По традиции НАТО принято считать совершенно западным альянсом, основанном на военной мощи, прежде всего, США и "европейских ветеранов" - Германии, Франции, Великобритании, Италии и Бельгии с Голландией. Начавшееся после распада СССР в 1992 году расширение Блока "на Восток" выглядело лишь как своего рода успешное наступление "западных войск" на Москву.
Новые восточно-европейские участники предоставляли только территорию, но, как казалось, мало что добавляли к военной мощи Альянса. Так было раньше, но к настоящему моменту изменилось многое. Участники Североатлантического военного блока последние семь лет активно развивали инфраструктуру на новой линии соприкосновения, и ее краеугольным камнем становится Польша.
Это обусловлено стремлением Варшавы с выгодой для себя разыграть обостряющиеся противоречия между Вашингтоном и Брюсселем, и занять место, схожее с тем, которое в Европе после Второй мировой войны занимала Британия, успешно монетизировавшая роль проводника американских интересов. Из двух американских позиционных районов ПРО в Европе, на территории Польши развернут один.
Его строительство в районе Редзиково было торжественно начато 13 мая 2016 года и должно быть закончено в 2018. Комплекс сможет иметь на дежурстве около 70 "противоракет" типа "Стандарт-3" и будет обслуживаться персоналом из 300 человек. На оперативную готовность он выйдет к январю 2020 года. Кроме того, из 18 новых и модернизируемых под стандарты НАТО авиабаз в Польше расположены семь: Ласк, Мальборк, Миньск-Мазовецки, Мирославец, Повидз, Познань-Кшесины и Свидвин. Из них шесть уже принимают американские и западноевропейские боевые самолеты в рамках совместных учений сил НАТО, а также программ "коллективного патрулирования передовых рубежей".
В частности, по одной из них авиация Альянса "прикрывает" воздушное пространство Прибалтики и западной части Балтийского моря. Также в Польше развернуты два из трех учебных центров офицерского состава, центр идеологической войны, а также тыловая база материально-технического снабжения Центрального Командования сил Альянса. Изначально она находилась на Бельгии и Германии, но с 2011 года Брюссель начал ее перебазирование "восточнее".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Интерес поляков тут, прежде всего, финансовый. Создание военной базы и эксплуатация военной инфраструктуры требует масштабных вложений и вынуждает модернизировать сопутствующую гражданскую. Например, расширять шоссе, укреплять мосты, увеличивать высоту эстакад. Все это финансируется из центрального бюджета НАТО и служит драйвером экономического роста Польши.
Кроме того, сосредоточение значительного числа ключевых объектов на ее территории, в представлении руководства страны, увеличивает значимость Польши на международной арене, явно превышая ее собственный экономический, политический и военный вес. Его Варшава также стремится активно монетизировать в виде требований больше власти и полномочий в управляющих структурах Евросоюза.
Происходящее вызывает аналогии с польской политикой конца 30-х годов ХХ века, когда рост международных гарантий Польше в итоге обернулся лишь усилением неадекватности ее внешней политики.
Комментарии читателей (0):