих шагов по мере возможности. Политика – это действительно искусство возможного, а не желаемого.
Комментарии читателей (6):
Вопрос целесообразней поставить по другому: почему граждане терпят эти "элиты". Вариантов ответов на него несколько и, думается, в ближайшее время эти ответы сольются в один, что резко сузит параметры возможных маневров.
"При этом работники не станут возмущаться, если в результате реформ сначала будет иметь место снижение уровня жизни, как всегда бывает, когда старая система сломана, а новая пока создаётся."
Старая песня, как бы на новый лад: почему работники не обязаны возмущаться, при том, что часть общества откровенно беситься с жиру при ухудшающемся положении? Не возмущаются по той причине, что понимают, что срыв управления гораздо хуже плохого управления, но если управленцы целенаправленно ухудшают КАЧЕСТВО управления, то рано или поздно мнение граждан под давлением искусственно созданных обстоятельств неизбежно поменяется.
Судя по состоянию дел, многие, т.н. "эксперты" всех времен и народов думают только о себе любимых, в связи с чем вспоминается эксперт по экономике, ныне почивший, с фамилией Спросителифшица, заявивший: экономика, как женщина, разве ее поймешь, из чего следует, что сей гражданин не понимал не только экономику, но и женщин.
Предвидя возмущение некоторой категории граждан привожу: «De mortuis — veritas!» (О мертвых - правду!).
1) Забота о сохранении системы защиты интересов всех элитных групп – первое и главное дело президента.
2) Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.