После окончательной зачистки лагеря Ярмук в пригороде Дамаска и ликвидации других бармалейских котлов в западной и центральной части страны, перед правительством Сирии встала задача по разгрому оппозиционных анклавов на юге. Вот уже третью неделю подряд авиация САР разбрасывает листовки с призывом сложить оружие над подконтрольными боевикам территориями в провинциях Дараа, эс-Сувейда и Кунейтра, граничащих с Израилем и Иорданией.
Сейчас там сезон пыльных бурь, но как только хамсин уйдет, сирийская армия начнет одно из важнейших сражений этой долгой и тяжелой для нее войны. Пока войска перебазируются, накапливают силы, подтягивают снабжение, политики определяют границы так называемых красных линий, которые вскоре определят весь ход последующих событий. Главной из них сейчас считается позиция Израиля.
На протяжении всего конфликта Тель-Авив тщательно следил за усилением противостоящих ему палестинских и шиитских группировок, а также других вооруженных отрядов, подконтрольных Ирану. Израильская авиация периодически наносила удары по их позициям, складам и учебным центрам. В процессе нередко накрывая и подразделения сирийской армии, а также выбивая элементы инфраструктуры ПВО Сирии, как несущие угрозу самолетам ЦАХАЛ. Тот факт, что результат часто оказывался на руку силам оппозиции всех видов умеренности, Израилем полностью игнорировался.
Ситуацию сглаживала редкость инцидентов и их незначительность на фоне масштаба боев в других частях страны. Происшествия удавалось списать на отдельные исключительные случаи или на вынужденные ответные шаги после "немотивированной агрессии против Израиля". Однако сейчас вопрос позиции Израиля становится ребром, и судя по заявлению Тель-Авива, Москве удалось найти компромиссное решение.
Как сообщают источники, Израиль не станет вмешиваться в операцию САА на юге Сирии при условии, что в ней не будут принимать участие "иностранные вооруженные формирования". Ту же позицию озвучила и Москва. Остается понять, в какой степени с ней согласятся Иран, ХЕЗБОЛЛА и другие участники событий.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На данный момент известно о переброске на исходные позиции на юге страны 4-й бронетанковой, 5-й, 7-й и 9-й пехотных дивизий САА. Если операция будет реализована только этими силами (естественно, не без поддержки ВКС РФ) то тем самым наглядно подтвердится достижение Россией ведущей роли в регионе Ближнего Востока, по меньшей мере, в качестве всеми там признанного арбитра.
Однако пока существуют основания, формирующие неопределенность. Свою позицию публично не обозначил Иран, зато в составе перебрасываемых на юг частей САР значится Лива-аль-Кудс - палестинская бригада, созданная под эгидой иранского Корпуса Стражей Исламской Революции в 2013 году и активно воюющая против исламистов в составе САА. Ее использование в боях, безусловно, будет воспринято Израилем как нарушение достигнутого компромисса, а значит поводом к вмешательству в боевые действия. Только на этот раз результат почти наверняка станет трактоваться всеми в качестве прямой интервенции. Командование ЦАХАЛ такой вариант развития событий не исключает. На Голаны подтягиваются дополнительные военные силы, в стране объявлена частичная мобилизация отдельных категорий резервистов.
Естественно, не обошлось дело и без попытки вмешательства со стороны США. В субботу, 26 мая, администрация Белого дома направила в Россию официальное предупреждение с требованием принудить Асада отказаться от операции на юге страны. В качестве повода Вашингтон воспользовался фактом наличия там одной из зон деэскалации, режим которой окажется нарушенным.
В США хорошо понимают, что этот исламистский анклав стал единственной преградой, отделяющей Америку от полного геополитического и даже военного краха на Ближнем Востоке. Имеющейся у США в Сирии 2,5 тыс. "пехоты" для сколько-нибудь успешного противостояния с основными силами сирийской армии явно недостаточно. Особенно в условиях, когда им уже не надо будет отвлекаться на добивание котлов в тылу.
Как и следовало ожидать, американский ультиматум сторонами был оставлен без внимания и какой-либо публичной реакции. Это лучше всего показывает истинный размер возможностей и значения США, по меньшей мере, в сирийском конфликте, а также неотвратимость самого наступления.
Остается лишь дождаться, когда закончится хамсин.
Комментарии читателей (0):