Состоявшийся визит эмира Государства Катар шейха Тамим бин Хамад Аль Тани в Германию и его переговоры с высшим руководством страны наводят на многие мысли и размышления и позволяют сделать далеко идущие выводы.
Во-первых, был прорван фронт так называемых санкций, наложенных на Катар рядом соседних арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Если учесть, что Германия является неформальным лидером Европы, то можно сказать, что санкционный режим со стороны европейских государств прорван. Кроме того, если в начале арабского конфликта Д.Трамп склонялся на сторону Эр-Рияда, то после визита катарского эмира в США в этом году, он, по крайней мере, занял нейтральную позицию. А если учесть, что Пентагон начал расширять свою базу Аль-Удейд рядом с Дохой, то это косвенный и прямой намек саудовцам не трогать эмират. Россия с самого начала конфликта заняла нейтральную позицию, неоднократно советуя участникам конфликта заняться мирными переговорами и решить все возникшие между ними проблемы за столом переговоров.
Таким образом, санкции против Катара не поддерживают Соединенные Штаты, которые там имеют решающее слово, ни Европа, ни Россия плюс те организации, с которыми активно сотрудничает Москва – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ряд других.
Кстати, в ШОС входят Китай и Индия, население которых приближается к трем миллиардов человек, а сам Катар подал заявку в эту организацию в качестве государства-наблюдателя. И тогда возникает вопрос, так кто же в мире поддерживает неразумную политику санкций наследного принца Мохаммеда бин Салмана Аль Сауда в отношении Катара? Ведь общеизвестно, что Катар не вел войн против Саудовской Аравии, не оккупировал часть саудовской территории, так зачем же эти санкции? Видимо, саудовцам в условиях обжигающего аравийского солнца захотелось подражать некоторым заокеанским правителям.
Во-вторых, хорошо известно, что любая политика определяется экономическими факторами. Катарский эмир хорошо выучил эту азбучную истину и поэтому поехал в Германию не с пустыми руками. Официально визит назывался рабочим и был приурочен к открытию Форума предпринимателей и инвестиций Катара в Германии, который состоялся 7 сентября текущего года. Форум проводится в то время, когда инвестиции Катара в Германию превышают 25 млрд. евро в жизненно важных секторах, таких как автомобили, информационные технологии и банковские услуги, и в свете общего стремления как со стороны Катара, так и Германии в поощрении и развитии взаимных инвестиций.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отношения между Катаром и Германией неуклонно улучшаются и растут по восходящей, поскольку эмират стал важным партнером Германии в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Торговым отношениям между двумя странами более 60 лет, а дипломатические отношения установлены более 40 лет. Экономическое и инвестиционное событие, отметила газета Gulf Times, воплощает в себе силу и надежность катарско-германских отношений, поскольку оно основано на взаимном доверии и общем видении. Мероприятие также считается краеугольным камнем сотрудничества Германии с арабским миром.
Сотрудничество между Катаром и Германией в различных областях включает партнерские отношения в различных областях, таких как наука, образование, техническая подготовка, исследования, разработка и новые и возобновляемые технологии и другие. За последние годы торговые отношения между Дохой и Берлином значительно расширились, и теперь на рынке Катара работают более 300 немецких компаний. Увеличение торгового обмена между двумя странами сделало Германию одним из важнейших торговых партнеров в регионе Персидского залива.
Ныне Катар собирается вложить в экономику Германии 10 млрд евро в течение 5 лет, заявил на открытии катарско-немецкого инвестиционного форума в Берлине эмир Государства Катар шейх Тамим бен Хамад Аль Тани. Он напомнил, что отношения между двумя странами начались более 60 лет назад и переросли в стратегическое партнерство.
«Германия считается важным направлением для катарских инвестиций, которые доросли до показателя почти в 25 миллиардов евро, - отметил катарский эмир. - Мы уверены в силе немецкой экономики и объявляем, что Катар вложит в нее еще десять миллиардов евро в течение пяти лет». Он уточнил, что Катар инвестирует в такие отрасли немецкой экономики, как производство машин, информационные технологии, банки, при этом он отметил, что ныне в Катаре, несмотря на саудовские санкции, работают более 300 немецких компаний.
Многие из этих компаний уже участвуют в проектах, направленных на развитие инфраструктуры эмирата. Например, Siemens играет активную роль в расширении сети электропередачи страны, а «Катар Рейл» также пользовался и получил ряд преимуществ от надежных услуг, предоставленных немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn International.
Германия также является основным партнером в достижении национальной программы «Видение Катара 2030 года», особенно в отношении развития экономики, основанной на технологиях и знаниях. Немецкая компания программного обеспечения SAP имеет партнерство с Катарским научно-технологическим парком, чтобы обеспечить необходимый механизм разработки программ и приложений для передачи знаний и технологий. Это способствует подготовке молодежи Катара в технических и цифровых областях и позволяет им занять соответствующее место в новом мире XXI века.
Не осталась без политеса и немецкий канцлер Ангела Меркель, которая приветствовала "растущий интерес к инвестициям в Германию". ФРГ в силу хорошей экономической ситуации является "привлекательным местом" для вложения капитала, заявила она, и по ее словам, за немецкими компаниями в мире закрепилась "выдающаяся репутация".
Канцлер отметила "множество возможностей для расширения экономических связей" с Катаром. По ее мнению, энергетический сектор, в частности производство сжиженного газа, таит в себе существенный потенциал. Катар, как известно, - крупнейший мировой экспортер сжиженного газа, и он намерен расширять производственные мощности. Подобное сотрудничество "служит надежности поставок" газа, полагает канцлер Германии.
Немецкий канцлер имеет все основания быть весьма довольной визитом катарского эмира. Только что объявлено о том, что Qatar Petroleum ведет переговоры с Uniper и RWE о сотрудничестве в рамках проекта по строительству 1го регазификационного терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Германии. Исполнительный директор Qatar Petroleum С. аль-Кааби сообщил, что обсуждается две модели участия Qatar Petroleum в сооружении СПГ-терминала: заключить договор на часть мощности терминала и таким образом получить возможности поставки СПГ или стать акционером предприятия, которое займется строительством и эксплуатацией СПГ-терминала.
Вполне понятно, что диверсификация энергопоставок очень важна для такой страны, как Германия и ей нужно много природного газа, а именно - российского газа из трубопровода и газа из других источников. В данном случае конкуренции между Катаром и Россией С. аль-Кааби не видит и это логично - СПГ очень сложно конкурировать с дешевым трубопроводным газом. А вот по поводу более чем вероятной конкуренции катарского СПГ с СПГ из США С. аль-Кааби пояснений не дал.
Вопрос очень важный, поскольку США планируют нарастить производство СПГ и прилагают максимальные усилия для подготовки рынков сбыта. В ходе переговоров в июне 2018 г президент США Д. Трамп добился от главы Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера заверения о том, что страны Европы планируют увеличить закупки СПГ из США. Для этого, возможно, в Европе будет построено от 9 до 11 регазификационных терминалов.
Несмотря на возможное столкновение интересов с США, Катар не намерен так просто уступить статус лидера на рынке СПГ. К 2023-2024 годам Катар планирует расширить мощности по сжижению газа примерно на 1/3, что позволит стране вывести производство на уровень в 100-108 млн т СПГ/год. Вполне понятно, что тесное сотрудничество с Катаром в области поставок газа поможет А.Меркель ослабить американскую экономическую и политическую удавку.
Проанализировав визит катарского эмира в Германию, можно сделать простой вывод, что визит способствовал дальнейшему качественному развитию отношений между двумя странами. Германия добилась новых огромных вложений в свою экономику, новых поставок газа и расширения участия немецких компаний в эмирате. Катар в качестве Германии видит надежного политического партнера, который в условиях санкционной политики против Катара, по крайней мере, сейчас, стоит на его стороне. Другими словами, свою политическую поддержку Берлин обменял на выгодные экономические и финансовые привилегии со стороны Катара. Обе стороны остались весьма довольны.
Если две страны добились своих целей, то в данном случае им следует не только позавидовать, но и взять пример, как надо вести дела, как России надо обменивать политическую протекцию на экономические и финансовые выгоды. Помните, как к нам приезжал король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул Азиз Аль Сауд, который привез с собой весь двор с их домочадцами. И чем все это закончилось? Да ни чем. Саудовские активы в США составляют от 750 миллиардов до 1 триллиона долларов, а сколько в России? Просто жалко говорить. Во время своего визита Д.Трамп сумел подписать с саудовцами $100 миллиардный контракт на поставку американского вооружения сразу же и $300 миллиардный контракт на поставки в будущем. А к нам приезжал неизвестно какой-то принц Бандар ибн Султан Аль Сауд, который за жалкий $15 миллиардный контракт предлагал приобрести не российскую протекцию, а чтобы Россия полностью изменила свою политику на Ближнем Востоке. Просто смех какой-то.
Германия примерно за такие же катарские деньги, которые к тому же будут вложены в немецкую экономику, приобрела сильное экономическое и политическое влияние в регионе Персидского залива. Может быть, нашим чиновникам следует поучиться у немцев, как надо вести дела на Ближнем Востоке. Мы научились вести независимую политику, теперь надо учиться вести выгодной экономический курс и не только на Ближнем Востоке. И в данном случае визит эмира Катара в Германию может послужить для всех примером.
Комментарии читателей (0):