Процессы, приведшие к социальному взрыву в Армении, имеют многоуровневый характер. Их нельзя сводить к коррупции элит, внешнему вилянию или социальному опыту армянского народа. Природа случившегося в Армении имеет, прежде всего, системный характер: решая проблему модернизации, Армения проходит через этапы развития капитализма, и все кризисы в республике есть проявления кризиса именно этой социальной системы.
Экономические законы так же объективны, как и физические. Закон концентрации капитала и управления при капитализме привёл к тому, что в Армении весь прибыльный бизнес оказался под контролем группы в несколько человек, образовавших верхушку правящего буржуазного класса. Образовалась монополия на собственность, возникшая в результате монополии на власть. Эта монополия на власть была так оформлена в легитимном политическом процессе, что любая попытка изменить ситуацию в рамках легальных процедур была невозможна. Законных демократичных способов изменения расклада сил в обществе не существовало. Все изменения оказались возможными только за рамками легитимного политического пространства, вне рамок правового поля.
Кстати, именно это и стало причиной критического отношения России к происходящему в Армении. Мы как государство не можем поддерживать процессы, формирующиеся и протекающие за пределами легальных государственных норм и правил. Но, понимая так же и то, что существующие нормы в Армении являются тупиком и не могут разрешить конфликт власти и общества, Россия в то же время признала легитимность требования армянского народа к армянской власти и не стала демонизировать армянскую оппозицию.
Эта позиция России нашла понимание у армянского народа и привела к возможности участия наших дипломатов в межармянских переговорах, что помогло достижению взаимопонимания всех сил, участвующих в конфликте. Миновав стадию силовой эскалации, кризис сразу утратил движущие силы и перетёк в русло официальных публичных регламентов. 8-го мая в Армении, скорее всего, состоятся выборы главы оппозиции на пост главы государства, которым там является премьер-министр. Последует новая перенастройка отношений власти и оппозиции. Это шаг в направлении модернизации.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако никуда не денутся все имеющиеся политические силы и сложившаяся структура собственности, которую они будут защищать от передела. Поэтому расклад сил в парламенте и в экономике не будут в равновесии, потому что надстройка всегда является выражением ситуации в базисе, то есть политика отражает расклад сил в экономике. Тут предстоит борьба и будет ещё много поводов для конфликта.
В экономике Армении, какой бы простой по структуре она ни была, господствующий местный монополистический капитал вступил в конфликт с капиталом средним и малым, который требует пространства для роста. Это конфликт не классовый, а внутриклассовый, в который оказалось втянуто всё общество. Общество втянуто в конфликт, классово чуждый интересам большинства населения, но понимание этой особенности отсутствует. Общество понимает конфликт крупного и среднего капитала за место на рынке на бытовом уровне - как борьбу народа с плохим начальством.
То, что от смены начальства для ходящего каждый день на работу народа ничего не изменится, если у кормушки просто добавится количество требующих своей доли едоков, никем в Армении не осознаётся, потому что для осознания этого факта требуется наличие сильной социал-демократической партии. А в Армении нет такой партии и нет предпосылок её возникновения - экономика Армении носит архаичный и в каких-то секторах почти патриархальный характер.
Тут нет или почти нет промышленности и армии рабочего класса со своими оформленными интересами. Нет независимых профсоюзов. Трудящиеся, безусловно, есть, есть и конфликт Труда и Капитала, но нет социального института, способного решать эти противоречия в политическом процессе без перерастания его в гражданскую войну. Это болезнь раннекапиталистического общества с незрелыми социальными институтами, когда в политическом процессе не исключены силовые противостояния и эксцессы разрушения государственности.
Именно в отсутствии такой зрелой социал-демократической партии и зрелых профсоюзов и проявляется архаичность социальной структуры армянского общества. Здесь преобладают мелкобуржуазные слои, занятые в ремесленничестве, сервисе и торговле, а так же группы городского мещанства, представляющие так называемый "средний класс". Это городские обыватели, клерки, служащие и интеллигенция, напрямую или через государство обслуживающие интересы капитала. Есть ещё и лица свободных профессий - адвокаты, врачи, нотариусы, разного рода репетиторы-консультанты и свободные журналисты.
Есть и крестьяне, но они отличаются архаичностью условий труда и быта. Из-за отсутствия индустрии отсутствует класс рабочих, а из-за этого отсутствует и партия или движение, способные через влияние на профсоюзы, правительство и парламент согласовывать групповые конфликтующие интересы, умеющие влиять на разрешение конфликтов путём использования стандартных переговорных процедур, мобилизации общественного мнения и предохранения власти от диктаторских замашек, замыкания в себе и вырождения в антинародную клику, что едва не произошло в Армении.
Неразвитость экономических институтов Армении привело к неразвитости его социальных институтов и отсутствию навыков деятельности в условиях реальной демократии, где существует сложная система сдержек и противовесов и налажены процедуры взаимодействия и постоянных социальных коммуникаций. Где у общества имеется высокий уровень политической культуры и существует возможность самонастройки общества, защиты своих интересов через действующие институты, а не путём баррикад и захвата правительственных учреждений.
Социальная структура в Армении построена таким образом, что господствующая партия отражает интересы господствующего высшего чиновничества, а его интересы объявлены интересами нации. Мы говорим «Саргсян» - подразумеваем «Армения», говорим «Армения» - подразумеваем «Саргсян». Причём Республиканская партия Армении оказалась таким коллективным "Саргсяном-Кочаряном", и в принципе могла называться как угодно ещё - суть ситуации господства узкой клики в Армении от этого не меняется. Народ Армении с этим оказался категорически не согласен, и невозможность донести своё мнение до власти привела к кризису, едва не обрушившему армянскую государственность.
Силой, много лет помогавшей завести Армению в нынешний тупик противостояния, были многочисленные западные НКО. В маленькой Армении сейчас действует около 2 000 американских дипломатов. Чем занята эта армия американских дипломатов все эти годы? Разумеется, она занята коррумпированием армянской элиты и последующим управлением ею через компрометирующие рычаги.
Конечно, часть армянской элиты ворует. Наворованное она вывозит в США и на Запад, а в обмен даёт американцам различные политические уступки, надеясь на гарантии неприкосновенности своего вывезенного капитала. Возникла проблема несоответствия интересов армянской буржуазной элиты и армянского народа. Причём крупная буржуазная элита Армении вступила в конфликт интересов с мелкой и средней армянской буржуазией, ориентированной на национальные цели и защиту национальных условий воспроизводства.
Именно поэтому в Армении появились тысячи НКО, энергетика оказалась проданной американским компаниям, а в обществе полно СМИ, на всю Армению кричащих о российской оккупации Армении и требующими «убрать 11-ю армию» с армяно-турецкой границы и тем самым утвердить «армянский суверенитет». То, что без России не только армянского суверенитета, но и самих армян не существовало бы на свете, эти СМИ не видят и видеть не хотят. Как не видят они и того факта, что суверенитет Армении - это фантазия, которую армянским горожанам вливают в головы именно западные НКО, как раз для отъёма этого суверенитета в Армению и пришедшие и достигнувшие в этом отъёме очень немалых высот.
И если бы не сдерживающее влияние российской армии, то Армения давно уже была бы Украиной - а может и вовсе бы не была. Турция ведь никуда не далась с армянской границы. А геноцида армян Турция до сих пор не признала и не признает никогда. А если так, то любое повторение для армян возможно. Курды не дадут соврать. И у кого «суверенная» - то есть без российской армии - Армения будет искать защиты? У НАТО? У Грузии? У Азербайджана? У Ирана? Не российские ли войска на армянской границе с Турцией и Ираном и являются самой лучшей гарантией армянского суверенитета?
Таким образом, системный кризис периферийного капитализма в Армении с его классовыми и социально-групповыми противоречиями приобретает черты межнационального конфликта, где капиталистические страны борются за источники сырья и рынки сбыта. Контроль над Арменией в этом случае для великих держав является ключом к контролю над Кавказом - важнейшим геополитическим регионом, где переплетены интересы всех держав, способных к силовому отстаиванию своих национальных интересов на мировой арене.
Миф о «суверенной» Армении, коей она станет в случае изгнания России, является злонамеренной лестью, за которой скрыто желание США и Британии в их борьбе с Россией обмануть армян и подчинить их своей воле, превратив их в инструмент достижения своих целей. Если даже Россия и Китай пока не могут достигнуть всеобъемлющего суверенитета и остаются в зависимости от системы доллара, то что говорить об Армении? Её суверенитет без военных и экономических гарантий России выразится лишь в наличии герба, гимна и флага.
Это суверенитет Люксембурга - без люксембургского уровня жизни. Лучше всего тут подойдёт формула «суверенитет по-украински». Между Турцией, Ираном, Азербайджаном и Грузией, своими историческими врагами, но без России, Армении просто не выжить. А США лишь поможет Армении умереть за американские интересы. Искусственное дыхание США обеспечат лишь до тех пор, пока Армения будет в состоянии воевать с Россией ради Америки. Но вряд ли армян устроит такая доля.
То есть в зеркале армянской революции мы видим попытку Армении решить модернизационные задачи, ставшие вызовами для армянского народа. Так как армянский политический класс архаичен, как армянская экономика, а кризис развёртывается в рамках системы капитализма, то он не может не нести в себе все составляющие системного кризиса капитализма.
Это выражается во внеклассовом конфликте общества и его правящего класса, во внутриклассовом конфликте крупного и мелкого капитала, а так же капитала местного и иностранного, межклассовом конфликте Труда и Капитала, региональном конфликте капиталистического центра и капиталистической периферии (конфликте грабителя и ограбляемого), а так же конфликте межнациональном, где все внутренние конфликты должны отступить на второй план перед лицом единой для всей нации внешней угрозы, выраженной в геополитическом конфликте мировых держав, борющихся за мировое господство.
То есть у армянского конфликта много уровней и все они отражают главный конфликт современности - поиск путей трансформации сложившегося способа производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Ни одно государство в мире, включая США, не может в такой ситуации обойтись без союзников. В этом отношении даже у США весьма относительный суверенитет. Объединение двух Корей уже уменьшает уровень суверенитета США, так как снижается их дипломатический и военный потенциал и возрастает зависимость от расклада сил в мире. Усиление ЕС так же влияет на сокращение суверенитета США, уменьшая их экономические возможности. А избавление Японии от американского военного присутствия и вовсе превращает США в региональную державу.
Так что важно понимать - всякий суверенитет, понимаемый как способность делать всё, что хочется, является фикцией, и его использование в пропаганде является инструментом обмана и порабощения, а не просвещения и освобождения. Мир взаимозависим, и взаимозависим давно, как минимум уже 2000 лет. Это превращает слово «суверенитет» в относительную условность. В семье людей и народов никто не суверенен друг от друга.
Полный суверенитет как апофеоз независимости - это космическое одиночество. А такое идеальное одиночество - это ад. Именно в аду души полностью одиноки. Соблазн одиночеством как идеальной свободой - это во всех мировых религиях есть соблазн сатаны. Такая жизнь бессмысленна. Так что попытки сыграть у гордых армян на чувстве национального достоинства и соблазнить их словом «суверенитет», под которым понимается идея удалить из Армении российскую армию и вывести Армению из постсоветских союзов - это путь гибели Армении в американской геополитической пасти.
Россия Армению никогда ни к чему силой не принуждала, не отнимала армянские ресурсы, ни с кем не сталкивала за свои интересы, а вот за армянские интересы всегда воевала. Или помогала Армении деньгами, политическим прикрытием и вооружениями. Америке же Армения нужна исключительно как инструмент давления на своих вассалов и врагов. Другая Армения США не нужна и ради приведения Армении в такое состояние в республике сейчас трудится армия американских дипломатов.
То есть правда состоит в том, что Армении ради выживания необходим тесный союз с Россией, но временная слабость России привела к тому, что в Армении Запад сумел вырастить армию своих агентов, убеждающих армян в том, что в их интересах пойти против своих интересов. И все эти действия сопровождаются использованием экономических и политических институтов капитализма. Со всеми плюсами и минусами этой системы. Ибо плюсы системы достаются господствующим игрокам, а минусы - всем прочим. И надежда прочих приобщиться к благам господствующих так же глупа и наивна, как надежда бедных как-нибудь приобщиться к богатству богатых.
Модернизация Армении как раз в том и состоит, чтобы так построить свою социальную структуру, чтобы в её рамках все вызовы развития решались бы не через деструктивный конфликт, а через конструктивный. Сам по себе конфликт есть благо, так как высвечивает проблему и способствует развитию общества, толкая к нахождению такого способа решения, который устраивает большинство населения.
Любое отклонение от этого принципа есть не прогресс, а регресс. Именно такого регресса удалось избежать в Армении с помощью посреднической дипломатии России. Начавшийся развиваться как деструктивный, армянский конфликт общими усилиями удалось перевести в русло конструктивного, что послужило развитию армянского социума, укреплению в нём навыков самонастройки и согласования интересов. И России удалось поучаствовать в этом процессе, доказав пользу от союзнических отношений России и Армении.
А это главный вывод из тех событий, которые в некоторых СМИ стало модным называть «армянской революцией». Это, конечно, не революция. Это болезнь роста, результатом которой станет действительно укрепление относительного (как у всех государств) армянского суверенитета. Ибо между собой договариваются сами армяне. Россия смогла исполнить функцию посредника и отсечь провокаторов. В результате выиграли все. Даже американские агенты из НКО - они не победили, но их и не закрыли. Они сохранили возможности для прежнего действия. Куда же без них?
В болезни роста, как во всякой болезни, важно разобраться, где источник инфекции, а где лекарство, и кто врачи, это лекарство предлагающие. А так же учесть, как применять правильные меры профилактики. Ведь без профилактики любая болезнь может вернуться - об этом никогда нельзя забывать. Ни в Армении, ни на Украине, ни в России, ни в Германии, ни в США. Ведь во всех странах мира сейчас решают проблему модернизации. А, значит, болеют той же болезнью. И от того, какой у человечества возникнет за ближайшие годы иммунитет, зависит жить ему в наступившем веке или нет.
Комментарии читателей (0):