Проголосовав на съезде в Бонне за начало переговоров о воссоздании в третий раз подряд "большой коалиции", против которой, согласно опросам, выступает большинство населения страны и многие рядовые социал-демократы, старейшая партия Германии встала на путь самоуничтожения, не приблизив цель появления в ФРГ стабильного правительства.
Дорога в ад всегда вымощена добрыми намерениями. Поддавшись давлению немецкого и международного истеблишмента, деловых кругов, заинтересованных в появлении в ФРГ правительства большинства и преодолении вакуума власти после сентябрьских выборов в бундестаг, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) на своём драматическом съезде в Бонне в воскресенье 362 голосами против 279 проголосовала за начало переговоров по существу с блоком ХДС/ХСС о создании в стране "большой коалиции". В третий раз подряд.
"Мы, конечно, все вздохнули с облегчением", — выдавил из себя лидер СДПГ Мартин Шульц, на котором тем не менее не было лица, так как он понимает, что произошла лишь оттяжка неизбежного, и ему в том числе придётся за это вскоре расплатиться своей партийной карьерой.
Нахождение в двух предыдущих "больших коалициях" в качестве младшего партнёра привело к тому, что СДПГ на последних выборах показала худшие электоральные результаты в своей истории. После этого руководство партии громогласно заявило, что уходит в оппозицию и что союза с ХДС/ХСС, в котором все успехи приписывает себе канцлер ФРГ Ангела Меркель, а все неудачи списываются на социал-демократов, больше не будет. Однако после провала переговоров ХДС/ХСС с либералами и "зелёными" о создании коалиционного правительства руководство этой партии не устояло перед давлением сверху и теперь предпримет новую попытку войти во власть, которая отнюдь не обещает успеха, а ей самой грозит расколом и дальнейшей маргинализацией.
Ещё ничего не решено
Потому что окончательное слово, быть или не быть новой "большой коалиции", будет принадлежать не собравшимся в Бонне лидерам и активистам СДПГ, а почти полумиллиону рядовых членов партии, которые в случае "успеха" коалиционных переговоров должны будут проголосовать за или против. И весьма вероятно, что если среди карьеристски настроенного и ангажированного сильными мира сего руководства партии идея переговоров с ХДС/ХСС получила лишь минимальную поддержку (против была часть земельных организаций СДПГ и особенно её к молодежное крыло), то среди социал-демократического "народа" она её не получит.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возможно, дело до этого и не дойдет: чтобы "продать" обязательный к выполнению коалиционный договор своим рядовым членам, руководство СДПГ, по словам одного из её лидеров Андреа Налес, которая своей эмоциональной речью на съезде в основном и "продавила" это решение, партия намерена "торговаться до последней возможности".
Это сулит перспективу того, что договориться вообще не удастся. Разумеется, Меркель очень хочется получить канцлерство в четвёртый раз. Но если она согласится ради этого на требования социал-демократов повысить налоги и повесить новые сотни тысяч "беженцев" на шею своему богатому электорату, очень серьёзные проблемы возникнут уже в самой ХДС, которая и без того теряет избирателей в пользу "Альтернативы для Германии" (АдГ), стремительно превращающейся в "старую" ХДС, и Свободной демократической партии (СвДП). Руководство СДПГ уже озвучило требование пересмотреть появившийся после предварительных консультаций 28-страничный итоговый документ, в котором блок ХДС/ХСС пошёл на серьёзные уступки СДПГ, прежде всего именно по части миграции. На что в ответ уже прозвучали голоса, особенно со стороны членов руководства менее ангажированного в международной и европейской политике баварского Христианско-социального союза (ХСС), что это невозможно. Да и Меркель тоже не намерена делать более серьёзных уступок. Так что не слишком понятно, по поводу чего намерены "торговаться" на предстоящих переговорах лидеры СДПГ.
Официальный оптимизм
Тем не менее, несмотря на глубинный трагизм происходящего и критику боннского решения оппозицией — "гнилой компромисс" (СвДП), "историческая ошибка, угроза окончательного распыления немецкой социал-демократии "(Левая партия), — официальные власти демонстрируют дежурный оптимизм, во многом для внешнего потребления. Ситуация, когда правительство ФРГ лишь исполняет обязанности и не может принимать стратегических решений, очень пугает союзников Берлина в Европе вроде французов, замысливших повисшие в воздухе широкомасштабные реформы в ЕС, и окрыляет немецких недоброжелателей на юге и востоке Европы, несогласных прежде всего с миграционной политикой ФРГ и попытками навязывать им квоты под видом "солидарности" мигрантов, которых Меркель на свою шею приглашала в Германию.
Поэтому и. о. канцлера ФРГ и немецкий истеблишмент, послушные ему СМИ создают впечатление, что вакуум власти продлится теперь совсем недолго, что, скорее всего, в феврале коалиционные переговоры завершатся, а в марте в Германии появится правительство большинства. Хотя, согласно опросам, большинство немцев не хотят повторения "большой коалиции" ХДС/ХСС с СДПГ. Так, согласно результатам опроса ARD-Deutschlandtrend, 52% респондентов считают союз блока ХДС/ХСС с СДПГ "не очень хорошим" или "плохим" решением. Обратного мнения придерживаются 45% опрошенных. При этом идею проведения новых выборов в бундестаг поддерживают 54% респондентов, создание правительства меньшинства — 42%. Но кому интересно мнение народа, если элита решит иначе?
По словам и. о. канцлера ФРГ, на боннском съезде социал-демократов достигнут "положительный результат", "путь для коалиционных переговоров открыт".
"Для нас важно, — подчеркнула Меркель, — чтобы Германия имела стабильное правительство, которое могло бы найти ответы на вызовы будущего". Впрочем, и. о. федерального канцлера предупредила социал-демократов, что "торговаться до последней возможности" у них не получится, поскольку "документ, принятый по итогам зондирующих переговоров, устанавливает рамки, в которых мы будем вести переговоры".
Меркель добавила, что существует и целый ряд в принципе согласованных вопросов, которые ещё следует прояснить в деталях. Она предвидит: "Это потребует интенсивных переговоров. Нам предстоит ещё много работы". Действительно, дьявол часто скрывается в деталях.
Подводим итоги
Итак, если свести всё описанное выше к нескольким тезисам, то получается следующее. Во-первых, начало переговоров по существу между ХДС/ХСС и СДПГ ничего не гарантирует. Конечно, их лидеры хотят сохранить свои посты и договориться. Однако интересы избирателей, голосующих за обе партии, противоположны: одни в основном платят налоги, другие — живут за их счёт, одни меньше "любят" "беженцев", другие — больше. Во-вторых, манера, в которой социал-демократы намерены вести переговоры, совершенно не устраивает ХДС/ХСС, что резко снижает шансы на их "успешное" завершение. В-третьих, СДПГ оказалась на грани раскола и продолжает стремительно терять популярность. Согласно последним опросам, её поддерживают чуть более 18% немцев. АдГ, кстати, немногим меньше. Сколько протянет расколовшаяся партия в качестве правительственного партнёра ХДС/ХСС, как она будет участвовать во власти, имея внутри себя различные мнения по ключевым вопросам, не скажет никто.
Да, для внешнего мира бывшие и потенциальные партнёры по "большой коалиции" создали впечатление, что они готовы договориться, что ФРГ скоро получит стабильное правительство. Но это только впечатление. С другой стороны, правда и то, что провал переговоров приведёт к ещё большему сокращению популярности этих двух политических сил. Что в этом выборе чума, а что — холера в конечном счёте не так важно. Плохо и то, и другое. И то, что в Германии на деле стало меньше, а не больше стабильности.
Кто же в выигрыше?
Сложившаяся в стране ситуация после того, как продиктованная глобалистскими кругами миграционная политика Меркель расколола Германию и уничтожила политическую стабильность в стране, выгодна прежде всего АдГ. Её популярность стабильно растёт. По итогам сентябрьских выборов эта правая, консервативно-патриотическая партия заняла третье место. Если каким-то чудом Меркель и Шульц договорятся, и СДПГ решится совершить политическое харакири, пойдя на новый союз с ХДС/ХСС, АдГ станет в бундестаге лидером оппозиции, имеющим по закону колоссальные привилегии. И партия ими сполна воспользуется на фоне неизбежного ослабления состоящих в неравном браке и ненавидящих друг друга "партнёров" по "большой коалиции". Понятно, что полный четырёхлетний срок такое правительство не проживёт, и это означает триумф АдГ, с которой пока другие политические партии отказываются иметь дело, на всё равно неизбежных в недалёком будущем парламентских выборах. Таким образом, Германия стоит на пороге больших перемен, причём к лучшему, но перед этим стране предстоят серьёзные испытания, которые сделают невозможной активную немецкую внешнюю политику до того времени, пока они не закончатся.
Комментарии читателей (0):