О так называемых «экспертах» в антироссийской истерии

Армения выбирает общее будущее с Россией
11 декабря 2017  10:00 Отправить по email
Печать

После подписания Соглашения о всеобъемлющем и углубленном партнерстве (СВУП) между Арменией и Европейским союзом 24 ноября СМИ и блогосферу буквально захлестнула волна разнообразных «экспертов», взявшихся судить о будущем российско-армянских отношений. При этом свои неадекватные высказывания они тиражируют не только на определенных сайтах или страничках в соцсетях, но иногда даже на центральных телеканалах как Армении, так и России.

Вообще-то, исходя из классического определения слова «эксперт», это должны быть «лица, обладающие специальными знаниями в какой-либо определенной области». Однако те «специалисты», которые пытаются делать некие грандиозные выводы о мировой политике в целом и российско-армянским отношениям, в частности, не обладают даже элементарной информацией.

Например, "эксперты" берутся делать выводы о «повороте всей внешней политики Еревана в сторону Запада», не удосужившись не то, что прочитать текст того самого соглашения с Евросоюзом (сотни страниц как-никак, да еще и на английском), а хотя бы высказывания армянских государственных лиц по этому поводу.

Приведем в пример хотя бы интервью президента Армении С.А.Саргсяна 2 ноября 2017 г., в котором он четко сказал, что в соглашении с ЕС «нет ничего, противоречащего членству страны в Евразийском экономическом союзе». По его словам, соглашение Армения-ЕС предполагает углубление сотрудничества с Брюсселем в первую очередь в вопросе модернизации общества, госструктур, повышения эффективности управления, укрепления прав человека.

Обратимся и к высказываниям российских официальных лиц. 27 ноября, накануне подписания СВУП, Ереван посетила делегация российской партии «Единая Россия». Глава делегации, заместитель Генерального секретаря «ЕР» С.Железняк подчеркнул, что правящая российская партия также является сторонником развития широких международных отношений и сотрудничества, политики «и – и», а не «или – или». По его мнению, Армения развивает отношения именно в этом контексте – и с Россией, и с ЕС, поэтому «все моменты, которые отличаются от этой позиции, не отражают официальных подходов РФ и правящей политической силы».

Про выгоды от политики «и – и» говорил даже известный прозападный политолог С.Григорян, подчеркнувший, что Армения «может стать мостом между ЕС и ЕАЭС, ЕС и Россией», а также в отношениях Евросоюза с Ираном. Во всех выступлениях представителей армянских властей звучала четкая установка, что развитие отношений с ЕС и подписание с ним Соглашения должно проводиться «не в ущерб» отношениям с Россией и ЕАЭС, а также принятым на себя обязательствам в рамках этой организации.

По этому поводу позицию правящей Республиканской партии озвучил вице-спикер Национального собрания Эдуард Шармазанов, который заявил, что решение о вхождении Армении в ЕАЭС это не только политическое решение, но оно основано также и на конкретных экономических расчетах.

«Когда мы принимали решение по вступлению в Евразийский союз, мы провели четкие расчеты, и они были в пользу Армении. Мы присоединились к 170-миллионному рынку. Это очень хороший клуб для привлечения инвесторов, потому что одно дело предлагать инвестору трехмиллионный рынок, совсем другое дело – 170-миллионный», - заявил Шармазанов. Признав, что в ЕАЭС есть определенные проблемы, вице-спикер Национального собрания отметил, что проблемы есть и в Евросоюзе, и в НАТО.

Шармазанов подчеркнул, что вступление в ЕАЭС поддерживала не только Республиканская партия. Он напомнил, что предыдущее Национальное собрание утвердило решение о вступлении в союз 103 голосами «за» и только семью голосами «против». «Это был один из редких вопросов, за которые голосовало не только парламентское большинство, но и оппозиционные депутаты. Спросили ли те, кто призывает выйти из ЕАЭС, у жителей сел и городов, какой ущерб им будет нанесен?» — сказал представитель правящей партии.

Самая крупная оппозиционная фракция парламента – блок «Царукян» в этом вопросе поддержала Республиканскую партию. Депутат фракции Микаэл Мелкумян в частности заявил, что большая часть перечисленных представителями «Елк» проблем не связана с вступлением в ЕАЭС. Большую часть проблем депутат связал с внутренними проблемами, и предложил вместо вопроса о выходе из ЕАЭС обсудить вопрос о том, почему возможности этого союза используются неэффективно.

В ходе всех визитов российских государственных лиц в Ереван и армянского руководства в Россию никто не поднимал вопрос о «предательстве» или о том, что «Соглашение о всеобъемлющем и углубленном партнерстве» может как-то повлиять на стратегические союзнические связи России и Армении. Никто не ставил и не ставит вопрос (кроме нескольких депутатов от блока «Елк» - им за это и платят) о выходе Армении из Евразийского экономического союза или ОДКБ. Наоборот – все говорили о том, что мы взаимодействовали и продолжим вместе работать в десятках областей – от обороны и экономики до борьбы со стихийными бедствиями или эпидемиями, и будем только углублять наше сотрудничество.

На самом деле интерес Армении к ЕС имеет под собой достаточно серьезную почву. Например, в первом полугодии 2017 года на страны Евросоюза приходилось порядка трети армянского экспорта и около половины импорта. Армения стремится сотрудничать с ЕС в области новых технологий. Кроме того у Армении есть задача не допустить роста влияния Турции и Азербайджана в Европе касательно нагорно-карабахского конфликта, особенно с учетом того, что Франция со своей полумиллионной армянской диаспорой, вместе с США и Россией выступает сопредседателем Минской группы ОБСЕ.

Военная база России в Армении нейтрализует военную угрозу со стороны Турции и в то же время играет важную роль в недопущении решения нагорно-карабахского конфликта военным путем в пользу Азербайджана. Эта роль России признается всеми партнерами Минской группы ОБСЕ.

Отказ Армении подписать Соглашение об ассоциации с ЕС в 2013 году подается как следствие давления Москвы, однако при этом упускаются важные моменты. Один из нюансов заключался в том, что с подписанием соглашения об ассоциации ЕС закрывал путь к евразийским интеграционным проектам. Кроме того в 2013 году у Москвы была надежда на то, что в Таможенный союз войдет и Украина.

С укреплением геополитических позиций на мировой арене будет увеличиваться и влияние России на Европу, а, следовательно, важно сохранить некоторые связующие нити с Евросоюзом. Такую роль связующего звена может сыграть Армения, которая может стать дополнительной площадкой для диалога между Россией и ЕС. Вспомним, что во время переговоров об открытии КПП Казбеги – Верхний Ларс в 2009 году Армения выступала роли посредника в отношениях между Россией и Грузией.

Как можно после всего этого рассуждать о том, что «Армения, наконец, одумалась после 3 сентября 2013 года и наконец, переориентировалась на Европу»!? И можно ли обижаться на Россию, услышав мнения отдельных лиц, пусть и высказанные с телеэкранов? В этих «ток-шоу» нередко и украинские «эксперты» выступают с неадекватными выпадами, похлеще «неверной жены». Может быть, это тоже будем обсуждать в армянских соцсетях и выдавать за позицию России?

В России прекрасно понимают, что Армения находится в непростом геополитическом положении, поэтому будет развивать отношения как с Москвой – своим стратегическим союзником, так и с другими странами. И в России, безусловно, есть определенная надежда на то, что здесь, наконец, заработает формула «и – и», а не «или – или». На то, что можно будет сочетать нормальное и взаимовыгодное партнерство и с Востоком, и с Западом. А нервозность некоторых «экспертов» проистекает не только от их незнания армянских реалий, сколько от боязни за братский народ, что он, начав «заигрывать» с Западом, может разделить судьбу другого братского народа – украинского. Будем надеяться, что этого не произойдет.

Айк Айвазян - руководитель информационно-аналитического центра «Луйс»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть