Министр экономики Беларуси Владимир Зиновский предсказал снижение инфляции в стране до 2-3%. В прошлом году у белорусов была рекордно низкая инфляция – чуть более 4,5%. А рост ВВП составил 2,4%, что оказалось выше прогноза (1,7%). В целом 2017 год стал позитивным для Беларуси. Почему? Рассказывает эксперт по белорусской экономике Дмитрий Болкунец.
– На мой взгляд, экономические итоги для Белоруссии позитивны. Беларусь в 2017 году, наверное, впервые за всю историю суверенного государства, получила самую низкую инфляцию. Плюс есть незначительный экономический рост. Кроме того, Беларусь прошла определенный промежуток негативных социальных потрясений, которые были в начале года, и смогла обеспечить определенную стабильность к концу года.
Все это было вызвано, в первую очередь, значительной помощью со стороны Российской Федерации в виде очередных кредитов, которые были предоставлены Белоруссии. Плюс важно отметить и тот рынок, который Россия предоставляет Белоруссии для сбыта белорусских товаров. Также существенную роль играет привлечение ресурсов на внешних рынках, не только в РФ.
Есть определенные сложности в ситуации с белорусской экономикой. Они связаны с нарастанием внешней государственной задолженности, которую получает правительство на внешних рынках. Эта задолженность увеличивается, и Беларусь планирует привлечь по некоторым оценкам около 3 млрд долларов на внешних рынках в 2018 году. Часть денег она намерена получить на российском рынке. И, видимо, снова повторится история с евробондами. Но эта политика абсолютно прогнозируема и связана, конечно же, с нежеланием белорусского правительства проводить существенную экономическую реформу в стране, проводить приватизацию и так далее.
Отмечу, что правительство каждый год намечает планы по приватизации, по привлечению внешних прямых инвестиций, но эти планы никогда не выполнялись. Те прямые инвестиции, которые идут в республику, вообще ничего не решают. Причиной является, в первую очередь, недоверие ключевых инвесторов к той политической системе и к тому политическому режиму, который в Белоруссии существует.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если говорить об ЕАЭС в целом, то вне конкуренции находятся Россия и Казахстан, по целому ряду причин. Очевидно, что Российская Федерация имеет определенные ресурсы, Казахстан тоже имеет возможности для развития благодаря ресурсам. Белоруссия же, на мой взгляд, занимает третье место после России и Казахстана по некоторым экономическим показателям. Например, по качеству жизни.
Если же ориентироваться на процессы трудовой миграции внутри ЕАЭС, то в этом плане белорусские граждане и граждане Кыргызстана, конечно, в лидерах по числу лиц, уехавших на заработки в Россию.
Лет десять назад во всех белорусских государственных СМИ, в научных или околонаучных изданиях прозвучал такой термин, как «белорусское экономическое чудо». Но дело в том, что все это чудо держится на нескольких китах.
Первый кит – это российская нефть и нефтепродукты, которые Беларусь получает из России, перерабатывает и дальше поставляет в другие страны. Такой нефтяной офшор. Страна, не имея собственных объемов нефти, является одним из лидеров по продаже нефтепродуктов на европейский рынок. Это дает существенную долю в пополнении белорусской казны.
Второй кит – это газ, который Беларусь получает по особым условиям от Российской Федерации. Она на этом тоже зарабатывает. Все газовые споры, которые состоялись в отношении цены на газ, сводятся к обвинениям Беларуси в адрес России, что газ чрезвычайно дорог. При этом белорусские власти продают газ для собственных предприятий, бывает и в два раза дороже, чем цены, по которым она получает его от РФ. Отмечу, что население страны платит чуть меньше закупочной цены – это называется перекрестное субсидирование, и это, конечно, накладывает груз ответственности и расходов на предприятия.
Третий кит – это российский рынок, который Беларусь получила и которым пользуется. Это благоприятный рынок. Власти республики регулярно требуют от России доступа абсолютно всех товаров на белорусский рынок, но при этом практически закрывают свою нишу и свой рынок от российских товаров, опасаясь конкуренции. Последний пример – это рынок сахара. Еще несколько лет назад Беларусь без проблем поставляла свой сахар на российский рынок, но сегодня РФ производит в достаточном количестве свой сахар, и этот сахар уже едет на внешние рынки. Беларусь в ответ на это уже приняла меры для ограничения поставок сахара из России, потому что это бьет по белорусским производителям.
Таким образом, «белорусское экономическое чудо» основано в первую очередь на тех субсидиях и преференциях, которые ей предоставляет Российская Федерация.
Нынешняя белорусская экономическая модель несостоятельна. Зависимость от одного источника финансирования создает чрезвычайно высокие риски для безопасности государства и для выживания Белоруссии как самостоятельного субъекта международного права. Правительство должно проводить реформы, но я не питаю иллюзий: нынешний лидер государства может эти реформы провалить.
Комментарии читателей (0):