Сегодня 50 лет со дня одного из самых громких эпизодов Вьетнамской войны - 16 марта 1968 года солдаты роты "Чарли" вошли во вьетнамскую деревушку Сонгми и убили несколько сотен жителей (в т.ч. женщин и детей), пишет телеграм-канал "Киты плывут на вписку в ЛСД". Для того, чтобы понимать трагедию Сонгми - нужно понимать контекст. Та война никогда не была "локальным конфликтом" - США бросили в бой примерно все, кроме ядерного оружия. За 10 лет было задействовано 9 млн военного персонала, 3.5 миллиона находились в Юго-Восточной Азии, 1.5 миллиона участвовали в боевых действиях или находились под огнем. 40% армии, половина корпуса морской пехоты и ВВС. Построены десятки морских баз и аэродромов.
С одной стороны была огромная индустриальная машина США, с другой - неграмотное аграрное население. Американцы планировали войну на истощение, исходя из своего очевидного превосходства в материальных ресурсах - "будем бомбить пока не сдадутся". Миллионы бомб были сброшены на Вьетнам - что привело к значительной дефорестации местности. Это было апофеозом западного рационального, технологического подхода к войне. И он провалился.
Вьетнамский генерал Во Нгуен Зяп ответил, что войны выигрывают люди, а не материальные ресурсы. На практике это означало, что вьетнамцы оказались безжалостны. 2 млн. жизней? Все население на амбразуру? Не вопрос. А вот американцы оказались куда менее толерантны к своим 60-тысячным потерям. И особенно к тому, КАК они происходили - 60% потерь несли от мин-ловушек и прочей партизанщины. Солдаты жили в состоянии тотальной паранойи - неизвестно, где напорешься на мину. И понимали, что население, которое улыбается им днем, ночью ставит растяжки.
Пока штабные аналитики чесали лбы и пытались понять, что же пошло не так, солдаты на местах искали свой ответ. И нашли - перестать быть "военным персоналом" рациональной войны, стать воинами войны старой, где правят бал животная агрессия и страх. Ответить на жестокость еще большей, иррациональной жестокостью. Именно этим и занимались солдаты капитана Медины и лейтенанта Келли в деревне Сонгми - были не винтиками армейской машины, но первобытными воинами, перемазанными в крови вражеских женщин и детей. И не они одни, разумеется - подразделение известное как Tiger Force, к примеру, вообще коллекционировало уши и скальпы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 21.03.18 Сенатор Маккейн признал военные преступления, совершенные США
- 16.03.18 Армия США приступит к созданию армии информационных мини-дронов
- 12.03.18 «Боевой заряд»: как развитие систем ПРО США способствовало модернизации Российских вооружений
- 07.01.18 Американская военная мысль: Будущее авианосных сил США
Вместе с солдатами роты "Чарли" на четвереньки встала и добрая половина Америки - Келли отсидел 3.5 года домашнего ареста и вышел национальным героем, Медина даже не попал под суд. А что получил пилот Томпсон, который тогда остановил резню, направив пулемет вертолета на своих очумевших коллег-солдат? Клеймо предателя от общества, пакет суицидальных миссий от командования (его сбивали 5 раз). Через 30 лет ему и его экипажу, спасавшему вьетнамцев, дали собачьи медальки.
Чему нас учит история Милай-Сонгми? Тому, что не бывает чистенькой, технологической, рациональной войны, в которой последние достижения техники (будь то вертолеты или дроны) аккуратно расстреливают одних только плохих парней. Где война, там и воины - люди, которые не боятся запачкать руки. А воюющему обществу, хочешь-не хочешь, придется встать на четвереньки и громким лаем приветствовать своих героев, возвращающихся с набором трофейных детских черепушек. Если вы не готовы глядеть в эту бездну - лучше, по возможности, избегать войны.
Комментарии читателей (0):