В последнее время, особенно в истекшие полтора-два года, по мере появления в войсках и на выставках вооружений новых российских систем, американские наблюдатели все чаще делают для себя весьма сенсационные и все более неприятные открытия. Фундаментальная стратегия обеспечения национальной безопасности США, известная как "Стратегия серебряной пули", больше не работает.
Вдвойне неприятным оказывается тот факт, что отменяющие ее российские разработки зачастую не являются новейшими или даже просто новыми. Чаще всего они оказываются лишь в той или иной степени модернизированными системами советского или раннего постсоветского периода.
Хорошим тому примером может служить история с одной российской РЛС. Осенью прошлого года издание The National Interest внезапно "открыло" систему, фактически отменяющую физические и технические решения, лежащие в основе американской технологии «стелс». По мере появления новых деталей глубина шока американских военных только увеличивается.
Если вкратце, заокеанские инженеры обратили внимание на важную особенность радаров того времени. Будучи моностатическими, они одновременно совмещали в себе как передатчик, так и приемник сигнала. При этом в процессе работы назад возвращалось не более четверти излученной энергии, а мощность передатчика сильно ограничивалась техническими факторами – от собственно возможностей излучающей аппаратуры до физических размеров локаторных решеток.
Идея радионевидимости заключалась не в том, что самолет становился невидимым на самом деле. Просто путем конструктивных решений и разного рода покрытий удалось сильно снизить мощность радиосигнала, отражаемого в сторону локатора. На практике это означало возможность стелс-самолетов выходить на дальность применения своего оружия, оставаясь невидимыми для противника. Либо оказываться обнаруженными батареями ЗРК на дальностях, не оставляющих времени на прицельный выстрел. Существовали и другие преимущества, например, возможность скрытного преодоления рубежей ПВО в режиме обхода зон уверенного обнаружения локаторов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Именно потому американцы так много носились с понятием поколений в современной авиации и постоянно доказывали превосходство своих стелс-машин (начиная с бомбардировщиков B-1 Lancer и B-2 Spirit и заканчивая истребителями F-22 Raptor и конечно же примой - F-35 Lightning II) над любыми прочими самолетами "без стелс". Дошло до того, что технологию невидимости они начали пытаться примешивать не только к самолетам или ракетам, но даже к танкам и кораблям. Если радионевидимость это безусловное преимущество в бою, то почему бы его не давать всему американскому оружию для еще большего его превосходства над всеми прочими "врагами Америки"?
И тут вдруг оказалось, что еще в 1999 году в России была разработана радиолокационная система "Струна-1", принципиально отличавшаяся от всех прочих. В ней излучатель и приемник сигнала были не просто разделены в отдельные модули, они являлись совершенно отдельными элементами, работавшими далеко друг от друга. Правда, тогда новая система имела значительное количество так называемых детских болезней, что существенно ограничивало ее практические возможности. Однако за прошедшие годы "струну" удалось сильно модернизировать, в результате чего появился комплекс "Барьер-Е", который вот это само понятие радионевидимости любых самолетов противника практически полностью убивает.
Тот же F-35 не то чтобы невидим совсем. И даже его хваленые покрытия не работают губкой для радиоволн. Просто конструктивно он сделан так, чтобы наибольшее количество пришедшей от локатора энергии отражалось во все другие стороны и рассеивалось в пространстве. То есть обычный радар его не видит, к нему почти не возвращается отраженный сигнал, но вот мобильные (на колесной базе) приемные станции "Барьер-Е", разнесенные лучами с шагом до полусотни километров между точками, этот сигнал улавливают отлично. А учитывая их высокую чувствительность, он может быть слабым почти до уровня естественного фона. Причем сами приемники не излучают ничего, а значит бортовая аппаратура не может вычислить, что невидимка давно уже взят на сопровождение российскими средствами ПВО.
В результате на основе одного радара можно разворачивать систему наблюдения за воздушной обстановкой шириной до 500 км. Причем, будучи интегрированной в общее цифровое поле, "Барьер-Е" способен обеспечивать скрытное сопровождение воздушных целей и выработку предварительного целеуказания для стрельбовых комплексов батарей ЗУР. Таким образом, вероятность поражения цели первой ракетой приближается к единице.
Пока "Барьер-Е" еще не всесилен. Он способен находить и сопровождать цели на высотах до поверхности земли до семи километров. Один комплекс может создавать барьер наблюдения глубиной всего 12 километров. Современные самолеты умеют летать гораздо выше, вот только там они уже очень хорошо видны другими типами радаров. А в пределах "своей" зоны ответственности, "Барьер-Е", как оказалось, видит действительно все. Не только самолеты, но и крылатые ракеты, и даже парашюты, которые прочими радарами вообще в принципе не видны. Что интересно, поднятый на мачте на высоту 25 метров приемник "Барьера" работает не только с прямым сигналом, но и с эхом переотражения от поверхности земли, то есть ведет селекцию целей как бы на фоне местности. Тем самым понятие «стелс» фактически исключается как класс.
Сейчас самым главным вопросом американских аналитиков стал поиск ответа на вопрос: сколько таких "барьеров" Россия развернула уже, и на что намекал ее министр обороны, доложивший президенту об окончании работ по созданию сплошного и всеобъемлющего радиолокационного наблюдательного поля по всему периметру границ РФ? И как теперь с этими русскими воевать, если самолеты перестали быть невидимыми?
Комментарии читателей (0):