Обострение торговых, - а через них и политических, - отношений Европы с США, вынуждают Евросоюз пересматривать другие стратегические направления. Среди них ведущее место занимает Китай, по значимости и объему торгово-экономическим ставший вторым, после Америки, партнером ЕС. Из 4 трлн. долл. совокупной внешней торговли Пекина за 2017 год четверть приходится на Брюссель. Это столько же, сколько с США, или со всеми странами ACEAN взятыми вместе.
Правда, партнерство это не лишено существенных недостатков. Хотя первым, самым известным, считается его убыточность, - только за первый квартал 2017 сальдо торгового баланса ЕС с Китаем упало до минус 41,7 млрд. долл., на взгляд из Брюсселя заметно более важной угрозой считается другое. Китайская экономическая экспансия в рамках проекта "Пояса и Пути" исподволь обостряет внутренние противоречия между Восточной Европой и другими частями ЕС. По мнению европейских политиков потенциально это грозит риском возникновения процессов, способных расколоть единство Общей Европы и похоронить ЕС в его нынешнем виде. Проблема в китайских инвестициях, впрочем, не только в этом.
В рамках своего глобального проекта Поднебесная рассматривает Европу в качестве одного из ключевых рынков сбыта своих товаров и услуг. Для усиления своего влияния в ЕС Пекин использует все доступные возможности по совершенствованию инфраструктуры, развитию деловых отношений, формированию позитивного образа КНР как государства и как поставщика. Также активно Красный дракон занимается инвестированием своих юаней в европейские бизнес-проекты.
В ноябре 2016 года руководство страны официально объявило о начале программы привлечения в Центральную и Восточную Европу частных китайских инвестиций в размере 10 млрд. евро. Это очень обрадовало потенциальных получателей и заметно напрягло Европарламент. Формально доля китайских инвестиций все еще невелика, в 2017 году она едва достигла 8% от совокупного денежного потока, то есть 92% денег в регион по прежнему вкладывает Евросоюз. Но возникли два нюанса. Во-первых, с ноля до 8% долю Китай нарастил всего за 8 лет и останавливаться на ней он не собирается. Во-вторых, Брюссель уже не в состоянии поддерживать прежний уровень инвестиций в ЦВЕ, после 2019 год вероятнее всего будет снижен. По меньшей мере, вдвое. Тем самым китайская доля автоматически удваивается.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А получатели это 16 стран ЦВЕ с совокупным объемом населения в 110 млн. человек, из которых 11 государств входят в ЕС, а остальные 5 пытаются туда вступить. Пока пытаются, до тех пор, пока такой шаг сулит получением "бесплатных" денег из центральных фондов Брюсселя. Так что пересмотр европейской инвестиционной политики грозит сменой приоритетов.
Важно отметить, что интеграция в ЕС требует от национальных правительств передачи части суверенных полномочий в Брюссель, в то время как Пекин получение своих инвестиций никакими политическими условиями не сопровождает. Более того, КНР активно расширяет сотрудничество не столько с ЕС через Брюссель, сколько с каждой отдельной страной ЦВЕ через формат "16+1" (16 стран ЦВЕ + Китай). И это работает.
Например, на саммите "16+1", состоявшемся в Риге, премьер КНР объявил о создании, совместно с Industrial and Commercial Bank of China, а также China Life Insurance и Fosun Group, «Китайско - Центрально и Восточно-Европейского фонда», нацеленного на финансирование проектов в ЦВЕ на сумму не менее 50 млрд. евро. Не удивительно, что визит Си Цзиньпина в Польшу, Чехию и Сербию воспринимался в Восточной Европе как знаковый. В Праге по этому поводу даже устроили парад. И не прогадали. По итогам визита китайцы подписали примерно 30 различных инвестиционных контрактов на общую сумму в 8,7 млрд. евро.
Тем самым китайские деньги начинают перетягивать на Восток большую половину (16 из 28, если считать пока еще вместе с Великобританией) членов Евросоюза, что входит в прямое противоречие как с общими интеграционными планами Брюсселя, так и видами Берлина на переформатирование ЕС в рамках "Европы двух скоростей".
Фактически руководство Общей Европы признает начало большой геополитической гонки, призом в которой как раз Европа и является. В случае успеха стратегической линии Китая, вся ее восточная и центральная часть, включая Грецию, может решить, что сближение с Китаем не просто выгоднее экономически, но еще и целесообразнее политически, чем полное и окончательное растворение в Евросоюзе. Особенно в том будущем Евросоюзе, главенство в котором, после ухода Великобритании, явного измельчания Франции и ухода американского бизнеса, неизбежно монополизирует Германия.
Впрочем, стратегически это даже хорошо. ЕС в нынешнем виде является американо-британским проектом по торможению Германии (и всего на нее ориентированного экономического кластера Европы) за счет навешивания балласта из восточноевропейских и центральноевропейских лимитрофов. Освобождение от него сделает немцам "легче дышать", и в то же время подчеркнет очевидную выгодность тесного экономического и политического сближения с Россией, как единственного варианта успешного противостояния китайской экономической экспансии. России такое развитие событий, безусловно, выгодно.
Комментарии читателей (0):